Методический раздаточный материал в помощь педагогам для проведения открытого занятия в МАУДО «Школа искусств» г. Сыктывкара


«МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ»
Пименова Е.Н., методист
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Школа искусств» г. Сыктывкара
Аннотация: представленный раздаточный материал поможет педагогам подготовить и провести учебное занятие с учетом практических рекомендаций к образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей.
Данный материал будет полезен педагогам, осуществляющим образовательную деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, методистам.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Приложение Приложение №1. Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей 3
Приложение№2. Примерная схема подробного самоанализа занятия 4
Приложение №3. Примерная схема краткого самоанализа занятия 5
Приложение №4. Примерный образец составления конспекта учебного занятия 6
Приложение №5. Примерный образец составления конспекта учебного занятия 7
Приложение №1
Модель учебного занятия
в учреждении дополнительного образования детей
Этапы Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Показатели
реального результата
решения задачи
1. Организационный Подготовка детей
к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
2. Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания Оптимальность сочетания контроля и самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов
3. Подготовительный (подготовка учащихся к усвоению нового материала) Обеспечение актуализации ранее полученных знаний, необходимых для усвоения нового учебного материала Актуализация ранее полученных знаний, необходимых для усвоения нового учебного материала Актуализация ранее полученных знаний и готовность учащихся к усвоению нового материала
4. Усвоение нового учебного материала Обеспечение мотивации и принятие детьми цели занятия
Обеспечение первичного восприятия, осмысления и запоминания нового учебного материала Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация к усвоению нового материала
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся Мотивация учащихся на усвоение нового учебного материала
Активные действия учащихся в период изучения нового материала
5. Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочного понимания и коррекция знаний Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил и их обоснованием Усвоение сущности усваиваемых знаний
Устранение неверного понимания и типичных ошибок учащихся
по теме занятия
6. Закрепление усвоения учебного материала Обеспечение усвоения нового материала
через применение
его на практике Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно учащимися Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний на практике
7. Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме Распространёнными способами работы являются использование беседы и практического задания Выполнение заданий, направленных на применение знаний
на практике
Формулировка выводов по теме
8. Контрольный Выявление уровня овладения учащимися новыми знаниями на основе контроля
и оценки Использование тестовых заданий, устного и письменного опроса,
а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого) и др. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
9. Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Преподаватель совместно с учащимися подводит итог занятия и оценивает учебную работу учащихся:
что нового узнали;
какими новыми умениями и навыками овладели;
как работали ребята на занятии. Адекватность самооценки учащихся оценке преподавателя
Получение учащимися информации о реальных результатах обучения
10. Рефлексивный Мобилизация учащихся на самооценку результатов
свой работы Самооценка детьми результативности своей работы / причин некачественной работы Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
11. Информационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Понимание всеми учащимися логики успешного выполнения домашнего задания
Домашнее задание должно соответствовать уровню обученности и развития учащихся (должно быть посильно учащимся)
Приложение №2
Схема подробного самоанализа занятия
Тема занятия. Тип занятия. Каково место данного занятия в системе занятий по данной теме: как это занятие связано с предыдущими и последующими?
Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (класс, количество учащихся в классе, сколько учащихся присутствовало, количество «слабых» и «сильных» учащихся, организованность и подготовленность к занятию, активность учащихся на занятии).Какова цель занятия? Какова триединая дидактическая группа задач занятия (обучающие, развивающие, воспитывающие)?
Как отбор содержания, форм и методов обучения на различных этапах занятия способствовал достижению цели занятия? Как решались задачи на различных этапах занятия? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия?
Как отбор дидактических материалов, технических средств обучения, наглядных пособий, раздаточных материалов способствовал достижению цели занятия?
Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся на различных этапах занятия? С помощью каких форм и методов осуществлялся контроль? Как было организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Психологическая атмосфера на занятии.
Как вы оцениваете результаты занятия: дать оценку успешности в достижении цели занятия, обосновать показатели достижения цели занятия. Дать оценку успешности в достижении триединой группы задач занятия, обосновать показатели реальности достижения задач занятия. Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то почему? В заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению качества занятия и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
Приложение №3
Примерная схема краткого самоанализа занятия
Тема занятия. Тип занятия.
Какова цель занятия?
Какова триединая дидактическая группа задач занятия (обучающие, развивающие, воспитывающие). Как решались задачи на различных этапах занятия?
Как вы оцениваете результаты занятия в достижении цели занятия. Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.
Приложение №4
Примерная структура
конспекта учебного занятия
Дата:
Программа учебного предмета:
Класс:
Тема:
Тип занятия:
Цель:
Задачи:
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Материально-техническое обеспечение занятия:
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Ход проведения занятия:
№ п/п Этапы занятия Время Содержание
Содержание
деятельности педагога Содержание
деятельности учащихся
1. Организационный момент 2. Целеполагание. Мотивация. 3. Актуализация ранее усвоенного учебного материала 4. Организация усвоения нового материала 6. Практическая работа 7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Педагог:
Ф.И.О._______________________________ Подпись__________________

Приложение №5
Примерная структура
технологической карты учебного занятия
Дата:
Программа учебного предмета:
Класс:
Тип занятия:
Цель:
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Материально-техническое обеспечение занятия:
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Ход проведения занятия:

п/п Этапы занятия Время
Содержание
Содержание деятельности педагога Содержание деятельности учащихся
Педагог:
Ф.И.О._______________________________ Подпись___________________