Конспект урока по информатике на тему «Моделирование как метод познания» (9 класс)


Конспект урока
Тема урока: «Моделирование как метод познания».
Место: 9 класс, 2 урок по главе «Моделирование и формализация».
Тип урока: Урок объяснения нового материала и закрепления ранее полученных знаний
Цель: сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания. 
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся с понятиями модель, моделирование; 
Развивающая: обеспечение развития у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
Воспитательная: воспитание информационной культуры.
Оборудование: интерактивная доска, учебник.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Повторение по теме «Окружающий мир как иерархическая система»
2. Изучение нового материала;
3. Закрепление;
4. Постановка домашнего задания, итог урока.
Этап урок Деятельность учителя Деятельность учащихся Презентация
Организационный момент -Здравствуйте, сегодня на уроке мы будем изучать тему «Моделирование как метод познания» Приветствуют учителя. Записывают тему урока.
Повторение по теме «Окружающий мир как иерархическая система»
Ответьте на вопросы:
Что такое микромир? Приведите примеры.
Что такое макромир? Приведите примеры.
Что такое мегамир? Приведите примеры.
Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? после сборки? после включения компьютера?
От чего зависят свойства системы?
Привести примеры систем, выделить их элементы Отвечают на вопросы
Изучение нового материала С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).
Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.
Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.
Как вы думаете, что такое модель?
В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.
Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?
Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.
Почему не использовать сам оригинал?
1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности
Теория вымирания динозавров.
2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.
3. Объект очень велик, очень мал
Глобус, модель Солнечной системы, модель атома
4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно
Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель
5. Исследование объекта может привести к разрушению
Модель самолета, автомобиля
Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии – строения и поведение живых организмов.
Человек в различных науках исследуется в рамках различных моделей:
В механике – как материальная точка
В химии – как объект, состоящий из различных химических веществ
В биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению
Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.
 Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель.
Всякая модель воспроизводит только те свойства объекта – оригинала, которые понадобятся при исследовании, изучении объекта.
Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель может оказаться полезным и единственным инструментом исследования.
 
 
Приводят свои примеры
Предполагают
Делают записи в тетради
Записывают определения в тетрадь  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Закрепление Контрольные вопросы (представлены на слайде).
 
 
 
 
-Выполните задания, которое представлено на слайдах (карточках)
 
-Проверяем. Отвечают на вопросы.
 
 
 
Выполняют задание на компьютере и в тетради
Сверяют свои ответы с доской.



Постановка домашнего задания, подведение итогов. - Запишите домашнее задание.
 
 
 
 
 
 - Подведем итоги.
- О чем говорили на уроке?
- Что было сложно?
- Что было интересно?
- Какие задания выполняли?
- Как вы себя оцените?
 
- Спасибо за урок! Записывают домашнее задание.
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы.