Рабочая программа внеурочной деятельности Школа вежливости для 1-3 классов общеобразовательных школ



МУНИЦИПАЛЬНЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ТОМСКА
УТВЕРЖДАЮ:
Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
___________________А.В. Новак«_____»____________2014г.
Программа
по внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов
«Школа вежливости»
Часов в год: 136
Часов в неделю: 1 час
Автор:
Тимофеева Мария Владимировна,
Учитель истории
Томск 2014
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Школа вежливости» дает возможность получить духовно-нравственное развитие, прививает навыки культуры общения и потребности в самообразовании, а также воспитывает личность гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. В последнее время большую актуальность приобретает формирование у младших школьников навыков общения и социализации, поэтому данный курс построен на параллельном и равноценном обучении устным и письменным формам общения, а также направлен на формирование навыков межличностного общения, межкультурной и межнациональной коммуникации. Таким образом, курс служит достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа вежливости» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», обеспеченная методическим пособием для учителя / Р.И. Сизовой и Р.ф, Селимовой - М., Издательство РОСТ, 2012 г, 119 с./Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/, рассчитана на 1час в неделю.
Цель программы: формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности.
Задачи программы:
Развитие творческой деятельности и навыков групповой работы;
Развитие межличностных отношений школьников, расширение кругозора и фоновых знаний;
Формирование определенного стиля мышления и познавательной активности в сфере культуры, этикета и межличностных отношений;
Построение атмосферы для формирования всесторонне развитой личности.
Курс «Школа вежливости» направлен на изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Курс включает 102 занятий по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 3 классы.
Описание форм, методов, способов и средств достижения цели:
В преподавании данного курс используются разнообразные формы организации занятий:
Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них, урок – беседа, урок – игра, театрализованный урок;
Видеоурок с использованием мультимедийных пособий и ИКТ
Деятельность учащихся организуется через фронтальную, групповую, индивидуальную работу с учащимися.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесные методы: объяснение и представление материала, беседа, обмен мнениями, дискуссии и диспуты, аргументация своей точки зрения.
Игровые методы: фантазирование, аудио сопровождение, игра-путешествие, сообщение сказочных героев, комбинированное занятие.
Наглядные методы: просмотр видеофильмов, проведение экскурсий.
Формы проведения занятий:
игры;
решение проблемных ситуаций;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
дискуссии, беседы.
При реализации курса «Школа вежливости» на занятиях возможно использование разных форм организации деятельности детей таких, как групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Система контроля будет организованна следующим образом: в течении учебного года обучающимся будут предложены творческие задания (рисунки, плакаты, сочинения, создание проблемных ситуаций и их театрализованное представление ), сообщения учащихся, в конце третьего и четвертого года обучения – подготовка проекта.
Общая характеристика организации учебного процесса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Поэтому на третьем и четвертом годах обучения учащимся предложено выбрать тему для проекта, работать над ней весь учебный год и представить в конце года. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, и тесно связана с существующими программами по данному направлению – программой по окружающему миру, литературному чтению.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы в классе с учителем и другими обучающимися.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, другие учебные заведения, библиотеки. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Планируемы результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебнойдеятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позици других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты
приобретение опыта доброго общения с людьми;
проявление сильных добрых сторон характера;
возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Обучающийся получит возможность узнать:
правила этикета и социального быта;
вежливые слова;
как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице, и в других общественных местах;
как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке;
гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
основные средства связи;
сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
Обучающийся научится:
для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета
Основной содержание курса.
Первый год обучения (1 класс).
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями в творческом объединении «Школа вежливости». Осознание ребёнком своих социальных ролей.
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.
Второй год обучения (2 класс).
Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.
Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Третий год обучения (3 класс).
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков.
Дать понятие о «комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями.
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».
Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?
Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Тематическое планирование курса
Первый год обучения (1 класс).
Тема урока Количество часов по теме Универсальные учебные действия
1 Вводный урок. Что такое вежливость?
1 2-3. Давайте познакомимся.
2 4-5. Как вести себя в школе, на переменах
2 6-7. Отношение к учителю и одноклассникам
2 8.
Уро-игра «Самый вежливый первоклассник». 1 9. Почему люди болеют
1 10-11. Если друг заболел вдруг.
2 12. Как помочь другу во время болезни.
1 13. Как поддержать больного друга.
1 14-15. Дружба творит чудеса.
2 16-17. Нам очень нужны друзья.
2 18. Друзья снова вместе.
1 19-20 Друг познается в беде.
2 21-22 С кем хотел бы ты дружить? 2
23-24 Золотое правило дружбы. 2 25-26 Счастье дружбы. 2 27-28 Друга ищи, а найдешь - береги 2 29-30 Что мешает нам дружить? 2 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
21-32
Только трусы с глупышами спор решают кулаками. 2 урок-беседа
33
Урок-игра «Лучший друг» 1 Игра
34 Резерв 1 Второй год обучения (2 класс).
№ Тема урока Количество часов по теме Творческие, нестандартные уроки по теме
1.
Вводный урок-повторение. 1 урок-беседа
2-3.
Учимся здороваться. 2 театрализованный урок
4.
Для чего люди здороваются. 1 урок-беседа
5-6. Правила приветствия.
2 урок-беседа
7-8. Приветственные слова и обороты. 2
урок-беседа
9.
«Детки» слова «Здравствуйте» 1 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
10.
С кем надо здороваться 1 урок-беседа
11-12. Приветственные жесты 2 театрализованный урок
13. Королевские приветствия. 1 урок-беседа
14. Урок-игра
1 урок-беседа
15. Знакомьтесь – Вихрастик!
1 театрализованный урок
16-17. «Что такое вежливость?»
2 урок-беседа
18. Волшебная сила слова
1 урок-беседа
19-20. В чем проявляется доброта.
Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
21. Поговорим о вежливости.
1 урок-беседа
22-23. Умей прощать и извиняться. 2
урок-беседа
24. Извините меня, пожалуйста.
1 урок-беседа
25.
Здравствуй, Вихрастик! 1 театрализованный урок
26. Это слово говорят, когда всех благодарят. 1 урок-беседа
27-28
Свое спасибо не жалей, а от других не требуй. 2 урок-беседа
29-30 Волшебное слово «пожалуйста». 2 урок-беседа
31-32 Когда «пожалуйста» не работает. 2 урок-беседа
33 Учимся правильно прощаться. 1
Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
34 Резерв 1 Третий год обучения (3 класс).
№ Тема урока Количество часов по теме Творческие, нестандартные уроки по теме
1.
Вводный урок-повторение. 1 урок-беседа
2-3. Роль мимики и жестов в общении 2 театрализованный урок
4. Что такое этикет?
1 урок-беседа
5-6. Как вести себя за столом. 2
Видео урок
7-8. Правила пользования столовыми приборами. 2
Видео урок
9.
Принимаем гостей и идем в гости сами. 1 театрализованный урок
10. По одежки встречают.
1 урок-беседа
11-12.
Приглашение к зеркалу
2 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
13. Что такое патриотизм?
1 урок-беседа
14. Что достойно гражданина
1 урок-беседа
15-16. Любимый уголок родной Отчизны 2 урок-беседа
17. У каждого героя свои герои. 1
урок-беседа
19-18. Тепло родного дома.
2 урок-беседа
21-20. Как решать семейные проблемы. 2 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
22. Искусство делать подарки.
1 театрализованный урок
23. О дружбе мальчиков и девочек. 1 урок-беседа
24. Давайте делать друг другу комплементы. 1 урок-беседа
25. Как вести себя в общественных местах. 1 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
26. Как правильно разговаривать по телефону. 1 Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
27. Правила поведения в общественном транспорте. 1 урок-беседа
28-29 Правила поведения в театре и кино. 2
урок-беседа
30-31 Поведение в библиотеке и музее. 2 урок-беседа
32-33.
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. 2 урок-беседа
34 Вежливые игры.
1 игра
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Дмитриева «Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.;
Волков «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярослав. 2011г.
ПДля учителя:
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;
Баринова Е.В. «Знакомство с вежливыми словами»», Ростов-на-Дому, 2013;
Баринова Е.В. «Учимся дружить», Ростов-на-Дону, 2012.
И Рекомендуемая литература для учителя:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», - М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», - М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», - М., 1980;
Дорохов А. «О культуре поведения», - М., 1986;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
И Электронные образовательные ресурсы: 1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)
2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)
Ф Технические средства:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Компьютер
4.Мультимедийный проектор.
5.Интерактивная доска.
6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Ф