Программа дисциплины Обществознание для учреждений среднего профессионального образования специальности Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)


Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
Разработчик:
Гатаулина Надежда Викторовна – преподаватель обществознания, права_
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рассмотрена на заседании М(Ц)К № от « » 2016г.
Согласована МС протокол № от « » 2016г.
Утверждена заместителем директора по УМР
_________Л.В. Пасько « » 2016 г.
Эксперт:
Гибайдуллина Л.Ф. – мастер производственного обучения ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж», сертификат СР № 014.1757 выдан ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 17.06.2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8-15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 16-17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 18-21
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в рамках программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным
предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
-воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
-развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
-углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин; умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
-содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний обосновных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;-формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
-применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на-
роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственныхсимволов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий-
ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще-человеческие, гуманистические и демократические ценности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, ксамостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио-
нальной и общественной деятельности;
-осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио-
нальных проблем;
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак-
тических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных тех-
нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение определять назначение и функции социальных, институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийныйаппарат обществознания;
предметных:
-сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
-владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
-сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
-сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
-сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы социального-правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных, правовых норм;
-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка - 162 часа, в том числе:
аудиторная нагрузка - 108 часов;
самостоятельная работа студента - 54 часа.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной нагрузки
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 108
в том числе: практические занятия 54
контрольные работы 11
Самостоятельная работа студента (всего) 54
в том числе: Написание эссе по теме
Подготовка реферата
Подготовка доклада
Составление сравнительной характеристики
14
14
24
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение 2 Тема 1.1. Обществознание как учебный курс. Содержание материала. 1.1.1. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. 1 1
1.1.2. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 1 1
Раздел 2. Человек и общество 20 Тема 2.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Содержание материала. 2.1.1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. 1 1
2.1.2. Практическое занятие. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. 2 2
2.1.3. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. 1 1
2.1.4. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. 1 1
2.1.5. Практическое занятие. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. 2 2
2.1.6. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. 1 1
2.1.7. Практическое занятие. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Истоки конфликтов в среде молодежи. 2 2
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий", доклад: "Проблема познаваемости мира в трудах ученых"; эссе: "Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми" 7 Тема 2..2. Общество как сложная система. Содержание материала. 2.2.1. Практическое занятие. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. 2 2
2.2.2. Практическое занятие. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. 2 2
2.2.3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. 1 1
2.2.4. Практическое занятие. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). 2 2
2.2.5. Практическое занятие. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. 2 2
2.2.6. Контрольная работа «Человек и общество». 1 Самостоятельная работа студента. Эссе: "Индустриальная революция: плюсы и минусы" Доклад: "Глобальные проблемы человечества" 5 Раздел 3. Духовная культура человека и общества 14 Тема 3.1. Духовная культура личности и общества. Содержание материала. 3.1.1. Практическое занятие. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. 2 2
3.1.2. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. 1 1
Самостоятельная работа студента. Эссе: "Современная массовая культура: достижение или деградация?" 2 Тема 3.2. Наука и образование в современном мире. Содержание материала. 3.2.1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. 1 1
3.2.2. Практическое занятие. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Государственные гарантии в получении образования. 2 2
Самостоятельная работа студента. Эссе: "Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?" 2 Тема 3.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Содержание материала. 3.3.1. Практическое занятие. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. 2 2
3.3.2. Практическое занятие. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. 2 2
3.3.3. Практическое занятие. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. 2 2
3.3.4. Контрольная работа «Духовная культура человека и общества». 2 Самостоятельная работа студента. Доклад: "Роль искусства в обществе" Реферат: "Современные религии" 6 Раздел 4. Экономика 26 Тема 4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Содержание материала. 4.1.1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. 1 1
4.1.2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. 1 1
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Экономика современного общества" 2 Тема 4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Содержание материала. 4.2.1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. 1 1
4.2.2. Практическое занятие. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. 2 2
4.2.3. Практическое занятие. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. 2 2
4.2.4. Ценные бумаги. 1 1
4.2.5. Роль денег в экономике. 1 1
4.2.6. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. 1 1
4.2.7. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. 1 1
4.2.8. Функции государства в экономике. 1 1
4.2.9. Практическое занятие. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. 2 2
4.2.10. Виды налогов. Основы налоговой политики государства. 1 1
4.2.11. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. 1 1
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Структура современного рынка товаров и услуг" 2 Тема 4..3. Рынок труда и безработица Содержание материала. 4.3.1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. 1 1
4.3.2. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. 1 1
4.3.3. Практическое занятие. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. 2 2
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Безработица в современном мире" 2 Тема 4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Содержание материала. 4.4.1. Практическое занятие. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. 2 2
4.4.2. Основные проблемы экономики России, и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. 1 1
4.4.3. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. 1 1
4.4.4. Контрольная работа «Экономика» 2 2
Раздел 5. Социальные отношения 14 Тема 5.1. Социальная роль и стратификация. Содержание материала. 5.1.1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. 1 1
5.1.2. Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальный статус и престиж. 1 1
Самостоятельная работа студента. Эссе: "Я и мои социальные роли" 3 Тема 5.2. Социальные нормы и конфликты. Содержание материала. 5.2.1. Практическое занятие. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. 2 2
5.2.2. Практическое занятие. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. 2 2
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Современные социальные конфликты" 2 Тема 5..3. Важнейшие социальные общности и группы. Содержание материала. 5.3.1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. 1 1
5.3.2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. 1 1
5.3.3. Практическое занятие. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. 2 2
5.3.4. Практическое занятие. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Права и обязанности супругов. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 2 2
5.3.5. Контрольная работа «Социальные отношения». 2 Самостоятельная работа студента. Эссе: "Современная молодежь: проблемы и перспективы", доклад: "Этносоциальные конфликты в современном мире", реферат: "Семья как ячейка общества" 9 Раздел 6. Политика 14 Тема 6.1. Политика и власть. Государство в политической системе. Содержание материала. 6.1.1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. 1 1
6.1.2. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. 1 1
6.1.3. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция. 1 1
6.1.4. Практическое занятие. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. 2 2
6.1.5. Практическое занятие. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. 2 2
6.1.6. Правовое государство, понятие и признаки. 1 1
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Политическая власть: история и современность", доклад: "Правовое государство" 4 Тема 6..2. Участники политического процесса. Содержание материала. 6.2.1. Практическое занятие. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. 2 2
6.2.2. Практическое занятие. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. 2 2
6.2.3. Контрольная работа «Политика». 2 Самостоятельная работа студента. Реферат: "Политические партии современной России" 4 Раздел 7. Право 18 Тема 7.1. Правовое регулирование общественных отношений. Содержание материала. 7.1.1. Понятие права. Право в системе социальных норм. 1 1
7.1.2. Норма права. Система права. 1 1
7.1.3. Формы права. 1 1
7.1.4. Правосознание. Правоотношения. 1 1
7.1.5. Правонарушения и юридическая ответственность. 1 1
Самостоятельная работа студента. Доклад: "Право и социальные нормы" 2 Тема 7.2. Основы конституционного права Российской Федерации. Содержание материала. 7.2.1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. 1 1
7.2.2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. 1 1
7.2.3. Практическое занятие. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. 2 2
Тема 7..3. Отрасли российского права. Содержание материала. 7.3.1. Практическое занятие. Гражданское право и гражданские правоотношения. 2 2
7.3.2. Трудовое право и трудовые правоотношения. 1 1
7.3.3. Административное право и административные правоотношения. 1 1
7.3.4. Уголовное право. 1 1
7.3.5. Контрольная работа «Право». 2 Самостоятельная работа студента. Характеристика отрасли российского права (на выбор) 2 2,3
Дифференцированный зачет. 2 Максимальная учебная нагрузка 162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 108
Практические занятия 54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- классная доска;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплект дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Интернет – источники:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2. Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
6. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
7. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
8. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» - информационно-правовой портал).
9. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Для студентов
1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. - М., 2012.
2. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. - М., 2014.
3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.- М., 2014.
4. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.- М., 2014.
5. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015.
6. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. -М., 2014.
7. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. - М., 2014.
8. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. - М., 2013.
9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. - М., 2014.
10. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. - М., 2014.
11. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. - М., 2015.
12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. - М., 2015.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, выполнения студентами индивидуальных заданий.
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. Введение
Введение Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения Устный опрос
2. Человек и общество
2.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
2.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, о взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс» Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу
3. Духовная культура человека и общества
3.1. Духовная культура личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную.
Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
3.2. Наука и образование в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
3.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу
4. Экономика
4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы
экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
4.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,
«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный
бюджет» Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
4.3. Рынок труда и безработица Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
4.4. Основные проблемы
экономики России. Элементы международнойэкономики Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу
5. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
5.2. Социальные нормы и конфликты Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
5.3. Важнейшие социальные общности
и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу
6. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
6.2. Участники политического процесса Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу
7. Право
7.1. Правовое регулирование общественныхотношений Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
7.2. Основы конституционного права Российской Федерации Умение давать характеристику основам конституционногостроя Российской Федерации, системам государственной власти
РФ, правам и свободам граждан Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы
7.3. Отрасли российского права Умение давать характеристику и знать содержание основныхотраслей российского права Устный опрос, заслушивание докладов, анализ эссе; выполнение и защита практической работы; контрольная работа по разделу