Особенности Exercice (Экзерсиса) и методика проведения занятия «Народный танец» в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Школа искусств» города Сыктывкара (Республика Коми)


Особенности Exercice (Экзерсиса) и методика проведения занятия «Народный танец» в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Школа искусств» города Сыктывкара (Республика Коми)
Введение
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых — людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.
«Народный танец» как предмет обучения возник в конце XIX в. в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Ф. Кшесинский, В. Гельцер, А. Ширяев и др.
Поэтому одним из видом учебной работы по предмету «Народный танец» в МАУДО «Школа искусств» является освоение движений народного Exercice (экзерсиса), основанного на элементах народного танца. Первой целью данной методической разработки является показать формирование учебного процесса в школе искусств; далее идет анализирование Exercice (экзерсиса) по предмету «Народный танец» и в заключении дается методика проведения занятия. Значение народного экзерсиса было бы неверно считать только вспомогательным, второстепенным. Это большой специальный танцевальный тренинг, отличный от классического экзерсиса, продолжает развитие двигательного аппарата учащихся в специфике пластики народного танца. Народный экзерсис — это средство развития учащихся, готовящее их к исполнению народных танцев, развивающее нужную для этих танцев технику.
Часть элементов народного экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народного танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народном экзерсисе техники подлинных народных танцев.
В народном экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Народный экзерсис ставит перед учащимися сложные технические задачи.
1. Формирование учебного процесса в МАУДО «Школа искусств» на занятиях по предмету «Народный танец»
Содержание учебной и воспитательной работы, методика преподавания, личность, знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрения учащимся, - все это составляет ту систему воздействия, которая предопределяет весь уровень профессиональной работы педагога народного танца.
Уроки народного танца – это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь изучаемого движения. Одновременно с самого начала работы над развитием профессиональных навыков учащихся педагог народного танца должен обращать особое внимание на характер исполняемого движения, его музыкальную выразительность.
Тесно связывая технику народного танца с его внутренней одухотворенностью, система хореографического образования дает возможность педагогу во время проведения занятий обращаться внимание и на развитие воли и характера учащегося, и его эстетическое воспитание.
Личность педагога народного танца занимает особо важное место в жизни учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера держать себя, привычки, отношение к ласу в целом к каждому ученику в отдельности, стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока – все это оказывает большое влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся.
Реализация процесса обучения и воспитания протекает во время занятий в классе.
Педагог составляет общий план работы, включающий учебно-воспитательные, творческие задачи и решение целого ряда организационных вопросов.
Особое внимание необходимо обратить на музыкальное воспитание учащихся, на характер и качество музыкального исполнения. Подбор музыкального материала должен вести педагогом с концертмейстером заранее, до урока.
В младших классах музыкальное сопровождение урока должно быть во всех отношениях очень простым и ясным, близким психологии учащихся.
Безусловно, каждый педагог в силу своего индивидуального опыта создает для себя определенную методику проведения занятия, но для того, чтобы эти индивидуальные приемы были наиболее целесообразны и эффективны, преподавателю необходимо опираться в в своей практической работе на глубокие знания канонов школы танца, изучать опыт и мастерство лучших педагогов хореографии и всегда помнить, что строгий стиль исполнения – ведущая национальная черта и традиционное направление русской школы народного танца.
2. Анализ Exercice (экзерсиса) и особенности обучения по предмету «Народный танец»
Народный экзерсис на занятиях по предмету «Народный танец» в МАУДО «Школа искусств» развивает мышцы, суставы и связки, которые были не полностью развиты упражнениями классического экзерсиса. В первую очередь это относится к голеностопному суставу и мышцам, приводящим его в движение, а также коленному суставу и соответствующим мышцам. Основная особенность народного экзерсиса — активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях (характерные port de bras).
В процессе совершенствования народного экзерсиса завершается формирование танцевальной техники, что позволяет исполнить различные композиции народных танцев.
Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах (характерные battement tendu и jete), упражнения со свободной стопой (flic-flac) и круговращения ног (rond de jambe и rond de pied); упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность (battement fondu), дробные и выстукивающие движения. Раскрывание ноги (венгерский battement), зигзаг и т. д.
Этот танцевальный комплекс завершает формирование танцевальных качеств и навыков, общую подготовку психофизического аппарата учащегося.
Обучение народному экзерсису в целом аналогично обучению классическому экзерсису. Однако необходимо помнить пластико-технологические особенности народного танца. Последовательная, систематическая работа по изучению народного экзерсиса значительно расширяет диапазон технического мастерства учащегося. Строить народный экзерсис следует так, чтобы по мере изучения технологии танца она постепенно подчинялась сценическим задачам. Важно понимать, что исполнение элементов народного танца продолжает линию развития танцевальности. Элементы народного танца на середине зала играют особую роль в выработке стиля и манеры исполнения как подлинно народных, так и сценически стилизованных танцев. Они из-за своей технической и эмоционально-образной содержательности являются ступенью к созданию пластического и танцевального действия. Кроме того, небольшие по размеру, но различные по характеру и темпоритму элементы народных танцев создают у учащихся необходимую контрастность в подборе движений. Это тренирует еще более высокий уровень координации и скорости реакции, что так важно для развития пластичности исполнителя.
Элементы народного экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат учеников.
Совершенствование элементов танцевального экзерсиса в учебном заведении должно основываться на профессиональной хореографической методике с учетом физических особенностей учащегося.
Танцевальный экзерсис активно участвует в формировании качеств, навыков и умений, необходимых исполнителю.
Танцевальный экзерсис положительно влияет на исправление физических недостатков, вырабатывает необходимую для исполнителя любого профиля правильную осанку.
3. Методические рекомендации по проведению занятия «Народный танец» в МАУДО «Школа искусств»С первого занятия учащиеся должны получить представление об искусстве народного танца. Необходимо в доступной форме познакомить их с историей развития хореографического искусства, традициями школы, воспитавшей всемирно известных мастеров народного танца.
Проведение урока народного танца требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так отдельные его части.
Приступая к практическим занятиям, необходимо, заранее познакомившись с каждым учеником, указать ему место в классе как у станка, так и на середине учебного зала.
Входя в учебный зал, педагог должен видеть учащихся спокойно стоящими у станка, что позволяет без дополнительных наставлений перейти к занятиям.
Работая над экзерсисом, необходимо все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной ноги, так и с другой, что в равной мере развивает и укрепляет двигательный аппарат учащегося и совершенствует элементарную технику танца. Все учебные занятия начинают с соответствующей подготовкой (preparation). Помимо правильной подготовки и работы над выполнением упражнения, нужно требовать от учащихся умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.
Начинается занятие с приседаний, которые постепенно вводят в работу суставно-связочный аппарат, а заканчивается большими бросками. В урок могут включаться упражнения других разделов. На пример, вместо маленьких бросков можно использовать каблучные упражнения, которые также исполняются на присогнутых ногах и в сочетании с подъемом пятки опорной ноги; дробные выстукивания можно чередовать с упражнениями с ненапряженной стопой или с зигзагами.
При проведении занятия «Народный танец» педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению, физического аппарата исполнителей. Это особенно важно учитывать при проведении занятий в зимнее время года. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц, а порой — к их заболеванию. Для того, чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое. Например, после исполнения маленьких бросков с большой нагрузкой на икроножную мышцу опорной ноги нужно предложить упражнение на прямой опорной ноге. Для отдыха можно также исполнить одно—два танцевальных движения на середине зала. Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения это упражнение на развитие подвижности стопы, то основу комбинации должны составлять упражнения данного раздела, исполняемые в заданной последовательности, музыкальном ритме, темпе и характере какого-либо народного танца. Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала.
Урок народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраивается не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки. При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое, что может повлиять на состояние учащихся. Каждый урок может включать 8—9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах — с упражнениями на присогнутых ногах и т. п. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90°, большие броски. Первым упражнением народного экзерсиса является Plie, которое вырабатывает гибкость, эластичность и выворотность ног, плавный и мягкий прием связи, устойчивость, элевацию, придает соответствующий пластический характер учебному упражнению или сценическому танцевальному действию.
Упражнения этого раздела вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мышцы, мышцы бедра, пяточное (ахиллесово) сухожилие, суставы стопы, развивают мягкость, эластичность движений, силу ног. Поэтому начинать урок народного танца нужно именно с этого упражнения. Народно-сценический экзерсис завершает формирование танцевальных качеств и навыков, общую подготовку психофизического аппарата обучающегося.
В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип —от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.
Заключение
Воспитание исполнителя народного танца — процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок «Народного танца» у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен.
Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.
В народном экзерсисе совершается переход к композициям, основанным на конкретном материале того пли иного народного танца, выражающем суть музыкального отрывка и требующем передачи его в действенной танцевальной пластике и беспрерывно меняющейся эмоциональной окраске. Техническое исполнение комбинации становится средством к танцу в образе, к сценическому действию.
Народный танец — основное средство подготовки танцовщиков, универсальная система развития их психофизического аппарата.