Технологическая карта урока по информатике в 6 классе Информационное моделирование как метод познания

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 14»




Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 6 классе

по учебнику «Информатика и ИКТ» (ФГОС) Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой


«Информационное моделирование как метод познания»






Учитель информатики и ИКТ:
Денисова И.В.

Арзамас, 2017

Технологическая карта урока
Урок №14; 2016-2017 учебный год.
Учитель: Денисова И.В.
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Автор УМК: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

Тема урока: Информационное моделирование как метод познания.
Тип урока: урок "открытия" нового знания (формирование).
Цель урока: сформировать представление о процессе моделирования, о моделях, их назначении и видах моделей.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов представления).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
Задачи урока:
образовательные:
ввести понятие модели;
познакомить учащихся с основными видами моделей, способами их представления;
сформировать у учащихся умение строить модель с помощью графических возможностей текстового редактора.
развивающие:
развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем;
сформировать информационное видение окружающего мира.
воспитательные:
сформирование у учащихся самостоятельность и ответственность при изучении нового материала;
использовать полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
представления о моделях, моделировании, видах моделей, цели моделирования;
умение распознавать оригинал и модель объекта, различать натурную (материальную) и информационную модель, умение приводить примеры моделей.
личностные:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
способствование формированию умений управлять учебной деятельностью, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы;
способствование формированию мотивации к изучению предмета информатика, к познавательной деятельности;
развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
метапредметные:
развитие умения выдвигать свою точку зрения, вести диалог, доказывать свою правоту, выявлять причинно-следственные связи;
умение работать самостоятельно, пользоваться источниками информации;
формировать умение работать с текстом учебника;
владение знаково-символическими действиями.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа с учебником, практическая работа.
Основные понятия темы: объект-оригинал, модель, моделирование, натурная модель, информационная модель.
Межпредметные связи: математика, география.
Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.
Ресурсы:
Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
обучающая презентация
карточки для закрепления полученных знаний
персональный компьютер (ПК) учителя
мультимедийный проектор
экран
ПК учащихся.
















Организационная структура урока


Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Время (мин)

1
Организационный момент.
(Слайд №1)
Активизация учащихся

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся, значение
помощников учителя на уроке и руководителей
рабочих групп.
Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.
Личностные УУД:
формирование навыков самоорганизации
развитие самооценки
1

2
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
1. Фронтальная проверка наличия выполненного
задания в рабочих тетрадях (Приложение 1)
2. Проверка правильности выполнения домашнего задания: по цепочке. (РТ: №99)
(Слайд №2)







3. Блиц-анализ выполнения задания.
4. Вопросы:
Что понимаем под объектом?
Что может быть объектом?
Какие бывают имена объектов?
Какими признаками обладают объекты? Примеры.
Какие признаки объекта считаются существенными?
класс разделен на группы, в каждой их которых
находится руководитель группы. Руководитель
проверяет наличие домашнего задания и
сообщает о готовности группы к проверке.
учащиеся по цепочке читают вопросы
кроссворда и отвечают на них, отмечая
правильность выполнения задания или
исправляют ошибки.



отвечают на вопросы

Познавательные УУД:
закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.
Личностные УУД:
развитие памяти и мышления
Регулятивные УДД:
контроль знаний
5

3
Актуализация знаний и умений
Актуализация опорных знаний и способов действий, определение темы и целей урока.
У вас есть любимая игрушка? Расскажите.
Подумайте, зачем родители дают детям игрушки?




О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке? (Слайд №3)
Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры и на каких уроках вам встречались?
это глобус – заместитель Земного шара, это карта местности – заместитель ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители помогают изучать эти свойства. Такие заместители называют моделями.
Разгадайте ребус (2 слова) (Слайд №4)
Подумайте, как может называться тема нашего урока?
Разгадать следующие 2 слова ребуса (Слайды №5-6)
Назовите цели урока: (Слайд №7)



для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты.

о форме, назначении, возможностях.





























«Информационное моделирование как метод познания»

узнать: с какой целью создают модели.
понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;
научиться: создавать графические модели с помощью компьютера.
Познавательные УУД:
закрепление материала, изученного на предыдущих уроках;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов.

Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему;
развитие логического мышления.

6

4
Изучение нового материала
Понимание роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
А) Получение нового знания
Узнай о моделировании:
Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал.
Например:
манекен – модель человека;
глобус- модель Земли.
процесс создания и исследования модели.
(Слайд №8)

смотрят презентацию, записывают определения модели, прототипа - оригинала
Познавательные УУД:
развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.
8



Поиск решения учебной задачи. Установить правильность и осознанность изученного материала.
Б) Первичное осмысление и закрепление полученных знаний
- Познакомься с видами моделей и их свойствами. Расскажите о них.


Вводятся критерии оценивания работы в группах
Критерии оценивания:
Верно – 2 балла;
Частично верно – 1 балл;
Неверно – 0 баллов.
Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

Заполнение схемы.
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл;
Неверно – 0 баллов.



Задание «Выбери модели среди объектов»
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл;
Неверно – 0 баллов.
Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

Укажи модели для решения задачи:
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл;
Неверно – 0 баллов.
Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

Подведение итогов: количество баллов у каждой группы за четыре выполненных задания.



работают в группах с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке. (Приложение 2) (Слайды №9-12)









работают индивидуально, заполнение схемы, выполняют задания на распечатке. (Приложение 3) (Слайды №13-14)

работают в группах, заполнение таблицы, выбор нескольких объектов из многих, выполняют задания на распечатке. (Приложение 4) (Слайд №15)

работают в группах, заполнение таблицы, выбор нескольких объектов из многих, выполняют задания на распечатке. (Приложение 5) (Слайд №16)
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи;
формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД:
итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;
внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
11

5
Физкультминутка
(Слайд №17)
Подготовить учащихся к выполнению практической части.
Разминка для глаз.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Обведу я ими круг.
Обведу я ими круг. Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Выполняют упражнения

1

6
Практическая работа.
(Слайд №18)
Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели». Используя файл Кабинет.doc (Приложение 6) построить информационную модель кабинета.
Критерии оценивания:
Верно – 2 балла;
Частично верно – 1 балл;
Неверно – 0 баллов.

Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word.
Познавательные УУД:
умение работать в графических редакторах;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).
Регулятивные УУД:
определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других
10

7
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
(Слайды №19-20)
Выработка ответственного
отношения к труду
Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся.
Что вы сегодня узнали нового?
Какова была цель вашей деятельности?
Вы достигли поставленной цели?
Это вам пригодится для жизни?

Выставление оценок за устную работу на уроке и за
практическую работу на компьютере.
Рефлексия: письменное задание «Облако слов» (Приложение 7)













Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.
10 - 11 баллов – «5»
7 - 9 баллов – «4»
4 - 6 баллов – «3»
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.
2

8
Домашнее задание
(Слайд №21)
Формирование способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности
§9, РТ: №101, №103, №106; составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов).
Работа с дневниками

1


Приложение №1

Приложение №2
Прочитайте в учебнике на с. 52 - 53 о том, что общего у всех моделей. Заполните схему.












Прочитайте в учебнике на с. 53 о видах моделей. Заполните схему и выбрать пример из предложенных.


















Прочитайте в учебнике на с. 55-56 о видах информационных моделей. Заполните схему разновидностей информационных моделей и выберите для каждого вида пример, который вам дан.






























Приложение №3
Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие – натуральными.




























Приложение №4

Выбери модели среди объектов:
фото
скелет
муляж яблока
река

бассейн
автомобиль
кукла
кодовый замок

ручка
мультфильм
схема метро
ежедневник

выкройка фартука
песня
часы
паспорт


Приложение №5

Укажи модели для решения задачи:
Натурная модель
Информационная модель

1. Родители хотят объяснить своему ребенку, что такое самолет

 
 

2. Пассажир хочет выбрать место в салоне самолета

 
 

3. Будущего пилота необходимо научить управлять самолетом

 
 

4. Инженер-конструктор представляет новую по конструкции модель самолета

 
 










Приложение №6
Создаем графические модели.
Задание 1.
Откройте в текстовом процессоре файл Мебель.doc . Используя имеющиеся в нем объекты, изобразите план кабинета директора школы.
Работая с объектами (автофигурами и линиями), применяйте операции Копировать, Переместить, Преобразовать, Повернуть, Отразить, Группировать, Вставить.













Задание 2 (дополнительное). Творческое задание.
Придумайте сами пример объекта, графическую модель которого можно представить с помощью готовых фигур.
Создайте соответствующую графическую модель в Microsoft Office Word.
Приложение №7
Облако слов
Это – облако слов. Выбери и обведи слова (выражения), которые можно отнести к этому уроку! Спасибо!














Что общего у всех моделей?

1.

2.

Виды моделей





Примеры:

Примеры:

Виды информационных моделей (примеры)

Название:
Привести 2 примера:

Название:
Привести 2 примера:


Название:
Привести 2 примера:


Информационная

модель

Натуральная

модель

Математическая формула

Сборочный чертеж

Муляж

Блок - схема алгоритма

Эталон метра

Схема метрополитена

Карта местности

Программа телепередач

Авиамодель

Оглавление книги

Манекен





Заголовок 1вђ Заголовок 215