Урок по географии для 7 класса «Внутренние воды Африки»


Тема. Внутренние воды Африки (модульный урок)
Учебный элемент, время Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0
(1-2 мин) Интегрирующая цель.
В процессе работы над учебными элементами вы должны:
знать крупнейшие речные и озерные системы материка;
определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа;
объяснять особенности питания и режима рек по плану;
аргументировано излагать учебный материал; раскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы;
соотносить результаты своей работы с поставленной целью;
Оборудование: физическая карта Африки, атласы, учебники, модули. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ-1
(10 мин.) Цель. Определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах.
Выполните контрольный диктант по теме «Речнаясистема». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Например: 1 – А;. Тест выполняйте в тетради.
Ответы: А – исток; Б – речная система; В – река; Г – водораздел; Д – озеро; Е – водопад; Ж – устье; З – бассейн; И – дельта; К – русло.
Вопросы теста.
Место, где начинается река.
Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Углубление в речной долине, по которому течет река постоянно.
Низменность, перед впадением реки в море, где река делится на множество рукавов.
Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
Река с её притоками.
Граница между бассейнами рек.
Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
Скопление воды в природном углублении на суше.
Падение воды с природного уступа.
Проверьте правильность выполнения диктанта по приложению 0.
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
10 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;
8-9 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;
6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний –«3»;
Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний.
Оценка. ______________. Работайте самостоятельно
УЭ-2
(13мин.) Цель. Составить общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата. Развивать умения связно и доказательно излагать учебный материал; раскрывать связи между компонентами природы.
Задание.
Пользуясь картой Африки, имеющимися знаниями о рельефе и климате материка подготовьте устные ответы на вопросы.
Какие крупные реки протекают по территории материка?
К бассейнам каких океанов они относятся?
Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
Какое влияние на режим оказывает климат?
Какое питание характерно для рек Африки?
Обсудите эти вопросы в классе.
Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии. Оценка________________. Работайте в паре.
УЭ-3
(10мин.) Цель. Составить характеристику речных систем материка.
Заполните приведенную ниже таблицу, используя статистический материал атласа, физическую карту Африки и текст учебника.
Название реки Крупные притоки Площадь бассейна Длина реки Тип питания Срок половодья
Нил Конго Замбези Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению 1.
Посчитайте число правильных ответов и разделите его на «3» - это и будет ваша оценка.
Оценка_______________.
Работайте в паре.
УЭ-4
(5 мин.) Цель. Сформировать знания об озерах материка; продолжить формирование умений выделять главные отличительные черты природного объекта.
Задание.
Прочитайте статью «Озера» на стр. 122 учебника; Обратите внимание на происхождение котловин африканских озер.
Ответьте на вопросы утверждений. В графе «Ответы» напротив утверждения ставьте знаки «+», если утверждение верное и знак «-« если оно ошибочное.
Ответ
«+», «-« № утвержденияУтверждение
1 На материке много крупных озер.
2 Оз. Чад самое крупное на материке.
3 Оз. Танганьика самое крупное из тектонических озер материка.
4 Оз. Виктория имеет крутые отвесные берега.
5 Вода оз. Ньяся соленая.
6 Оз. Чад расположено в зоне пустынь и полупустынь.
7 Средняя глубина оз. Виктория 25 метров.
8 Оз. Танганьика самое глубокое в мире.
9 Длина этого озера 650 км.
10 Большинство озер Африки находится на Восточно-Африканском плоскогорье.
11 Оз. Чад не имеет постоянных берегов.
Проверьте вашу работу по приложнию 2. Оцените работу по схеме:
11правильных ответов – «5»; 9-10 правильных ответов «4»;
7-8 правильных ответов – «3» ; менее7 правильных ответов – «2».
Оценка___________________ .. Работайте самостоятельно
УЭ-5
(5мин.) Цель. Подведение итогов.
Прочитайте еще раз цели урока
Достигли ли вы заданных целей?
Оцените свою работу на уроке. Выберите домашнее задание:
Составьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Африки если вы выполнили все без ошибок и набрали максимальное количество баллов.
Повторите записи в тетрадях. Если ваш средний балл = «4».
Повторите тему по учебнику, если вы получили низкую оценку и часто ошибались.
Поставьте себе итоговую оценку за урок. _______________ .Работайте самостоятельно
Приложение 0.
1-А; 2- Ж; 3-К; 4-И; 5-З; 6-Б; 7-Г; 8-В; 9-Д; 10-Е.
Приложение 1.
Название реки Крупные притоки Площадь бассейна Длина реки Тип питания Срок половодья
Нил Конго Замбези Приложение 2.
1+; 2-; 3+; 4-;5-;6-;7-;8-;9+;10+;11+.