Конспект по окружающему миру на тему Путешествие по природным зонам


Конспект обобщающего урока по окружающему миру
Учитель: Лебедева С.А.
Студентка: гр. 731, Пронина А.А.Тема урока: «Путешествие по природным зонам»
Оборудование: карточки (конверты) с заданиями, жетоны, презентация
Цели и задачи:
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания школьников о природе
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы
Познавательные:
Выполнять задания, предложенные учителем;
Анализировать, делать выводы
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге;
Слушать и понимать других
Личностные:
Воспитывать любовь к Родине, к природе, животным;
Воспитывать умения работать в коллективе
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный
момент Здравствуйте! Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие в природные зоны. Во время путешествия мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и природном мире. В путешествия отправятся 3 команды. Разделитесь на команды и выберете капитана. Молодцы! Команды, посмотрите на своих соперников, поприветствуйте их и пожелайте друг другу удачи.
Приветствуют.
Делятся на команды.
Основная часть
Разминка.
Задание 1.
Задание 2.
«В широкой степи»
Задание 3.
«По горам»
Задание 4.
«По холодной тундре»
Задание 5.
«по морским просторам»
Задание 6.
«В жаркой пустыне»
Задание 7.
«Жалобы»
Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды готовы к путешествию.
1. Как по солнцу определить стороны (света горизонта)?
2. Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
3. Что может заменить компас?
Мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны она прибыла, чтобы показать свои знания.
Каждой команде вручается конверт-письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать письмо, назвать природную зону.
За точное определение зоны команде дается 2 жетона.
1. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. Мелкие реки промерзают до дна. (Тундра)
2. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, продолжительное, много солнца. Дождей выпадает немного, в основном летом. Бывают сильные ветры – суховеи. (Степь)
3. Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Редко бывают дожди. Зима короткая, длится 2–3 месяца, и очень холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза. (Пустыня)
Молодцы! Теперь вы знаете, какую природную зону вы представляете.
Продолжаем путешествие. А путешествуем мы теперь по степи.
Для начала отгадаем загадки. За правильный ответ команда получает 1 жетон, отвечаем по поднятой руке, ответ, который выкрикивают, не засчитывается.
1. Маленькая, легкая, а за хвост не поднимешь (ящерица)
2. Роет, роет, роет, роет.
Ход подземный быстро строит,
Ход подземный строит ловко,
Строит спальню и кладовку. (хомяк)
3. На голове хоть нет короны,
Но величают всё ж царём,
И этой царской ведь особе,
Ветра любые нипочём! (орел)
4. Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)
5. Ушки на макушке,
Глазки словно бусинки,
Розовый носик,
Тоненький хвостик! (мышь)
6. Его усы длиннее тела,
На задних лапках скачет смело,
А если и устанет,
На крыло он встанет! (кузнечик)
Теперь м знаем, что вы хорошо знаете животных степи. Молодцы!
Но это еще не все! Следующие задание заключается в том, чтобы вы отгадали растение по картинке, отвечаем так же по поднятой руке, ответы не выкрикивать, за правильно угаданное растение команда получает 1 жетон. (тюльпан, ковыль, ирис, типчак, сон-трава, подсолнечник)
Молодцы, и растения вы знаете так же хорошо!
А теперь мы отправимся в горы!
Каждая команда получит карточку со схемой горы и должна будет подписать ее части. Команда, закончившая задание первой, получает 3 жетона, второй – 2, третьей – 1.
На экране схема горы, после задания с подписанными частями.
Посмотрите на изображение, прочтите части горы, именно так вы должны были ответить.
А сейчас мы идем в тундру!
И здесь нас ждут непростые, но интересные задания.
Первое задание называется «Фонограмма».
Вы должны будете по звуку угадать животное тундры, будьте внимательны.
Отвечаем по поднятой руке, не выкрикиваем.
(северный олень, полярная сова, волк, белая куропатка, чайка)
Следующим заданием будет решение теста. В тесте 5 вопросов, за 5 правильно выполненных задания команда получает 3 жетона, за 3-4 – 2 жетона, за 2 и меньше – 1.
1.Тундра расположена…
А) на равнинах,+
Б) на возвышенностях,
В) в горах
2. Главное занятие населения …
А) рыболовство,
Б) оленеводство,+
В) земледелие
3. К тундровым растениям относятся
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус,
Б) кедр, осина, пальма,
В) карликовая ива, мох – ягель, черника+
4. В тундре обитают…
А) тюлени, моржи, киты,
Б) песцы, лемминги, волки,+
В) верблюды, лошади, коровы
5. Укажи верную цепь питания:
А) растения – лемминги - полярные совы,+
Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы,
В) растения – кречеты – волки
Следующая остановка нашего путешествия – море! Здесь мы и отдохнем, поэтому задания будут выполнять только командиры.
Итак, каждый командир команды получит карточку, в которой будет написано задание.
За правильно выполненное задание и за его быстрое выполнение команда получает 4 жетона, за 1 ошибку – 3 жетона, за 2 – 2, за 3 – 1 жетон.
Атлантический океан Балтийское море, Черное море, Азовское море
Северно-Ледовитый океан Баренцево море, Белое море, море Лаптевых
Тихий океан Берингово море, охотское море, Японское море
Теперь отправимся в жаркую пустыню.
Каждая команда должна выбрать самого артистичного и подвижного ученика.
Каждому участнику я вручу карточку с заданием.
Итак, мы поиграем с вами в игру «Крокодил». Задача в том, чтобы команда, смотря на выбранного ими человека, угадала, кого он изображает, изображать можно только движениями с помощью тела, не разговаривая.
Команда тихо обговаривает ответ и по поднятой руке отвечает, выкрикивать нельзя, другие команды при этом молчат, не подсказывают, в случае затруднения участник получает другую карточку
За правильный и быстрый ответ команда получает 2 жетона, если возникнут затруднения – 1.
(верблюд, ящерица, змея, ушастый еж)
Внимание, последнее задание.
К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов.
Сейчас я вам раздам эти жалобы.
Внимательно прочтите их, вы должны будете назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет.
Команда, ответы которой окажутся более вескими, получит 2 жетона. Команда, у которой возникнут затруднения – 1.
Ж а л о б а 1.
Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, ему не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?
Ответ. это сова. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Ж а л о б а 2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ. летучая мышь.
Ж а л о б а 3.
Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и защитили честь вашей природной зоны. Отвечают на задания.
Каждая команда выполняет свое задание.
Отвечают.
Отгадывают загадки.
Отгадывают растения.
Выполняют задание.
Слушают.
Отвечают.
Решают тесты.
Командиры выполняют задание на соотнесение.
Выбирают одного ученика, он изображает животное.
Команда смотрит и отгадывает.
Читают жалобы.
Отвечают на вопрос.
Подведение итогов А теперь проверим, какая же команда оказалась более быстрой и сообразительной.
Итак, побеждает команда _____
Где только мы сегодня не побывали.
Кто помнит, куда мы путешествовали?
А какие задания выполняли?
Какие задания показались вам труднее всего?
Все верно.
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.
До свидания! Отвечают на вопросы.
Подпись учителя: __________