Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства Прикладная композиция для учащихся 7-13 лет


Управление по культуре Администрации Тюменского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Педагогическим советом Директор
Протокол № Протокол № _______ А.А. Лукьянова
от «___»_________2016 г. от «___»_________2016 г. Приказ №___
от «___»________2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
в области декоративно-прикладного искусства
специализация
«Прикладная композиция»
для учащихся 7 - 13 лет
срок реализации: 3 года обучения
Автор-составитель
Кургаева Д.П.,
преподаватель дополнительного образования
п. Винзили, 2016 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета. . . . . . . . . . 7
1.3.Форма проведения учебных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.4. Методы обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 7
1.5. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .8
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Учебно-тематический планирование (1 год обучения) . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Учебно-тематический планирование (2 год обучения) . . . . . . . . . . . . . . .10
2.3. Учебно-тематический планирование (3 год обучения) . . . . . . . . . . . . . . .11
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. . . . . . . . . . . 13
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК . . . . . . . . . . .16
4.1. Формы и методы контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4.2. Критерии оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. . . . . . . . 17
VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . 18
6.1 Методическая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.2. Учебная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 19
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально
 каждый ребенок увидел прекрасное,
 остановился перед ним в изумлении,
сделал прекрасное частицей своей души…
 В.А.Сухомлинский
Видеть красоту предметов декоративно — прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
        Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Дополнительная общеразвивающая программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
        Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
        Программа вводит учащихся в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа предназначена для учащихся 7-13 лет и рассчитана на 3года обучения. Занимаются мальчики и девочки. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора.
Цель: создание условий для развития творчески-активной личности учащихся в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Программа способствует:
выявлению интересов, склонностей, возможностей учащихся к различным видам художественно- прикладной деятельности деятельности;
помощи в его творческом самоопределении;
освоению современных видов декоративно-прикладного искусства( интерьерная кукла, кукла в скульптурно-текстильной технике, чердачная игрушка и тд.);
обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания;
обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом (керамика, аппликация, работа с тканью, шерстью и т.д.);
знакомству с историей солёного теста, изготовления текстильной куклы, глиняной игрушки, хохломской и городецкой росписи, народными традициями в данных областях;
освоение традиционных и современных техник в декоратино-прикладном искусстве (декупаж, скрапбукинг, декор в технике point-to-point, квиллинг, фелтинг и др
Задачи:
Обучающие:
сформировать знания и художественно-творческие умения умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества (роспись по дереву ( хохломская; городецкая), глиняная игрушка (дымковская, скопинская и др., гобелен, и др.);
научить учащихся владеть различными инструментами ( гончарный круг, муфельная печь и др.,);познакомить учащихся с историей изучаемых видов декоративно-прикладного творчества ( роспись по дереву, керамика, гобелен, роспись по ткани и др.).
Развивающие:
развивать память, внимание, фантазию, творческое воображение, мышление (художественно-образное, проектное, пространственное, критическое), мелкую моторику рук, глазомер, художественную интуицию;формировать познавательный интерес к изучаемым вида декоративно-прикладного творчества;
развивать коммуникативные, композиционные и художественно-творческие навыки.
Воспитательные:
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;
воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
формировать целостное восприятие мира;
формировать духовно-нравственные, гражданско-патриотические качества учащихся.
Социальные:
создать благоприятную атмосферу для неформального общения учащихся, увлечённых общим делом;
помочь учащемуся найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;
научить учащихся интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
При выполнении практических работ учащиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Программа по учебному предмету «Прикладная композиция» относится к общеразвивающей программе по декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладная композиция» при 3-летнем сроке обучения составляет 340 часов. Из них : 33 часа – теория, 307 – практика.
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Количество часов в неделю 2 4 4
Количество недель в учебном году 34 34 34
Общее количество часов в учебном году 68 136 136
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (упражнения, дидактические игры, выполнение практической работы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
аналитический (сравнение, сопоставление, выделение особенностей и основных характеристик аналогов изделия)
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам, Интернет ресурсам и фондом аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время уроков, учащмеся могут пользоваться Интернетом для поиска и сбора дополнительной информации по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, художественными альбомами по графике, видам росписи т др.
Класс для занятий должен быть просторным, светлым и оснащенным необходимым оборудованием, удобной мебелью и наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Прикладная композиция» рассчитана на 3 года обучения.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 7-13 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения глиняной игрушки до изготовления авторской текстильной куклы и работы с шерстью, кожей и мехом.
Учебный материал содержит такие темы как:
художественная обработка дерева (виды росписи и приемы);
художественная обработка шерсти, кожи и меха (сухое валяние, текстильная кукла, декоративное панно);
Работа с глиной (глиняная игрушка, керамика);
Работа с текстилем ( роспись по ткани, гобелен и др);
Работа с природным материалом (декоративное панно)
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем с указанием распределения учебных часов.

Учебно-тематический планирование
год обучения

п/пНазвание темы Кол-во час.
(теория) Кол-во час.
(практ) Общее кол-во часов
1 Русская матрешка 0,5 3,5 4
2 Веселый городец. Роспись разделочной доски 1 7 8
3 Дымковская глиняная игрушка. Барыня 0,5 3,5 4
4 Роспись по бересте 0,5 1,5 2
5 Декоративная доска. Декупаж0,5 1,5 2
6 Обьемная аппликация из фетра 0,5 3,5 4
7 Чердачная игрущка0,5 3,5 4
8 Сухое валяние. Пейзаж 1 7 8
9 Волшебные разводы. Роспись по ткани 1 5 6
10 Гобелен. Пейзаж 0,5 9,5 10
11 Лепка из соленого теста. Домовенок1 5 6
12 Керамика. Работа с гончарным кругом. Посуда 1 5 6
Итого 8,5 59,5 68
2 год обучения

п/пНазвание темы Кол-во час.
(теория) Кол-во час.
(практ) Общее кол-во часов
1 Объемная аппликация из ткани 0,5 3,5 4
2 Дымковская глиняная игрушка. По выбору 0,5 5,5 6
3 Объемная композиция из фетра 0,5 3,5 4
4 Художественная обработка кожи. Цветочная композиция 0,5 7,5 8
5 Декоративная доска «Зимняя фантазия». Декупаж0,5 1,5 2
6 Кукла в скульптурно-текстильной технике. Домовой 1 20 21
7 Керамика. Работа с гончарным кругом. Посуда 1 7 8
8 Роспись по ткани. Батик. 1 1 2
9 Свободная роспись. Батик 1 5 6
10 Гобелен. Тема по выбору 1 14 15
11 Сухое валяние. Натюрморт 1 9 10
12 В гостях у сказки. Обьемная скульптура 1 19 20
13 Глиняная игрушка. Свистулька 0,5 5,5 6
14 Лепка из соленого теста. Деревенский пейзаж 0,5 7,5 8
15 Роспись по бересте. Пейзаж 0,5 3,5 4
16 Роспись по стеклу. Витраж 1 7 8
Итого 12 124 136
3 год обучения

п/пНазвание темы Кол-во час.
(теория) Кол-во час.
(практ) Общее
кол-во часов
1 Хохломская роспись. Верховое письмо. Травный орнамент 1 11 12
2 Хохломская роспись. Фоновое письмо. Травный орнамент 1 11 12
3 Каргопольская глиняная игрушка. 1 7 8
4 Сувенирная игрушка изглины.
Ханты 1 7 8
5 Работа с кожей и мехом. Кукла 1 11 12
6 Художественна обработка кожи. Аппликация 1 9 10
7 Гобелен. Пейзаж 1 14 15
8 Сухое валяние. Обьемная фигура 1 8 9
9 Кукла в скульптурно-текстильной технике. Ханты 1 20 21
10 Сухое валяние. Тематический натюрморт 1 10 11
11 Керамика. Работа с гончарным кругом. Посуда 0,5 7,5 8
12 Работа с природными материалами. Панно 1 3 4
13 Новая жизнь старых вещей. Декупаж1 5 6
Итого 12,5 123,5 136

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся получат возможность:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации творческой работы по собственному или предложенному замыслу;
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
освоить понравившееся ремесло и применить творческие навыки в изобразительно-творческой деятельности в целом;
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
В сфере познавательных действий учащиеся научатся:
Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
Осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно- прикладном творчестве.
Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
Художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства
В сфере коммуникативных действий учащиеся научатся:
Первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
Формировать собственное мнение и позицию
В сфере личностных качеств у учащихся будут сформированы:
Учебно-познавательный интерес к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
Основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разно образными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки за два полугодия в каждом классе.
Итоговая аттестация выпускного класса проводится в форме выполнения выпускной экзаменационной работы по любой из пройденных, в течении 3-летнего обучения, тем.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
5 «отлично» - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, аккуратно, с соблюдением необходимой последовательности и в соответствии с требованиями программы.
4 «хорошо» - ставится, если учащийся выполнил работу немного неряшливо, с недочетами и неточностями в технологическом исполнении задания и в соответствии с требованиями программы.
3 «удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время отводится на выполнение практических заданий. Все сведения преподаватель преподносит учащимся в доступной форме, наглядно демонстрируя их. Процесс обучения наиболее эффективен при выполнении практических заданий, а также индивидуальной работы с каждым учеником.
VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алексахин Н.: Постичь цветовую гармонию сердцем и умом //Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
Бурундукова Л.И., «Волшебная изонить», М.: АСТ-Пресс книга, 2011г.
Вешкина О.Б., «Декупаж», М.: Эксмо, 2008г.
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание. Киев: Выща школа. – 1989;
Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
Декоративное искусство СССР: журнал (1980-1990 гг.);
Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. – Л.- 1987;
Кузьмина М. Макраме. М.:. ПК «Алтай». – 1994;
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;
Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов-на-Дону. – 2000;
Скребцова Т.О. ,«Шелковые картины в технике холодного батика», Р/нД.: Феникс, 2007 г.
Соколова М.М. Знакомьтесь с макраме. М.: Просвещение. – 1992.
Соснина Т.М. Макраме: Художественное плетение. – Л.: Лениздат. – 1985;
Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969;
Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992;
Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992;
http://clubmasteric.ru http://iskustitsa-tm.ru http://o-detstve.ru http://ped-kopilka.ru/ http://moikompas.ru/compas/knits_toys Учебная литература
1. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
2. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
3. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
4. Бреннан Э. «Украшения в стиле винтаж», М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
5. Вешкина О.Б., «Декупаж», М.: Эксмо, 2008г.
6. Воронова О., «Лучшая книга  для домашнего декоратора», М.:Эксмо, 2008г.
7. Ерзенкова Н.В., «Свой дом украшу я сама», «Диамант», «Лейла», 1995г
8. Журнал «Валентина»
9. Кузьмина М. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат – 1992;
10.  Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов-на-Дону. – 2000;
11.  Соколова М.М. Знакомьтесь с макраме. М.: Просвещение. – 1992.
12. Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992;
13. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992;
14. Финягин В.В., АСТ «Изделия из бересты», М.:«Астрель», 2001г.
15. Чибрикова О.В., «Прикольные подарки к любому празднику», М.: Эксмо,  2008г.
16.  Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. – М.: Коапания «Ключ-с». – 1994;
17. Ярыгина А.А., «Этот чудесный батик», Волгоград: «Учитель», 2007г.
 

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Авторская текстильная кукла «Ханты»

Приложение 2
Сухое валяние «Медведица с медвежонком»

Приложение 3
Художественная обработка дерева
«Веселый городец»

Приложение 4
Авторская текстильная кукла «Накануне Рождества»

Приложение 5
Работа с глиной

15240-3810Приложение 6
Текстильная игрушка, работа с мехом
Приложение 7
Мозайка. Стекло

Приложение 8
Работа с кожей и мехом. Кукла
2564130795020
-1052195832485Роспись по бересте.
Пейзаж
Приложение 9
Работа с гончарным кругом
-33902654503420
-3441702016125