Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС, автор — Босова Л.А.)


Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена на основепримерной программы образовательной программы основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования №1897 от 17.12.2010г., федерального перечня учебников, рекомендованных (допущеных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и авторской программы Л.Л. Босова для 5-6 классов.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, включая: 5 класс – 35 часов, 6 класс – 35 часов (из расчета в 1 час в неделю).
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Изучение информатики и ИКТ в  5–6 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
 в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатикиЛичностные результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предметаСтруктура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Распределение часов
№ п/п Тема Количество уроков по государственной программе 5-6 класс Количество уроков по рабочей программе
5 класс 6 класс
1 Информация вокруг нас. 19 16 3
2 Компьютер 3 3 3 Подготовка текстов на компьютере 6 6 4 Компьютерная графика 3 3 5 Создание мультимедийных объектов 5 5 6 Объекты и системы 10 10
7 Информационные модели 12 12
8 Алгоритмика10 10
9 Резерв 2 2 Итого: 70 35 35
Учебно-тематический план№ п/п Раздел Тема Общее количество
часов
5 класс 6 класс
1 Информация вокруг нас Информация вокруг нас 16 3
2 Компьютер 3 3 Информационные
технологии Подготовка текстов на компьютере 6 4 Компьютерная графика 3 5 Создание мультимедийных объектов 5 6 Информационное
моделирование Объекты и системы 10
7 Информационные модели 12
8 АлгоритмикаАлгоритмика10
9 Резерв 2 Итого: 35 35
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 34;
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Информатика и ИКТ»
в 5 классах
(35 часов)
№ п/п № раздела, урока в разделе Дата Раздел, тема урока
Практическая часть Формы контроля, измерители ЗУН
5А 5Б 5В 1. Информация вокруг нас (15 часов) 1. 1.1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас. Беседа. Зачёт по ТБ
2. 1.2. Компьютер- универсальная машина для работы с информацией Беседа,
фронтальный опрос
3. 1.3. Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» Фронтальный
опрос,
практич.работа
4. 1.4. Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» Фронтальный
опрос,
практич.работа
5. 1.5. Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». Фронтальный
опрос,
практич.работа
6. 1.6. Передача информации 7. 1.7. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». Фронтальный о
прос,
практич.работа
8. 1.8. В мире кодов. Способы кодирования информации Фронтальный
опрос
9. 1.9. Метод координат Фронтальный
опрос
2. Информационные технологии
(15 часов) 10. 2.1. Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов Фронтальный
опрос
11. 2.2. Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» Фронтальный
опрос,
практич.работа
12. 2.3. Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» Фронтальный
опрос,
практич.работа
13. 2.4. Фрагменты текста. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» Фронтальный
опрос,
практич.работа
14. 2.5. Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» Фронтальный
опрос,
практич.работа
15. 2.6. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» Фронтальный
опрос,
практич.работа
1. Информация вокруг нас (15 часов)
16. 1.10. Табличный способ решения логических задач. 17. 1.11. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. 18. 1.12. Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». Фронтальный
опрос,
практич.работа
2. Информационные технологии
(15 часов) 19. 2.7. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». Фронтальный
опрос,
практич.работа
20. 2.8. Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Фронтальный
опрос,
практич.работа
21. 2.9. Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» Фронтальный
опрос,
практич.работа
22. 2.10. Разнообразие задач обработки информации 1. Информация вокруг нас (15 часов)
23. 1.13. Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» Фронтальный
опрос,
практич.работа
24. 1.14. Поиск информации. 25. 1.15. Кодирование как изменение формы представления информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет». Фронтальный
опрос,
практич.работа
26. 1.16. Преобразование информации по заданным правилам. 27. 1.17. Преобразование информации путём рассуждений Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» Фронтальный
опрос,
практич.работа
28. 1.18. Разработка плана действий и его запись 29. 1.19. Запись плана действий в табличной форме 2. Информационные технологии
(15 часов) 30. 2.11. Создание движущихся изображений. 31. 2.12. Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию». Фронтальный
опрос,
практич.работа
32. 2.13. Создаём слайд-шоу (выполнение итогового проекта) Итоговый мини-проект
33. 2.14. Создаём слайд-шоу (защита итогового проекта) Итоговый мини-проект
3. Резерв времени (2 часа) 35. 3.1. Повторение раздела «Информация вокруг нас». 35 3.2. Повторение раздела «Информационные технологии». Подведение итогов. Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Информатика и ИКТ»
в 6 классах
(35 часов)
п/п № раздела, урока в разделе Дата Раздел, тема урока Практическая часть Формы контроля, измерители ЗУН
6А 6Б 6В 1. Объекты и системы
(10 часов) 1. 1.1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. Беседа. Зачёт по ТБ
2. 1.2. Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» Фронтальный
опрос,
практич.работа
3. 1.3. Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» Фронтальный
опрос,
практич.работа
4. 1.4. Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) Фронтальный
опрос,
практич.работа
5. 1.5. Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) Фронтальный
опрос,
практич.работа
6. 1.6. Разновидности объекта и их классификация. 7. 1.7. Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» Фронтальный
опрос,
практич.работа
8. 1.8. Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) Фронтальный
опрос,
практич.работа
9. 1.9. Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) Фронтальный
опрос,
практич.работа
10. 1.10. Персональный компьютер как система.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) Фронтальный
опрос,
практич.работа
2. Человек и информация
(3 часа) 11. 2.1. Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» Беседа,
фронтальный опрос
12. 2.2. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) Фронтальный
опрос,
практич.работа
13. 2.3. Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) Фронтальный
опрос,
практич.работа
3. Информационное
моделирование
(22часа) 14. 3.1. 15. 3.2. Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели» Фронтальный
опрос,
практич.работа
16. 3.3. Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» Фронтальный опрос
17. 3.4. Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» Фронтальный опрос
18. 3.5. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» Фронтальный опрос
19. 3.6. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» Фронтальный
опрос,
практич.работа
20. Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) Фронтальный
опрос,
практич.работа
21. Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» 22. Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) Фронтальный
опрос,
практич.работа
23. Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) Фронтальный
опрос,
практич.работа
24. Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» 25. Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик 26. Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей 27. Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» Фронтальный
опрос,
практич.работа
28. Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» Фронтальный
опрос,
практич.работа
29. Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» Фронтальный
опрос,
практич.работа
30. Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник 31. Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник Фронтальный опрос
32. Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник 33. Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» 34. Выполнение итогового проекта «Моя будущая профессия» Социальный проект
35. Выполнение и защита итогового проекта «Моя будущая профессия» Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно-белой печати, формата А4);
принтер (цветной печати, формата А4);
мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя; оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
операционная система;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной си-стемы или др.);
антивирусная программа;
программа-архиватор;
программа интерактивного общения;
клавиатурный тренажер;
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы;
звуковой редактор;
система автоматизированного проектирования;
система программирования;
геоинформационная система;
редактор web-страниц.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.Раздел 4. АлгоритмикаВыпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 5–6 классовБосова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы./ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие./Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса: Методическое пособие./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru)
Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»./Босова Л.Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
ЦОР:Интерактивные анимации:«Компьютер. Его роль в жизни человека»
«Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и их назначение»).
«Функциональные клавиши»
«Алфавитно-цифровые клавиши»
«Блок клавиш управления курсором»
«Дополнительная цифровая клавиатура»
«Клавиши контекстного меню»
«Положение рук. Привязка к клавишам»
«Компьютерные программы» (Часть1, 2)
«Мышь и ее назначение», «Назначение кнопок мыши»
«Операция перетаскивания», «двойной клик»
«Колесо мыши»
«Приемы выделения со вспомогательными клавишами Ctrl , Shift»
«Элементы интерфейса»
«Хранение информации. Память»
«Информация и ее носитель»
«Помехи при передаче информации»
«Приемы работы с текстом»
«Комбинация клавиш для копирования и перемещения»
«Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»
«Поиск фразы в тексте»
Алгоритмы и исполнители.
Единицы измерения информации
Информация и знания
История вычислительной техники
Мышление
Отношения между понятиями
Понятие
Содержание и объем понятия
Суждение
Типы алгоритмов
Умозаключение
Файлы и папки
Цифровые данные
Чувственное познание
Виртуальные лаборатории:
«Черные ящики»
«Разъезды»
«Переливания», «Переправы»
Интерактивный тренажер: «Внешний вид»
Интерактивные упражнения: «Вставь пропущенные слова»
Интерактивные игры: «Морской бой»