Конспект урока по географии на тему Внутренние воды Африки (7 класс)

Урок по теме «Внутренние воды Африки» 7 класс
Цель урока: познакомить уч-ся с крупнейшими реками и озерами Африки, сформировать представление об их основных чертах, продолжить формирование умений работать с картой.
Для достижения цели урока определила задачи:
Предметные: сформировать представление об особенностях рек Африки, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим рек
Метапредметные; развивать умение составлять характеристику рек по плану, аргументировано излагать учебный материал, раскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы, соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью
Личностные: воспитание интереса к изучаемому материалу, расширение кругозора, воспитывать чувство ответственности при самооценке,
Тип урока изучение нового материала (технология модульного обучения)

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, учебники, мультимедиапроектор, презентация

Раздаточный материал: листы самооценки, рабочие листы, разработанные учителем.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы откроем еще одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным. На уроке вам придется работать много самостоятельно и оценивать себя на каждом этапе урока. Для этого у каждого из вас лежит лист самооценки. Я думаю, что у нас все получится. А для этого улыбнемся друг другу.
- Давайте вспомним:
А) Какой материк вы изучаете?
Б) С какими компонентами этого материка вы уже знакомы?
В) Попробуйте сейчас определить, с каким компонентом мы будем знакомиться сегодня.
Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода.                   Э. Огнецвет (На фоне музыки)

Почему автор обращается к рекам с таким пожеланием? ( в реках пресная вода, а ее на земле мало и она постоянно загрязняется)
Г) Запишите пожалуйста тему урока «Внутренние воды Африки»
Д) Ребята, поставим пред собой задачи. (познакомиться с реками и озерами Африки, как рельеф и климат влияют на реки, давать их характеристику)
- вспомним нужные географические термины. Что мы имеем в виду, когда говорим” внутренние воды"? (слайд)

- Итак, реки, озера есть часть внутренних вод материка.
- Выполним первый учебный элемент, вспомним части рек, озер. Обращаемся к технологической карте с УЭ 1. Выполняя диктант по теме «Речная система» определим ваш уровень знаний о реках и озерах
УЭ-1
(5
мин.)
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл
изученных понятий.

I. Выполните контрольный диктант по теме «Речная
система».
Внимательно прочитайте вопросы и варианты
ответов, определите правильный ответ. Напротив
номера вопроса запишите букву, которая
соответствует правильному ответу.
Ответы: А - исток, Б - речная система,
В - река, Г- водораздел, Д - озеро, Е - водопад, Ж - устье, 3 - бассейн, И - дельта, К - русло.
Последовательность диктовки:
1. Mecтo, где начинается река.
2.Место впадения реки в море, озеро или в другую
реку.
3.Углубление в речной долине, по которому река
течет постоянно.
4.Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
5. Территория, с которой стекают в данную реку
подземные и поверхностные воды.
6. Река со всеми притоками и притоками притоков.
7. Граница между бассейнами рек.
8. Поток воды, текущий в углублении, называемом
руслом.
9. Скопление воды в природном углублении на суше.
10. Падение воды с высокого уступа.

II. Проверьте правильность выполнения
диктанта.

III. Определите уровень ваших знаний по
следующей схеме:
10 правильных ответов - -«5»;
8-9 правильных ответов - - «4»;
6- 7 правильных ответов - - «3»;


Работайте
самостояте-льно


- Выставите себе отметки в ваши листы самооценки за УЭ 1
- Ребята, а почему тему Внутренние воды мы изучаем после рельефа и климата?
Восстановите схему, которую вы видите на экране

- Переходим к УЭ № 2
- Здесь наша задача состоит в том, чтобы дать общее представление внутренних вод материка в зависимости от рельефа и климата. Для этого вам нужно будет работать с УЭ № 2. Возьмите его, пожалуйста, в руки и выполните работу в парах
УЭ-2

Цель: составить общее представление о
внутренних водах материка на основе
установления их зависимости от рельефа и

·климата

I. Пользуясь текстом учебника с. 121-122, атласом
подготовьте устные ответы на вопросы:
1.Какие крупные реки протекают на территории
материка?
2. К бассейну какого океана они относятся?
3.Почему все крупные реки текут в Атлантический
океан?
4. Как рельеф влияет на направление и характер течения рек ?
5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
6. Какое питание характерно для рек Африки?

(Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу)

2. Оцените себя по своим ощущениям. Если вы были уверены в ответах, то поставьте 5, не совсем – 4, если затруднялись – всего лишь – 3. Помните, что вы работаете на доверии
Работайте в
паре




Работа с картой, учебником


- Физминутка
- Продолжаем изучать внутренние воды Африки
- Переходим к следующему УЭ – 3. Нам необходимо составить характеристику рек материка, используя план на стр.312 (На экран), учебник, атлас
УЭ-3 (10 мин)

Цель: составить характеристику речных систем материка; совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении.
1. Вспомните план характеристики реки.
2. Представьте, что вы - студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки Африки. Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице.

название
реки
Длина
Исток
Устье
Основной тип питания
Режим
Направлена

1
Конго







2
Нил







3. Отметьте их на контурной карте
4. Решите задачу
Проверьте правильность заполнения таблицы
IV. Оцените работу: все правильно – 5, одна ошибка – 4, две - 3
Затрудняетесь план на стр. 312, атлас.








Делайте записи в таблице


- переходим к следущему УЭ - 4
УЭ - 4
Цель: закрепить знания по рекам Африки
Разгадайте кроссворд
а) Третья по длине и площади бассейна река Африки
б) самая длинная река мира
в) самая полноводная река Африки
г) Река, образующая большую дельту при впадении в море
д)Река, текущая в Индийский океан

2. Проверьте правильность ответов и поставьте себе отметки: все правильно – 5, одна ошибка – 4, две - 3




- Используя атлас, покажите и назовите озера Африки. Переходим к УЭ - 5
- Используя текст учебника, продолжите предложение:
УЭ - 5
Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Африки, их особенностях, размещении
Продолжи предложение, используя текст учебника с.122
А) Самое большое по площади озеро ________________
Б) Самое мелководное озеро _______________
В) Самое длинное озеро __________________
Г) Почти все крупные озера Африки находятся в ______________________ на Восточно-Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют _____________________________________.
2. Оцените работу: все правильно – 5, одна ошибка – 4, две - 3
Работаете самостоятельно


- Что вы можете сказать о значение рек и озер в жизни населения Африки. ( Воды используются для орошения, где осадков выпадает мало – это реки Нил, Нигер, Замбези. По берегам Нила тянется оазис с плодородными землями, орошаемые нильской водой. Реки богаты гидроэнергией, служат водными путями, много рыбы, важное значение в питании африканцев. Подземные воды единственное водоснабжение на территории с тропическим пустынным климатом)
- Итак, возвращаемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.
- Кто желает сдать экзамен за сегодняшний урок? Пожалуйста, к карте. Угадать и показать реку, озеро по краткому описанию. Ребята загадайте реку
- Подведем итоги по листу самооценки. Отметки сложите и разделите на 5. Поднимите руки у кого 4,5 получилось молодцы. Ну, а все остальные поработайте над этим материалом дома
- Выберите домашнее задание:
А) п.27
Б. Отметить на к.к реки и озера , параграф

.Составьте рассказ о малом «кругосветном» путешествии по рекам, озерам Африки
Составьте презентацию
Рефлексия
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два вопроса перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Поднимите руку выше ( очень этого я жду!)
Не подняли – и не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!
Всем спасибо за активную работу! До свидания!
Раздать звездочки В память о нашей веселой физкультминутке









Рисунок 2