Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей


Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей
Цели учебного занятия:
формирование представления об информационных моделях и их назначении;
развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип учебного занятия: учебное занятие усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие информационной модели.
Ход учебного занятия:
Организационный момент;
Объяснение нового материала;
Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.
Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом.
Модель несет информацию о свойствах объекта-оригинала. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства.
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта или процесса.
Классификация моделей

Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.).
Информационные модели представляют собой описание объектов и процессов в виде образов и знаков, а также в форме таблиц, блок-схем, графов и т.д.
Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Примером образных информационных моделей являются рисунки, фотографии, учебные плакаты по различным предметам.
Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем. Знаковая информационная модель может быть представлена в формате текста (например, текст литературного произведения, программа на языке программирования), формулы (например, периодическая таблица элементов F=ma), таблицы (например, периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева), нот и т.д.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных знаковых систем. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и т.д.
Вербальные модели – информационные модели в мысленной и словесной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или могут быть описание поведения при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и вырабатывает свою модель поведения.
Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными средствами.

Выполнение практических заданий;
Задание 1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие материальными.
Описание битвы на Немиге в учебнике истории;
Карта Минска;
Картина И.К. Айвазовского «Бурное море»;
Рельефный макет горной цепи;
Чучело медведя; Текст программы на языке Паскаль;
Памятник Якубу Коласу;
Химическая формула воды;
Расписание уроков;
Объёмная модель атома.
Ответы :Информационные модели: а, б, в, е, з, и
Материальные модели: г, д, ж, к
Задание 2. Определите, какие из информационных моделей представлены в форме словесного описания, а какие являются графическими информационными моделями.
График функции;
Инструкция по технике безопасности;
Фотография здания;
Табель успеваемости за четверть;
Схема размещения учащихся за партами; Схема строения компьютера
Физическая карта мира;
Описание туристического маршрута;
Чертеж автомобиля;
Рецепт торта.
Ответы :Словесное описание: б, г, з, к
Графические информационные модели: а, в, д, е, ж, и
Задание 3. Составьте информационные модели углекислого газа и серной кислоты как химических веществ, используя описание на формальном языке химии.
Модель углекислого газа: СО2
Модель серной кислоты: H2SO4
Домашнее задание: §7.