НОД по ООПознание на тему Путешествие в страну Волшебных пузырьков


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №103 «Тургай»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
ОО «Познание»
Тема: «Путешествие в страну Волшебных пузырьков»
Воспитатель:
Гаттарова Ф.М.

Набережные Челны
2015 год
Тема: «Волшебные свойства воздуха и воды»
Образовательная область: ОО «Познание»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель занятия: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха (ловля воздуха полиэтиленовыми пакетами); способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; формировать умения работать в коллективе и индивидуально во время опытов (эксперимент с трубочками).
Развивающие задачи:
- развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Метод, используемый при проведении ООД:проблемно-ситуативная, интерактивная.
Целевой ориентир (в соответствии с ФГОС ДО и портрет выпускника):
-мотивированный на исследовательскую и творческую  деятельность, способный к самостоятельному поиску решений;
- владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию;
-осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности;
- осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила  поведения,  владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни.
Детская цель этой деятельности:в процессе экспериментирования узнать о свойствах воздуха, о необходимости воздуха в жизни человека и делать правильные выводы и научится грамотно их формулировать.
Предварительная работа: занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Индивидуальная работа:подведение затрудняющихся детей к правильным выводам и помощь при их формулировке.
Словарная работа:активный словарь: воздух, вода, пузыри;
пассивный словарь: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
УМК: исәнмесез, хәерле көн, сау булыгыз, хәлләр ничек? әйбәт, рәхмәт, нинди?
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение; интерактивная доска, ноутбук; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); пластмассовые контейнеры с водой (по количеству детей), пластмассовые стаканчики (по количеству детей); коктейльные трубочки (по количеству детей); гелиевые шары (по количеству детей), детское ведро, тканевый мешочек, тарелка с луком, самодельная игрушка «Ракета» на лезке.Формы, методы и приемы: сюрпризный момент – гелиевые шары, вопросы к детям, объяснения, поощрения, здоровье сберегающие технологии, работа на интерактивной доске, индивидуальная работа.Структура ООД:
Вводная часть: организационный момент (1-2 минуты)
Основная часть: (15-20 минут): сюрпризный момент, выполнение заданий, вопрос-ответ, педагогическая оценка воспитателя, указания, напоминания, аутотренинг.
Заключительная часть: (2-3 минуты): рефлексия, (анализ проведенной ООД), поощрение.
Содержание образовательной деятельности:
Вводная часть
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте. Исәнмесез. Хәерле кон. Хәлләр ничек?
Воспитатель: Молодцы, а теперь пройдём на ковер.
Сегодня мы с вами отправимся в страну Волшебных пузырьков. На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром.
На ковре стоят стульчики (кругом), по количеству детей, с привязанными к ним гелиевыми шарами, воспитатель предлагает детям сесть и отправится в путешествие.
Воспитатель: Нам в пути нужен важный помощник, о нем говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Основная часть
Воспитатель: Правильно, это воздух. Ребята, вот мы с вами и прилетели в страну Волшебных пузырьков. Теперь осторожно выходим из нашего воздушного шара. Ребята, посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен. Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на столе лежат несколько предметов: маленькое ведро, тканевый мешок и полиэтиленовый пакет. Как вы думаете, с помощью какого предмета мы сможем поймать воздух? (Ответы детей).
Воспитатель: А попробуем поймать каждым из них, по очереди! (Воспитатель берет ведро и пытается поймать воздух, потом с мешком и в конце полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Теперь смотрите, что я делаю! Взмахну пакетом перед собой. Он стал похож на подушку. Почему? (пакет наполнился воздухом).
Воспитатель: Правильно, мы видим, что воздух заполнил весь пакет. Но, его не видим. Почему? (Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный)
Воспитатель: Теперь развяжу пакет. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вот мы увидели, что перед нами есть воздух. А, теперь, ребята и вы попробуйте поймать воздух.
Игра «Поймай воздух»
Дети берут пакеты и расходятся по группе. Подходят к окну, к цветам и ловят воздух.
Воспитатель:  Молодцы, ребята, вот мы доказали, что воздух вокруг нас есть. И если мы его не видим, то он какой? Как иначе можно сказать. (Невидимый, бесцветный, прозрачный).
Вывод: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: А теперь положим пакеты и отправимся в нашу лабораторию, проведем опыты и узнаем много интересного о воздухе. Я вам предлагаю, пройти и присесть за стол. Дети подходят и садятся за столы.
 Воспитатель: Ребята, не забывайте о правилах поведения во время экспериментирования, будьте аккуратными и не мешайте соседям.
Эксперимент № 1:
Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан на дне, которого лежит вата.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли  вода в стакан? Почему нет? Потрогайте вату, какая она? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки)  Откуда они взялись? (ответы детей). Что происходит со стаканом? Что произошло с ватой на дне? (он наполняется водой и вата промокла). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Эксперимент № 3:
Необходимо обнаружить воздух в других предметах. Детям дается кусок губки и монетка, они погружают их в воду, по очереди и наблюдают за выделением воздушных пузырьков.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки)  Откуда они взялись? (вода вытеснила воздух). Что произошло с губкой? (он намок). Что с монеткой? (ничего не произошло, потому что он твердый).
Воспитатель: Сейчас я возьму кусок глины и погружу ее в воду. Что с ней происходит?(она тонет, выходят пузырьки).
Вывод: Воздух не только вокруг нас, но есть в некоторых предметах.
Эксперимент № 4:
Воспитатель:Для следующего эксперимента нам понадобится ракета, (самодельная) к которой привязан воздушный шарик, ракета прикреплена к леске. Сейчас мы с вами будем наблюдать за движением воздуха. (Выходят три ребенка, двое держат леску с двух сторон, третий надувает шарик через трубочку, привязанную к шарику, и отпускает. Шарик сдувается и начинает толкать ракету, вследствие чего начинается его движение).Вывод: Воздух может приводить предметы в движение.
Воспитатель: Ребята пришло время нам отдохнуть.
Физкультминутка
Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись, пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики
Дети подходят к столу рядом с воспитателем и берут стаканчики с водой и трубочки.
Эксперимент № 5:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики.
Дети дуют в трубочки. В стаканах появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Ой, что это? Как вы думаете? Ответы детей. (Пузырьки)
Воспитатель: А как они туда попали? Ответы детей. (Выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки).
Вывод: Вот мы и увидели: оказывается, воздух живет вокруг нас и внутри нас.  Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас? Но как он к вам попадает? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос.
Человек не может жить без воздуха. А теперь попробуйте выдохнуть и задержать дыхание. Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а теперь, посмотрите на нашу волшебную доску мы с вами рассмотрим дыхательную систему человека, как же воздух попадает в наши легкие? (Показывает картинку). Воздух, попадая в наш нос, сначала нагревается там, затем идет в гортань и после этого попадает в наши легкие, после чего мы выдыхаем его.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора отправляться в детский сад. Занимайте места. (Звучит музыка со звуками природы). Прилетели. Осторожно выходим из нашего воздушного шара.
Итог
- О чем сегодня говорили? (О воздухе и его свойствах).
- Если мы воздух не видим, то он какой? (Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим).
- Чтобы воздух увидеть, что нужно сделать? (Чтоб увидеть воздух, его надо поймать).
- Воздух находится вокруг нас, а еще где? (Воздух находится даже внутри людей).
- Ребята, а воздух имеет цвет, запах, форму, вес? (Ответы детей).
Скажем всем гостям «Спасибо за внимания». До свидания. Сау булыгыз!