Картотека игр направленных на РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.


Картотека игр направленных на
РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить воспитанников на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Педагог показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирает и говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания.   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех воспитанников по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) воспитанники произносили на одном выдохе. Одни могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Развивать умение длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе.
Подготовительная работа. Подготовить таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Воспитанники сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Сидя на стульчиках, воспитанники дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует воспитанник. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого воспитанника умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых воспитанников, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы воспитанники не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего воспитанника.
Краткое описание:
Воспитанники сидят на стульях. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Педагог предлагает ребятам встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру можно повторить несколько раз, но с разными группами детей. Нужно следить, чтобы воспитанники стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.