Конспект урока Внутренние воды Африки (7 класс)


Конспект повторительно - обобщающего урока по истории Средних веков в 6 классе.
Тема: «Путешествие по Средневековью»
Разработан:
учителем истории обществознания
Вереитинова О.А.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения урока: урок-игра.
Технология: комбинированная (индивидуально – групповая)
Оформление: рисунок средневекового города, иллюстрации, творческие работы ребят (изготовленные заранее гербы ремесленных мастерских и «шедевры подмастерьев», ответы на задание «текст с ошибками», поговорки, логические цепочки, два набора элементов аппликации средневековых городов для оценивания работы в группах.Раздаточный материал: контурные карты, индивидуальные карточки – задания, жетоны для индивидуального оценивания.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному периоду; повторение исторических фактов, персоналий, терминов, хронологию по темам «Возникновение средневековых городов», « Ремесло и торговля в средневековом городе», «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики», «Крестовые походы»;
Совершенствовать навыки устной речи и работы с контурной картой; развитие мыслительной деятельности, памяти, грамотной письменной речи, умение доказывать собственное мнение и опровергать ошибочные, умение работать с таблицей, схемой, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
Способствовать развитию творческих способностей через выполнение практических заданий;
Способствовать воспитанию нравственных качества на примере трудолюбия, свободолюбия горожан Средневековья, формированию чувства такта, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию познавательного интереса к истории.
План урока:
Организационный момент: Сообщение темы, целей урока, объяснение правил игры, форм оценивания.
Мы познакомились с большой и интересной темой, узнали, где и почему стали появляться и расцветать в X-XI веках города, чем занимались их жители, как боролись с притеснениями сеньоров, как они уважительно и с гордостью относились к своим коммунам. Познакомились с городскими достопримечательностями Средневековья, побывали в роли ремесленников, купцов. Узнали какую роль в средневековье играла католическая церковь. Что такое Крестовые походы кто их совершал и их значение
Поэтому сегодня нам предстоит обобщить все ваши знания и не только выполнить задания, но сделать это творчески, организованно.
(Заранее учащиеся должны были разделиться на 2 команды, определить капитанов и оформить в средневековом стиле ее название и герб.)
На доске написано слово «ТРУД».
– Что значит трудиться на уроке?
– Что должен иметь каждый ученик?
Т – тетрадьР – ручкаУ – учебникД – дневник
– Все готовы трудиться? Итак, мы отправляемся в вооброжаемое путешествие по средневековью. У нас есть две команды, минигруппы (парты). Выполняя задание быстрее и лучше других команда получает право строить свой город – аппликацию на доске (по одной любой детали за задание) но и за яркое , полное, логически завершенное выступление или за меткое дополнение каждый из вас может получить жетон. Количество жетонов поможет заработать хорошую отметку в журнал. Но также напомню, что за нарушение дисциплины жетоны с вас будут сниматься.
2. ЭТАП 1 «РАЗМИНКА : ПОВТОРИМ ТЕРМИНЫ» - блок вопросов для каждой команды. Правильный ответ – балл, большее количество жетонов у команды – право начать « строить» город. Дайте определение следующим историческим терминам:
1 КОМАНДА
Гильдия (объединения купцов в торговые союзы)
Ратуша (здание городского совета)
Еретик (все кто критиковал господствующее вероучение церкви)
Забрало (металлическая пластина с прорезями для глаз)
Сословия (гр. людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)
Крестоносцы (участники К.П. ,борющиеся за святое дело)
2 КОМАНДА
Феод (земельный надел)
Герольд (специальный глашатай на турнирах)
Шедевр (выдающееся произведение искусства)
Цех(объединение мастеров-ремеслен. одной специальности, проживающие в одном городе)
Инквизиция (церковный суд в борьбе против ереси)
Крестовые походы(1095 совершались на Восток»Так хочет Бог»
По какой лестнице никто никогда не ходил? /Феодальной/
Мы заложили первый камень в строительстве города. Интересно, какими он будет?
ЭТАП 2 « ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
/Перед классом вывешивается стенд с кармашками, куда вставляются разноцветные карточки. Обучающиеся должны правильно расставить всю историческую мозаику, на которой написаны даты, события, участники. Ученики могут выходить по желанию или по очереди, начиная с первой парты/
Дата Событие Участники
1096 г. Первый крестовый поход Беднота, феодалы
1189-1192г. Третий крестовый поход ФридрихI Барбаросса, ФилиппII Август, РичардI Львиное Сердце
1202 – 1204г. Четвертый крестовый поход ИннокентийIII1212г Крестовые походы детей Бедняки и дети
При составлении мозаики получается красивый разноцветный стенд. Ребятам особенно нравится работать с этим заданием.
Еще одна составляющая нашего города
ЭТАП 3 « РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ» Для выполнения этого задания мне понадобятся 2 «путешественника» и 2 «эксперта», которые помогут проверить как ребята справились с заданием (это могут быть ребята быстрее других справившиеся с заданием или сильные ученики класса, подготовленные заранее).
Учащийся набравший 6 баллов получает личный жетон.
Пока наши ребята путешествуют для остальных следующее задание:
ЭТАП 4 «СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ» Условие задания: даются слова, но там перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв мы должны получить новое слово).

- Еще одна составляющая нашего города
ЭТАП 5 ЗАДАНИЕ «ТЕКСТ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ».
Найдите в тексте 4 ошибки.Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице, на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.А вот и рыночная площадь. Городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопиться уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой — прежде он тоже состоял членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него — так гласил устав.Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания...Что в этом рассказе правда, а что вымысел?
Пока ребята находят исторические ошибки остальные имеют возможность заработать личный жетон.
Объясни смысл пословицы:
«Что с возу упало, то пропало»;
«Городской воздух делает человека свободным»;
Ребята получают личные жетоны.
А теперь сверим ответы, внимание на доску
1. Улицы средневековых городов были узкими и извилистыми.2. Чтобы стать свободным, необходимо было прожить в городе 1 год и 1 день.3. Цеховые правила препятствовали конкуренции и запрещали переманивать заказчиков и покупателей.4. Цехи из общих средств поддерживали разорившихся ремесленников и они не могли быть исключены.
Команда получает право построить свой город
ЭТАП 6 «ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»
Первый слог - кусок земли,
второй - мычание коровы,
третий -предлог,
целое - свободный средневековый город. (Ком-му-на.)
Первое - бог солнца в Египте,
второе - короткое торжественное музыкальное приветствие,
третье - начальная буква алфавита,
целое - здание городского совета в средневековом городе. (Ра-туш-а.)
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,
второе - русское национальное блюдо,
третье - предлог,
Целое - одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на.)
Команда получает право построить свой город
Если остается время ребятам раздаются карточки с задание вставить пропущенное слово
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.
3. Подведение итогов групповой работы. За наиболее содержательное исполнение «застройки города» все участники команды получает по жетону.
4. Выставляются оценки:
4 жетона и более – «5»
2-3 жетона – «4»
1 жетон – «3».
Рефлексия
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
То с улыбкой вы наклейте (этого я очень жду!)
Ну, а с рожицей – не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!
ЛИСТ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ.

Задние №1 Названия водных пространств –
1.Средиземное море, 2. Балтийское море,3. Северное море.
Задание№ 2. Город –торговый пункт на пути из Европы на Восток
4. Константинополь.
Задание№ 3. Города, которым после крестовых походов перешло первенсьтво в торговле с Востоком
5.Венеция, 6.Генуя
ЗАДАНИЕ «ТЕКСТ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ».
Найдите в тексте 4 ошибки и подчеркни их, а правильный ответ запиши ниже.
Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице, на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.А вот и рыночная площадь. Городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопиться уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой — прежде он тоже состоял членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него — так гласил устав.Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания...
Что в этом рассказе правда, а что вымысел?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (получи личный жетон).
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (получи личный жетон).
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (получи личный жетон).
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (получи личный жетон).
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (получи личный жетон).
Чтобы подмастерье стал _______, он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить________ - лучший образец изделия.
На общем собрании мастера принимали ________ - правила, обязательные для всех членов______.
Подмастерья объединялись в союзы - __________ и боролись с мастерами, требуя улучшений условий_________.