РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОДБ. 04 История для специальности 15.02.07 — Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ОДБ. 04 История

для специальности 15.02.07 - Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям)




















2014





ОДОБРЕНА
на заседании предметной (цикловой)
комиссией гуманитарных и обществоведческих дисциплин, физической культуры и ОБЖ
протокол № __от ___________
Председатель _______Куприенкова Л.А.



Составлена в соответствии с обязательным минимумом и примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 10-89 и уровню подготовки выпускника по специальности 15.02.07 - Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям)
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ О.П.Акимкина











Организация-разработчик: ОБОУ СПО «Железногорский ПК»









Разработчик: О.А. Кобзева - преподаватель истории ОБОУ СПО «Железногорский ПК»

Рецензенты : _______________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________






СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

условия реализации учебной дисциплины

24

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

1.1 Область применения программы
Рабочая  программа учебной дисциплины  «История» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:
15.02.07 - Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям)
Рабочая программа предназначена для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям:
15.02.07 - Автоматизация технологических процессов и производств ( по отраслям).
в соответствии с примерной программой по истории с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
в результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых историческихпроцессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, используется интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XXXXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIXXXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 155 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
практическая работа 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.





















Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 220703
« Автоматизация технологических процессов и производств»

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


















СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
155

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117

в том числе:


практические занятия
18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38

в том числе:


Итоговая аттестация в форме зачета(1 семестр), ( 2 семестр)- экзамена
























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование
Разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Первобытный мир и зарождение цивилизации

6


Тема 1.1.
Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и её последствия.
Содержание учебного материала
2
1


Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы происхождения человека. Виды человека. Расселение людей. Условия жизни первобытных людей. Родовая община. Достижение людей. Первобытная религия и искусство. Палеолит на территории России. Что такое неолитическая революция. Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства. Последствия неолитической революции. Неолитическая революция на территории современной России. Общественное разделение труда. Эволюция общественных отношений. Соседская община.




Самостоятельная работа обучающихся
4
2


Подготовка рефератов на темы: «Зарождение ремесла и торговли. Начало формирования народов», «У истоков государственности. Зарождение городов».



Раздел 2. Цивилизация Древнего мира

10


Тема 2.1.
Древнейшие государства. Велики державы Древнего Востока.
Содержание учебного материала
2
2


Цивилизация Древнего мира. Древний Египет. Города-государства Шумера. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Восточное Средиземноморье в древности. Древнейшие цивилизации долины реки Инд. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Предпосылки появления первых держав. Хеттское царство. Ассирия и Урарту. Мидийско-Персидское царство. Индийские державы. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.



Тема 2.2.
Древняя Греция. Древний Рим
Содержание учебного материала
2
2


Минойская и микенская цивилизация. Дорийское завоевание. Древнегреческий полис. Великая греческая колонизация. Тирания. Афины. Кризис полиса. Македонское завоевание Греции.Эллинистические государства. Царский Рим. Управление в римской республике. Борьба патрициев и плебеев. Римские завоевания. Гражданские войны. Рождение Римской империи. Периоды принципата и домината. Падение Западной Римской империи.




Самостоятельная работа обучающихся
4
2


Подготовка рефератов на темы: «Греко-персидские войны.», «Походы Александра Македонского»




Практические занятия №1
2
2


Культура и религия Древнего мира



Раздел 3. Запад и Восток в Средние Века

17


Тема 3.1.
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Возникновение ислама.
Арабские завоевания. Византийская империя
Содержание учебного материала
2
2


Причины падения Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Варварские правды. Проповедь Мухаммеда. Арабские завоевания. Арабский халифат. Распад халифата. Восточная римская империя. Попытка восстановления Римской империи. Славянизация Балкан.




Самостоятельная работа обучающихся
3
2


Подготовка рефератов на темы: «Арабская культура», «Византийская культура»



Тема 3.2. Восток в Средние века
Содержание учебного материала
2
2


Политическое развитее индии в средние века. Культура Индии. Китай в III-XIII вв. Монгольское завоевание. Династия Мин. Особенности развития Японии. Самураи.



Тема 3.3. Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма.
Содержание учебного материала
2
2


Королевство Франков. Военная реформа Карла Мартелла. Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи. Каролингское возрождение. Распад империи. Причины раздробленности. Что такое феодализм. Причины возникновения феодализма. Три сословия феодального общества. Крестьяне. Феодалы. Рыцарство.




Самостоятельная работа обучающихся
4
2


Подготовка рефератов на темы: «Средневековый западноевропейский город. Феномен средневекового города. Возникновение городов как центров ремесла и торговли. Города и сеньоры. Цеховые организации. Противоречия внутри городских общин. Значение средневековых городов».



Тема 3.4. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. Зарождение централизованных государств в Европе .Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса
Содержание учебного материала
2
2


Раскол христианской церкви. Клюнийская реформа. Монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена. Ереси и борьба с ними. Упадок папства. Столетняя война. Реконкиста. Гуситские войны. Начало османских завоеваний. Падение Византии. Перемены во внутренней жизни европейских государств. Складывание централизованных государств во Франции и Англии.
Наука и богословие. Развитие образования. Архитектура. Скульптура. Изобретение книгопечатания. Раннее Возрождение.




Практические занятия №2
2
2


Цивилизации Запада и Востока в Средние века.



Раздел 4. От Древней Руси к Московскому государству

20


Тема 4.1. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение
Содержание учебного материала
2
2


Восточные славяне в древности. Предпосылки зарождения государства у восточных славян. Возникновения государства Русь. Варяжская проблема. Первые русские князья. Деятельность Святослава. Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников. Крещение Руси. Русская православная церковь.




Практические занятия№3
2
2


Рождение Киевской Руси



Тема 4.2. Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси. Древнерусская культура

Содержание учебного материала
2
2


Система управления. Социальная структура общества. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Владимир Мономах. Причины и последствия раздробленности. Галицко-Волынское княжество. Новгородское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Условия развития культуры. Письменность и литература. Архитектура и изобразительное искусство.




Практические занятия№4
2
2


Древняя Русь в эпоху политической раздробленности



Тема 4.4. Монгольское Завоевание и его последствия. Натиск с Запада. Начало возвышения Москвы
Содержание учебного материала
2
2


Монгольское нашествие. Поход Батыя и начало ордынского ига. Отражение угрозы с Запада. Русь под ордынским игом. Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси. Усиление новых политических центров. Борьба за первенство между Москвой и Тверью. Причины Возвышения Москвы. Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение.



Тема 4.5. Образование единого Русского государства. Россия в правление Ивана Грозного
Содержание учебного материала
2
3


Дальнейшее усиление Московского княжества. Церковные дела. Начало правления Ивана III. Присоединение Новгорода. Падение ордынского ига. Новое государство. Правление Василия III.
Начало правления Ивана Грозного. Внешняя политика. Опричнина. Воны с Турцией и Крымом. Конец опричнины. Завершение Ливонской войны. Разорение страны. Закрепощение крестьян.




Практические занятия №5
2
2


Сравнить реформы Ивана III и Ивана IV.



Тема 4.6. Смутное время начала XVII в.
Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII в.
Зачет
Содержание учебного материала
2
3


Причины Смуты. Начало Смуты. Основные события Смутного времени. Избрание Михаила Романова. Последствия Смуты и начало возрождения. Развитее ремесла и промышленности. Усиление крепостничества. Народные восстания.
Усиление царской власти. Государственный аппарат. Преобразования в армии. Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви. Освоение Сибири. Внешняя политика.




Самостоятельная работа обучающихся
4
3


Подготовка рефератов на темы: «Культура Руси конца XIII-XVII в. Условия развития культуры. Литература XIII- начала XVI в. Архитектура и искусство XIV-XV вв. Развитее культуры в XVI в. Начало книгопечатания».



Раздел 5.Страны Европы, Азии и Америки в XVI-XVIII в

14


Тема 5.1. Велики географические открытия. Образование колониальных империй. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе
Содержание учебного материала
2
2


Начало географических исследований. Открытие Америки. Правление Магеллана. Испанские завоевания а Америке. Испанские
Новое в экономике Западной Европы. Открытия в науке и технике. Военная техника. Революция цен. Развитие торговли и торгово-денежных отношений.



Тема 5.2. Возрождение и гуманизм а Западной Европе
Реформация и контрреформация
Содержание учебного материала
2
2


Высокое Возрождение. Великие гуманисты. «Титаны Возрождения». Причины Реформации. Выступление Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Религиозные войны.



Тема 5.3. Становление абсолютизма в европейских странах
Англия в XVII-XVIII вв.
Содержание учебного материала
2
2


Что такое абсолютизм. Абсолютизм во Франции. Абсолютизм в Испании. Абсолютизм в Англии. Просвещённый абсолютизм. Англия в начале XVII в. Английская революция. Реставрация Стюартов и «Славная революция». Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота.



Тема 5.4. Страны Востока в XVI-XVIII вв. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
Содержание учебного материала
2
2


Османские завоевания. Упадок Османской империи. Маньчжурское завоевание Китая. Проникновение европейцев в Китай. Причины колониальной экспансии европейцев. Колонии в Америке. Индия на кануне колониальной экспансии. Колонизаторы в Индии.



Тема 5.5. Международные отношения в XVII- XVIII вв.
Содержание учебного материала
2
2


Тридцатилетняя война. Международные отношения во второй половине XVII в. Войны XVIII в.



Тема 5.6. Развитие европейской культуры и науки в XVII- XVIII вв. Эпоха Просвещения
Содержание учебного материала
2
2


Основные течения в европейской культуре XVII- XVIII вв. Писатели. Художники. Композиторы. Развитее науки. Идеология Просвещения.



Тема 5.7. Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII в.

Содержание учебного материала
2
2


Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбы за независимость. Начало борьбы за независимость. Декларация независимости. Образование США. Война за независимость. Конституция США 1787 г. Причины революции. Начало революции. Провозглашение республики. Якобинская диктатура. Завершение революции.



Раздел 6. Россия в XVIII в.

10


Тема 6.1. Россия в эпоху петровских преобразований
Экономическое и социальное развития в XVIII в. Народные движения
Содержание учебного материала
2
2


Споры о Петре I. Начало правления Петра I. Первые преобразования. Ход Северной войны. Государственные реформы Петра. Преобразования в экономике. Реформы в социальной сфере. Восстание Кондратия Булавина. Значение реформ Петра Великого. Социально-экономическое развитие. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва.



Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII в. Русская культура XVIII в.

Содержание учебного материала
2
2


Россия после Петра I