Программа учебного предмета Декоративно-прикладное искусстводля учащихся 7-11 лет в МАУДО Школа искусств г. Сыктывкара

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Школа искусств»
«Искусствояс школа» челядьлы содт—д т—д—млун сетан муниципальн—й асш—рлуна вел—дан учреждение














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СТАРТ»

по учебному предмету
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО














Сыктывкар 2015



Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план;
Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

6. Список литературы и средств обучения

Список методической литературы.
Список учебной литературы.
Средства обучения.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа составлена с учетом уровня развития детской аудитории в возрасте учащихся 7 – 11 лет и является в купе с остальными дисциплинами программы художественной школы подготовительным знанием для будущих учащихся школы искусств. Учитывая то, что учащиеся данного возраста не умеют пользоваться трудоемкими способами работы акценты в обучении смещаются с академических методов изображения к нетрадиционным – более свободным и нестандартным. Это коллажи, вырезки, комбинирование техник и приемов с бумагой (складывание, склеивание, вырезание и прорезание, сминание, обрывание и т.д.). Разнообразие техник и приемов, видов бумаги позволяют активизировать мышление учащихся и помогают скорее подойти к формированию макетных навыков и умений.
Программа построена по принципу «от простого к сложному»: от плоского изображения до объема, от «проекта» колонны до целых сооружений. В содержании заданий программы учитывается материал, который изучают учащиеся на других специальных учебных предметах. Для выполнения работ на темы природы или культуры широко используются знания, полученные при посещении выставок, театров и экскурсий.

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Старт» со сроком обучения 3 года срок реализации учебного предмета «ДПИ» составляет 3 года.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
При реализации программы «ДПИ» с 3-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-3 классах – 1 час.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «ДПИ» со сроком обучения 3 года составляет 101 час.

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «ДПИ» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме групповых занятий численностью от 6 до 15 человек.

Цель и задачи учебного предмета
Цель: Цель курса: развитие творческих способностей у детей на основе освоения разнообразных технических приемов работы с бумагой.
В его задачи входит:
- обучение навыкам и умениям использования разнообразными видами бумаги, как средствами художественной выразительности;
- развитие образно-логического мышления, творческого мышления, развитие воображения;
- формирование основ проектного мышления;
- формирования мировоззрения на основе изучения мировой художественной культуры;
- формирование у детей осознанного научно-художественного видения окружающего мира, природы и его использование в творческой работе.
Цели программы:
для 1-2 классов - освоение навыков работы с бумагой;
для 3 класса – развитие проектного мышления.
Задачи:
образовательные: - знать свойства различной бумаги (картона, крепированой, обычной), способы работы с бумагой при составлении аппликаций, знать такие понятия как композиция и орнамент, симметрия и асимметрия, иметь представления о народных промыслах России, о искусстве первобытных цивилизаций;
развивающие: уметь составлять композиции на заданную тему, комбинировать различные приемы, фактуры в своей работе.
воспитывающие: уметь моделировать простейшие геометрические формы из бумаги и картона, составлять сложные формы путем сочетания простых.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:
основы композиции прикладной
сюжетная композиция
декоративная композиция
создание художественного образа в композиции


Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной программы по учебному предмету
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» в 1 классе
34 учебные недели (34 часа аудиторных занятий 1 час в неделю)

Темы учебной программы, этапы освоения
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторные занятия




Теоретических
Практических

I четверть

Раздел 1. Основы композиции прикладной.

1
Вводное занятие. Свойства бумаги

2
1
1

2
Коллаж. Золотая осень
2
1
1

3
Птицы из завитков
2
1
1

4
Чудо рыба. Аппликация
3
1
2

Итого:
9
4
5

II четверть

Раздел 2. Сюжетная композиция

5
Коллективная работа. Город для всех
3
1
2

6
Новогодние наушники

4
1
3

Итого:
7
2
5

III четверть

Раздел 3. Декоративная композиция

7
Животные. Объемные фигурки
3
1
2

8
Дымковская игрушка. Аппликация
4
1
3

9
Узор для варежек
3
1
2


10
3
7

IV четверть

Раздел 4. Создание художественного образа в композиции.

10
Подводный мир. Объемная аппликация
4
1
3

11
Коллаж. Весна идет
4
1
3

Итого:
8
2
6

Итого в учебном году
34
11
23



«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» во 2 классе
35 учебные недели (35 часа аудиторных занятий 1 час в неделю)

Темы учебной программы, этапы освоения
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторные занятия




Теоретических
Практических

I четверть

Раздел 1. Сюжетная композиция

1
Буквица. Аппликация
2
1
1

2
Замок из букв. Коллаж
3
1
2

3
Животные из бумажных лент
4
1
3

Итого:
9
3
6

II четверть

Раздел 2. Создание художественного образа в композиции.

4
Зимние забавы. Коллаж
2
1
1

5
Новогодние шляпы
5
1
4

Итого:
7
2
5

III четверть

Раздел 3. Декоративная композиция

6
Динозавры. Рельеф
2
1
1

7
Образы из геометрических фигур (кругов, треугольников, линий)
4
1
3

8
Фантастическое животное
4
1
3

Итого:
10
3
7

IV четверть

Раздел 4. Сюжетная композиция

9
Египетская фреска. Аппликация
5
1
4

10
Фигуры из мятой и жатой бумаги
4
1
3

Итого:
9
2
7

Итого в учебном году
35
10
25





«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» в 3 классе
35 учебные недели (35 часа аудиторных занятий 1 час в неделю)

Темы учебной программы, этапы освоения
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторные занятия




Теоретических
Практических

I четверть

Раздел 1. Декоративная композиция

1
Растения. Упражнения на образование объема
2
1
1

2
Насекомые
3
1
2

3
Замок-крепость. Рельеф
4
1
3

Итого:
9
3
6

II четверть

Раздел 2. Создание художественного образа в композиции.

4
Крылья
3
1
2

5
Рождественский венок. Коллективная работа

4
1
3

Итого:
7
2
5

III четверть

Раздел 3. Декоративная композиция

6
Лабиринт. Приклеивание бумаги на ребро
2
1
1

7
Архитектура Древней Греции. Аппликация
4
1
3

8
Мифы Древней Греции. Мозаика

4
1
3

Итого:
10
3
7

IV четверть

Раздел 4. Сюжетная композиция

9
Колонна
3
1
2

10
Архитектурные фантазии
6
1
5

Итого:
9
2
7

Итого в учебном году
35
10
25



Годовые требования. Содержание разделов и тем

Первый год обучения

· четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Вводное занятие. Свойства бумаги

2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Коллаж. Золотая осень
2
Определение формата и колорита эскиза, передача определенного состояния посредством подбора цвета

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Птицы из завитков
2
Аккуратность, ровность линий, полосок, передача характера птицы за счет ритмических завитков.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

4
Чудо рыба. Аппликация
3
Составить образ, комбинируя бумагу.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
9






Первый год обучения
II четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Коллективная работа. Город для всех
3
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Новогодние наушники

4
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
7






Первый год обучения
III четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Животные. Объемные фигурки
3
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Дымковская игрушка. Аппликация
4
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Закомпоновать дымковскую игрушку на плоскости листа, передача деталей.

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Узор для варежек
3
Развитие образного мышления, умение подбирать цвета.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы


Итого

·]° 10








Первый год обучения
IV четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Подводный мир. Объемная аппликация
3
Знание приемов закрепления цветной бумаги и картона, аккуратность при склеивании и вырезании деталей
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Коллаж. Весна идет
4
Закомпоновать в формате листа, правильное распределение цветовых пятен, найти композиционный центр

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
7




Итого за год
33













Второй год обучения

· четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Буквица. Аппликация
2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Замок из букв. Коллаж
3
Определение формата и колорита эскиза, передача определенного состояния посредством подбора цвета

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Животные из бумажных лент
4
Аккуратность, ровность линий, полосок, передача характера птицы за счет ритмических завитков.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
9






Второй год обучения
II четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Зимние забавы. Коллаж
2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Новогодние шляпы
5
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
7






Второй год обучения
III четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Динозавры. Рельеф
3
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Образы из геометрических фигур (кругов, треугольников, линий)
4
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Закомпоновать дымковскую игрушку на плоскости листа, передача деталей.

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Фантастическое животное
4
Развитие образного мышления, умение подбирать цвета.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы


Итого
10








Второй год обучения
IV четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Египетская фреска. Аппликация
4
Знание приемов закрепления цветной бумаги и картона, аккуратность при склеивании и вырезании деталей
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Фигуры из мятой и жатой бумаги
4
Закомпоновать в формате листа, правильное распределение цветовых пятен, найти композиционный центр

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
8




Итого за год
34






Третий год обучения

· четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Растения. Упражнения на образование объема
2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Насекомые
3
Определение формата и колорита эскиза, передача определенного состояния посредством подбора цвета

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Замок-крепость. Рельеф
4
Аккуратность, ровность линий, полосок, передача характера птицы за счет ритмических завитков.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
9






Третий год обучения
II четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Крылья
2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Рождественский венок. Коллективная работа

5
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
7






Третий год обучения
III четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Лабиринт. Приклеивание бумаги на ребро
2
Знание отличительных особенностей свойств бумаги.
Аккуратность, равновесие цветовых пятен.
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Архитектура Древней Греции. Аппликация
4
Аккуратность, развитие образного и проектного мышления.
Закомпоновать дымковскую игрушку на плоскости листа, передача деталей.

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.

3
Мифы Древней Греции. Мозаика

4
Развитие образного мышления, умение подбирать цвета.
Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы


Итого
10








Третий год обучения
IV четверть




Темы учебной программы.
Всего часов
Содержание учебного материала. Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Материалы и оборудования

1
Колонна
2
Знание приемов закрепления цветной бумаги и картона, аккуратность при склеивании и вырезании деталей
Бумага, карандаш, резак, ножницы.

2
Архитектурные фантазии
6
Закомпоновать в формате листа, правильное распределение цветовых пятен, найти композиционный центр

Цветная бумага, карандаш, резак, ножницы.


Итого
8




Итого за год
34





3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение моделировать форму;
умение использовать возможности картона и бумаги, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить нестандартные решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по декоративной композиции.



4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).



Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 (отлично)
- обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,
- образность и оригинальностью идеи,
- грамотное исполнение,
- творческий подход,
- умение работать с картоном и бумагой
Оценка 4 (хорошо)
- образность и оригинальностью идеи,
- творческий подход,
- не совсем аккуратно выполнена работа,
- не совсем грамотное исполнение.
Оценка 3 (удовлетворительно)
- при выполнении работы не передано умелое применение технических средств исполнения,
- нарушены определения величины и размещение изображения в формате,
- очень неаккуратно выполнена работа

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы
Бердник Т.О., Неклюдова Г.П. Дизайн костюма. – М.: Реникс, 2000
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Вербицкий И.А. Конструирование из поролона. Детские маски. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
Вульф Г.В. Симметрия и ее проявления в природе. – М.: Эксмо, 1999
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.: Экспо, 1988
.Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М.: Просвещение, 1980.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. – М.: Просвещение, 1983
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Просвещение, 1983
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительных искусств – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
Селивончик В.И., Винников М.Н. Возрождение ремесла. Полымя. – М.: Просвещение, 1993.
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.

Видео-материалы:

Изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.

Методические разработки по программе «Декоративно-прикладное искусство в театрально-декорационном направлении».

Мастер года – 2011. Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

«ЗарниКияс». Межрегиональный фестиваль

Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУДОД «Школа искусств»
_______________ В.В. Братусь
«____»_______________20___г.

РАССМОТРЕННО:
Педагогическим советом
МАОУДОД «Школа искусств»
Протокол №_______________
«____»_______________20___г.

Составитель:
Смирнова Елена Валентиновна



ђ Заголовок 1 Заголовок 315