Обобщающий урок – игра по окружающему миру на тему: «По природным зонам России» (4 класс)


Обобщающий урок – игра
«По природным зонам России»
Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», выявить знатока природы. Проверить знания, умения и навыки учащихся. Развивать познавательный интерес и творческую активность. Воспитание любви и уважения к природе.
Оборудование: игровое поле, карточки – задания; рисунки животных и растений; рисунки детей на тему: «Природные зоны России».
Ход урока: Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставленный ведущим вопрос. Если ответ верный, то команда получает эти очки, а ведущий зачеркивает их на доске. Если команда не справилась с ответом, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти же очки.
Путешествие
10. Назовите природные условия Арктики.
20. Узнай природную зону:
1. Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, земля промерзает на большую глубину? (Тундра)
2. Поверхность этой территории покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая, но холодная. (Пустыня)
30. Блиц - турнир: «Я знаю лес».
- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный).
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
- Какое дерево является символом России? (Береза)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка – летяга)
- Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
- Узнай животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах? (Рысь)
40. Исправь ошибки:
«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.»Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сделать нельзя, они корявые.
50. Узнай растение по описанию, назови соответствующую зону.
- Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листочки, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)
- Это таежное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)
- Высокое растение (до 35 м), долгожитель живет до 100 лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
- Это травянистое растение с корнем «метелочкой» узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
- У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул)
Угадай-ка
10. Угадай животное по описанию.
Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздух и снова в воду. А зимой когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень)
20. Самое умное морское животное? (Дельфин)
30. Установи стрелками соответствие.
Полярная ива Ягоды
Брусника
ЯгельДеревья
Голубика
Карликовая береза
МорошкаЛишайник
Мхи
40. Графический диктант : «Животные тундры».
Если учащиеся согласны с высказываниями, ставят +, нет -. По рисунку легко и быстро проверить работу.
В тундре водится небольшой по размеру грызун - лемминг.
Белая куропатка – хищная птица.
Белая сова – растительноядная птица.
Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
Песцы питаются леммингами.
Дикий северный олень питается ягелем.
Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
Ответы: + - - + + + - + + +.50. Домашнее задание: «Придумай вопрос сопернику».
Вопрос
Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
20. Почему в тундре много болот и озер?
30. Каких животных Арктики вы знаете и как они приспособились к суровым условиям.
40. Домашнее задание: «Придумай вопрос сопернику».
50. Назовите экологические проблемы степи. (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство).
Поиграем
Игра «Узнай меня». Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги.
(Черепаха)
20. Игра «Блиц – турнир».
1. Как называют большое скопление птиц на скалах? (Птичьи базары)
2. Кого называют кораблем пустыни? (Верблюда)
3. Этот жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок. (жук-скарабей)
4. Верно ли, что у карликовой березы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки? (нет)
5. Верно ли, что у верблюда густые длинные ресницы? (Да, они предохраняют от попадания в глаза песка во время ветра)
30. Аукцион «Кто больше?» Назвать как можно больше растений и животных пустыни.
40. Игра «Третий лишний»: определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
1. Жук скарабей, кедровка, саксаул. (Пустыня)
2. Мхи и лишайники, лиственница, лось. (Лес)
3. Северный олень, дельфин, карликовая ива. (Тундра)
4. Степной жаворонок, типчак, ель. (Степь)
5. Полярный мак, морж, рысь. (Арктика)
6. Ящерица кавказская, баклан, сайгак. (Черноморское побережье Кавказа)
50. Расположи карточки соответственно природным зонам.
Команды получают конверты с табличками: «Крайний Север», «Тундра», «Степь», «Пустыня», «Лес», «Черноморское побережье Кавказа». И карточки.
Для первой команды: тюлень, морошка, глухарь, кипарис, кайры, богомол, дрофа, липа, лемминг, тюльпан, дельфин, белка, карликовая береза, морж,2-я команда: белый медведь, гагарка, полярный мак, ягель, белая куропатка, голубика, рысь, ковыль, бурый медведь, верблюжья колючка, журавль-красавка, цикада, дуб, тушканчик, каштан, бурый медведь.Итог игры. Подсчитывается общее количество баллов для каждой команды – так находится команда победитель. Также ведется индивидуальный подсчет баллов – определяется «Знаток природы».
Награждение победителей. По результатам игры каждый ученик получает оценку в зависимости от количества набранных баллов.
Литература: Поурочные разработки по курсу окружающий мир – 4 класс.
Природоведение 4 класс, А.А.Плешаков, Москва, Просвещение.2002 год.
«Педагогическое творчество» - Природоведение и экология . №3 - 2000г Журнал «Начальная школа» - №1 – 2006 год.