Рабочая программа по географии для 7 класса (2 часа в неделя), Автор учебника Домогацких Е.М.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО учителей__________________
__________________________
Руководитель ШМО
___________/______________/
протокол № ______________
от «_____»_________ 20___ г. СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора школы по УВР
«____» _____________20___ г.
____________/_____________/ УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
_____________/______________/
приказ №__________________
от «____»____________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
в 7 классе
учитель Ярошенко Марина Вячеславовна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6 – 7 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007; страница 69.
- авторской программы Е.М. Домогацких. «Программапо географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». – 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.
Цели и задачи курса
Сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
Развить пространственно-географическое мышление;
Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
УМК:
Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В 2 ч. 7 кл. М.: «Русское слово», 2010.
Е.М. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. В 2 ч. 7 кл. М.: «Русское слово», 2010.
Кузнецов А.П. География. Земля и люди. Атлас. М.: Просвещение, 2009.
Мишняяева Е.Ю. География. Земля и люди. Контурные карты. М.: Просвещение, 2009.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа
В учебном году 34 учебные недели.
Всего часов по программе-68.
В неделю-2 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Название темы Количество
часов
на тему Количество работ Количество
контр. практ. лаборат. сочинений изложений
1. Раздел 1. Планета, на которой мы живем
Тема 1. Мировая суша Мировая суша. Суша в Океане. 21
1
1 Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
6 2. Геологическое время. 1 3. Строение земной коры. 1 1 4. Платформы и равнины 1 5. Складчатые пояса и горы. 1 6. Сейсмические и вулканические пояса планеты. 1 7. Обобщение по теме. 1 Тема 3. «Атмосфера» 4 8. Климатообразующие факторы. 1 9. Разнообразие климатов Земли. 1 1 10. Типы воздушных масс. 1 11. Обобщение знаний по теме. 1 Тема 4. «Мировой океан» 4 12. Понятие о Мировом океане. 1 13. Виды морских течений. 1 14. Органический мир морей и океанов. 1 15. Особенности природы отдельных океанов Земли. 1 1 Тема 5. Геосфера 2 16. Понятие о географической оболочке. 1 17. Закон географической зональности. 1 1 Тема 6.Человек 4 18. Древняя родина человека. Освоение Земли человеком. 1 19. Политическая карта мира. 1 1 20. Хозяйственная деятельность человека. 1 21. Взаимоотношения человека и природы. 1 Раздел 2. Материки планеты Земля
Тема 1. Африка 45
10 22. Африка. История открытия, изучения.. Географическое положение. 1 1 23. Геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые. 1 24. Особенности климата. 1 25. Внутренние воды. 1 26. Природные зоны. 1 27. Природные зоны. 1 28. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. 1 29. Население Африки. 1 30. Регионы Африки. 1 31. Обобщение по теме. 1 Тема 2. Австралия 5 32. Австралия. История открытия. Географическое положение и рельеф. 1 33. Климат. Внутренние воды. 1 34. Органический мир. 1 35. Население и хозяйство. Австралийский Союз. 1 1 36. Океания. 1 Тема 3. Антарктида 2 37. Антарктида. Географическое положение. История исследования 1 38. Природа материка. 1 Тема 4. Южная Америка 9 39. Географическое положение и история исследования. 1 40. Рельеф и полезные ископаемые. 1 1 41. Климат. 1 42. Внутренние воды. 1 43. Природные зоны. 1 1 44. Население материка. 1 45. Страны Востока материка. 1 46. Страны Анд. 1 47. Обобщение по теме. 1 Тема 5. Северная Америка 8 48. Географическое положение и исследование материка. 1 49. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат 1 50. Внутренние воды. 1 1 51. Природные зоны. 1 52. Население 1 1 53. Англо-американские страны 1 54. Латиноамериканские страны 1 55. Обобщение по теме. 1 Тема 6. Евразия 11 56. Географическое положение и исследование материка. 1 57. Рельеф и полезные ископаемые. 1 58. Климат и внутренние воды. 1 1 59. Природные зоны. 1 60. Население. Страны Северной Европы. 1 1 61. Страны Западной Европы. 1 62. Страны Восточной и Южной Европы. 1 63. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. 1 64. Страны Восточной Азии. 1 1 65. Страны Южной и Юго-Восточной Азии. 1 66. Обобщение по теме: «Северные материки» 1 Раздел III. Взаимоотношения природы и человека 2 67. Закономерности географической оболочки. 1 1 68. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека. 1 Итого: 68 15 Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды,океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: 2. Определение главных показателей климата планеты по климатической карте мира.
Тема 4. Мировой океан (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа:3. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гелии.Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практическая работа: 4. Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.
Тема 6.Человек (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.Практическая работа: 5. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (45часов)
Тема 1. Африка (10 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна,национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
Практические работы: 6. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А.Тасман, Дж. Кук,Э.Д.Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: 7. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры,магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, ДюмонДюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.
Практические работы: 8. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 9. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки.Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А.Макензи, Дж. Кабот,Г. Гудзон.
Практические работы: 10. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 11. Составление по картам описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема 6. Евразия (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы: 12. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 13. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. Выявление причин сходства и различий. 14. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практическая работа: 15. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального
природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Средства контроля:
Дюкова С.Е. Тематический контроль по географии – М.: Интеллект –Центр, 2006
Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии – М.: Экзамен, 2010
Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайскиеострова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийскийзаливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американскиеозера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).Тема «Евразия»:
- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботанический, Персидскийзаливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки:Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера:Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Тема урока Календарные сроки Вид контроля Примечание
по плану фактически Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
1. Мировая суша. Суша в Океане. Эвристическая беседа по результатам групповой работы Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
2. Геологическое время. Фронтальный устный опрос 3. Строение земной коры. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
4. Платформы и равнины Эвристическая беседа по результатам групповой работы 5. Складчатые пояса и горы. Индивидуальный устный опрос, письменный опрос 6. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Географический диктант 7. 7. Обобщение по теме. Тестирование. Тема 3. «Атмосфера» (4 часа)
8. Климатообразующие факторы. Учебное исследование. 9. Разнообразие климатов Земли. Работа с таблицей Практическая работа № 2. Определение главных показателей климата планеты по климатической карте мира.
10. Типы воздушных масс. Фронтальный устный опрос, письменный опрос 11. Обобщение знаний по теме. Отчёты в следствии групповой работы Тема 4. «Мировой океан» (4 часа).
12. Понятие о Мировом океане. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 13. Виды морских течений. Индивидуальный устный опрос. 14. Органический мир морей и океанов. Фронтальный устный опрос 15. Особенности природы отдельных океанов Земли. Индивидуальный устный опрос. Практическая работа № 3 Построение профиля дна океана по параллели, обозначение форм рельефа дна океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
16. 1Понятие о географической оболочке. Эвристическая беседа по результатам групповой работ 17. Закон географической зональности. Индивидуальный устный опрос. Практическая работа № 4. Установление по тематическим картам связей между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (4 часа)
18. Древняя родина человека. Освоение Земли человеком. Фронтальный устный опрос 19. Политическая карта мира. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 5. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
20. Хозяйственная деятельность человека. Географический диктант. 21. Взаимоотношения человека и природы. Эвристическая беседа по результатам групповой работы. Раздел 2. Материки планеты Земля (45 часов)
Тема 1. Африка (10 часов)
22. Африка. История открытия, изучения.. Географическое положение. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 6. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах
23. Геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые. Географический диктант. 24. Особенности климата. Индивидуальный устный опрос 25. Внутренние воды. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 26. Природные зоны. Отчёты групп. 27. Природные зоны. Оценка умения работы в группе 28. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Индивидуальный устный опрос, письменный опрос 29. Население Африки. Учебное исследование. 30. Регионы Африки. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 31. 31. Обобщение по теме. Защита проекта. Тема 2. Австралия (5 часов)
32. Австралия. История открытия. Географическое положение и рельеф. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 33. Климат. Внутренние воды. Фронтальный устный опрос 34. Органический мир. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 35. Население и хозяйство. Австралийский Союз. Работа с таблицей Практическая работа № 7. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия.
36. Океания. Письменный опрос Тема 3. Антарктида (2 часа)
37. Антарктида. Географическое положение. История исследования Результаты учебного исследования. 38. Природа материка. Итоговый диктант Тема 4. Южная Америка (9 часов)
39. Географическое положение и история исследования.  Работа с таблицей 40. Рельеф и полезные ископаемые. Фронтальный устный опрос Практическая работа №8. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки
41. Климат. Результаты учебного исследования. 42. Внутренние воды. Географический диктант. 43. Природные зоны. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 9. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа
44. Население материка. Отчёты групп. 45. Страны Востока материка. Оценка умения работы в группе 46. Страны Анд. Фронтальный устный опрос 47. Обобщение по теме. Тестирование. Тема 5. Северная Америка (8 часов)
48. Географическое положение и исследование материка. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 49. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат Учебное исследование. 50. Внутренние воды. Письменный опрос 51. Природные зоны. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 10. Сравнение климата отдельных частей материка расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.
52. Население Эвристическая беседа по результатам групповой работы 53. Англо-американские страны Фронтальный устный опрос Практическая работа № 11. Составление по картам описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
54. Латиноамериканские страны Учебное исследование. 55. Обобщение по теме. Тестирование Тема 6. Евразия (11 часов) Итоговый диктант
56. Географическое положение и исследование материка. Индивидуальный устный опрос. 57. Рельеф и полезные ископаемые. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 58. Климат и внутренние воды. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 12. Определение типов климата по климатическим диаграммам.
59. Природные зоны. Учебное исследование. 60. Население. Страны Северной Европы. Фронтальный устный опрос Практическая работа № 13. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий.
61. Страны Западной Европы. Эвристическая беседа по результатам групповой работы 62. Страны Восточной и Южной Европы. Фронтальный устный опрос 63. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. Индивидуальный устный опрос, письменный опрос 64. Страны Восточной Азии. Фронтальный устный опрос
Практическая работа № 14. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам.
65. Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Фронтальный письменный и устный опрос 66. Обобщение по теме: «Северные материки» Итоговый диктант Раздел III. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
67. Закономерности географической оболочки. Фронтальный устный опрос
Практическая работа № 15. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на68. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека. Итоговое тестирование.