Практикум Метапредмет плюс для учителей ШМО в формате мероприятия Методический экспресс


Тема: Метапредметные результаты освоения ФГОС
Цель – формирование навыков проектирования современного урока (занятия), развитие методической и метапредметной компетентности педагогов.
Задачи:
познакомиться с опытом коллег по внедрению ФГОС;
формировать навыки разработки и проведения современного урока (занятия);
познакомиться с механизмами формирования метапредметных результатов освоения ООП НОО.
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
***
Ответ на него даёт великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
____________________________________________________________________
Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да ещё и осознавалось не как мёртвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
___________________________________________________________________
Думаем, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На наш взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
ФГОС второго поколения чётко определил приоритетные направления развития образования.
____________________________________________________________________
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.
В связи с этим особое внимание в ФГОС уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Юрия Вячеславовича Громыко.
“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее:
метадеятельность,
метапредмет,
метазнания,
метаумение (метаспособ).
Иногда это называют универсальными знаниями и способами.
Иногда – мыследеятельностью.
Главная цель метапредметного подхода в обучении - развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
____________________________________________________________________
Мы в своей практике основываемся на ФГОС, в котором метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Сравнительная таблица (Приложение 1)
При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты.
Результаты. Начальная школа (Приложение 2Образовательные результаты конкретизированы в примерной основной образовательной программе начального общего образования и представлены:
66 умениями базового уровня – «выпускник научится»
13 – личностные универсальные учебные действия,
9 – регулятивные
15 – познавательные
10 коммуникативные
19 - работа с текстом
44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»
10 – личностные универсальные учебные действия
7 – регулятивные
9 – познавательные
10 коммуникативные
8 - работа с текстом
Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений.
В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.
__________________________________________________________________
Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно выделить 3 интегративных метапредметных образовательных результата (компоненты учебной деятельности) подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах
умение учиться;
учебное сотрудничество;
грамотность чтения информационных текстов.
Это сквозные образовательные результаты, достигаемые на всех ступенях образования.
Одним из блоков метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия.
Номенклатура регулятивных УУД (Приложение 3)
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё не известно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
СЛАЙД «Найди пару» (таблица).
Обозначить цели - только половина дела.
Главное — представлять пути их достижения. Этому тоже можно учиться.
Таблица «Задания  для  формирования  регулятивных  УУД» (Приложение 4)
Задание (Приложение 5)
Проанализируйте  учебники математики (2 класс) ОС «Школа России», «Школа 2100», «Перспектива» на  предмет  выявления  заданий  и  определения,  на  развитие  каких  регулятивных  умений  они  направлены. 
При  проектировании  урока  учебник  является  основным  средством  обуче-ния. 
Результаты  работы  занесите  в  таблицу.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных учебных умений.
   Методы оценочной деятельности:
наблюдение,
тестирование,
практические работы,
рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
устный и письменный опрос. 
Методы контроля:
наблюдение,
проектирование,
тестирование.
Инструментарий контроля:
лист самооценки,
задания, отражающие формирование УУД,
карта наблюдений, тест,
мониторинг.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом. 
РЕФЛЕКСИЯ «Все в твоих руках».
Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать",
указательный – "Здесь мне были даны конкретные рекомендации",
средний – "Мне здесь совсем не понравилось",
безымянный – "Психологическая атмосфера",
мизинец – "Мне здесь не хватало…".