Статья на тему Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников


«использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников»
Касторная Виктория Викторовна
НИУ «БелГУ», студентка группы 02021301 , факультета дошкольного, начального и специального образования
Одна из насущных проблем современности – высокая заболеваемость среди детей. Она обусловлена многими причинами: это воздействие окружающей среды на ребенка, наследственность, особенности школьной жизни. В последней причине скрывается очень много факторов, пагубно влияющих на развитие и жизнедеятельность детского организма. Во-первых, это может быть неправильное распределение деятельности во время урока. Составляя план урока, учителя не всегда помнят о требовании смены умственной деятельности на двигательную, или выполняют его недостаточно. Забывают и об обязательности физкультминуток, позволяющих ребенку отдохнуть от постоянной позы и восстановить кровообращение. Учителю необходимо правильно организовывать свою деятельность в школе, уделяя особое внимание физическому воспитанию.
Помощь школе и отдельному учителю могут оказать здоровьесберегающие технологии, которые представляют собой совокупность психологических, медицинских и педагогических воздействий, направленных на сохранение здоровья школьников [1, с. 11].
Несмотря на то, что первый проект, посвященный здоровой школе, относится к 1968 г., задача создания школы, поддерживающей здоровье учащихся и способствующей их развитию, до сих пор остается весьма актуальной [3, с. 15].
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология предполагает условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [2, с. 98].
Здоровьесберегающие технологии делятся на 4 группы: в первую входят технологии, которые обеспечивают оптимальные гигиенические условия; ко второй группе относят технологии, которые являются нормальными для организации образовательного процесса и физической активности обучающихся; в третью группу входят разные психолого-педагогические технологии, применяемые на различных уроках, а также внеурочной деятельности; к четвертой группе относят образовательные технологии здоровьесберегающей направленности [1, с. 14].
В соответствии с ФГОС второго поколения, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс стало необходимостью, и педагоги в каждой школе должны планировать свою деятельность с их использованием. Как показывает практика, в городских школах новые технологии реализуются в более короткие сроки ввиду того, что возможностей у городских школ больше. Что касается сельских школ, то на реализацию новых технологий уходит значительно больше времени. Но для того чтобы правильно и рационально применять данные технологии, нужно знать точно, какой фактор в большей степени повлиял на снижение здоровья обучающихся начальных классов.
Из значительных факторов, пагубно влияющих на здоровье младших школьников, можно выделить:
- неправильное питание;
- большая умственная нагрузка в течение уроков;
- малая физическая активность на уроке;
- несоответствие гигиеническим нормам школьной мебели в классе.
Для выявления фактора, в большей степени пагубно влияющего на здоровье младших школьников, нами было проведено исследование среди учащихся 1, 2, 3 и 4 классов, общее количество которых составило 38 человек. При проведении исследования нами были использованны метод анализа, наблюдения и письменного анкетирования. База исследования – МБОУ «Казацкая СОШ», Яковлевского района, Белгородской области.
Первый этап исследования – анализ мониторинга общего физического развития школьников 1, 2, 3 и 4 классов, проведенного в 2015 году. По данным мониторинга, мы выявили, что 79% учащихся имеют нормальное физическое развитие для своего возраста. Мы полагаем, что этот показатель свидетельствует о хороших условиях, созданных школой, о продуктивной работе педагогов и, конечно же, о положительном влиянии родителей.
Следующий этап исследования – проведение письменного анкетирования с целью выявить, какой из упомянутых факторов оказывает большее влияние на физическое развитие обучающихся в начальной школе разного возраста.
Проанализировав ответы учащихся, мы увидели, что дети осознают повышение нагрузки с каждым годом и признают увеличение некоторых проблем со здоровьем. У школьников 2-4 классов чаще отмечаются головные боли (53% опрошенных), нежели боли в животе (у 32%), причем количество жалующихся на головные боли к 4 классу увеличивается. Головные боли могут быть связаны с усилением умственной нагрузки, расширением объема знаний с каждым годом обучения. Уже во втором классе дети отмечают боли в спине (15% опрошенных). Мы полагаем, что это прямой результат неправильной посадки учащихся. Школьники поясняют, что в большей степени они устают на таких предметах, как русский язык, математика, литература, технология, искусство, история, физкультура, окружающий мир. Возможно, это связано с тем, что с развитием познавательной деятельности учащихся возрастает интерес к отдельным предметам, что и приводит к появлению чувства усталости учеников лишь на некоторых уроках.
Боли в животе могут быть вызваны нарушением рациона и режима питания. Такое нарушение пагубно влияет на деятельность пищеварительной системы ребенка.
Самым значительным фактором, влияющим на здоровье, дети признают умственную нагрузку (80% учащихся).
Из результатов исследования можно сделать вывод, что при построении деятельности педагога на уроках нужно в большей степени использовать вторую группу здоровьесберегающих технологий, которые являются нормальными для организации образовательного процесса и физической активности обучающихся.
Для предотвращения описанных проблем учителя, во-первых, должны тщательно планировать свою деятельность и деятельность учеников на уроке. Во-вторых, для снижения усталости и концентрации внимания школьника существует немало методов и приемов, применяемых в рассматриваемой школе. Используются игры, частая смена деятельности, инновационные технологии и, конечно, физкультминутка.
Физкультминутка является более распространенным и используемым приемом: она помогает привлечь внимание школьников, организовать смену деятельности и снизить усталость на уроках, то есть содержит в себе, в отличие от других методов, решение многих упомянутых нами проблем со здоровьем. В нашем анкетировании на вопрос «Помогает ли физкультминутка сбросить физическую и моральную усталость?» 89% школьников ответили «да». И 40% уверены, что могли бы сами проводить физкультминутку на уроках. Это подтверждает целесообразность включения физкультминутки в деятельность на уроке, причем чем больше нагрузка, тем чаще стоит ее проводить как самому учителю, так и учащимся.
Используемые физкультминутки в целом соответствуют следующим требованиям: упражнения должны быть простыми и охватывать крупные мышечные группы. В первую очередь должны присутствовать упражнения для глаз, рук, спины и ног. Учителя обязаны уметь определять у детей, во-первых, появление первых признаков переутомления, во-вторых, снижение активности на уроке и нарушение внимания школьников, как и рекомендуется в литературе [3, с. 22]. Необходимо обращать внимание на формы выполнения, содержание упражнений и на их количество. Другими словами, упражнения выполняются или сидя, или стоя; комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В этом случае рекомендуется использовать потягивания, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы, движения рук [3, с. 23].
При планировании физкультминуток учитель должен определить, на какие системы организма целесообразно воздействовать. В литературе принято разделять физкультминутки в зависимости от воздействия на конкретный орган: для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия напряжения с рук и плечевого пояса, для общего воздействия, для системы дыхания [1, с. 22]. В идеале физкультминутка должна охватывать все системы, оказывать комплексное действие. Но все-таки могут быть и конкретные предпочтения: например, учитель больше внимание уделяет упражнениям, направленным на улучшение мозговой деятельности или для снятия напряжения с рук и с глаз. При этом подчеркивается важность организации деятельности на перерывах, и, конечно, регулярного проведения зарядки перед уроками.
Нами предлагается комплекс упражнений, по нашему мнению оптимально подходящих для разминки всего тела и повышения общей физической активности школьников.
1 упражнение. Положите руки на стол, сядьте прямо и закройте глаза. Мысленно посчитайте до 15 и открывайте глаза.
2 упражнение. Положите руки на стол. Смотрите прямо. Теперь поверните голову вправо, затем в исходное положение. Так проделывать повороты по 5 раз и наклоны вперед назад.
3 упражнение. Положите руки на стол. Смотрите прямо. Представьте квадрат, а теперь глазами очертите его форму 2 раза (затем представить треугольник и круг).
4 упражнение. Положите руки на стол. Сомкните пальцы рук. Затем по очереди приподнимайте пальцы на обоих руках. Большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы.
5 упражнение. Положите руки на колени. Поочередно поднимайте и опускайте плечи, держа спину прямо.
6 упражнение. Встаньте рядом с партами и пошагайте на месте в течение 10 секунд. Выдохните. Потянитесь вверх за руками.
Также нами предлагаются следующие меры и методические материалы, способствующие повышению физической активности школьников:
1) наглядные материалы, развешенные по периметру класса, с целью выполнения школьниками упражнений на внимание, на разминку глаз;
3) памятки: «Зачем нужно делать зарядку?», «Почему так важно отдыхать?» и «Зачем нужна физкультминутка?»;
4) проведение тематических уроков, бесед и классных часов по темам, посвященным физическому развитию детей и правильному питанию;
5) проведение бесед с родителями о значимости физического развития и правильной организации отдыха школьника и его питания;
6) организация деятельности детей на перерывах (игры, массовая зарядка и т.д.).
При соблюдении и частом использовании данных рекомендаций увеличивается вероятность того, что при прохождении некоторого времени процент учащихся с нормальным физическим развитием увеличится. Но не стоит забывать, что ответственность за сохранение здоровья школьников лежит как на учителе, так и на родителях каждого учащегося. Обеспечить его способно только сочетание определенного уровня физической нагрузки, получаемой детьми на уроках и во внеурочное время, с правильным режимом питания и отдыха, что и подтвердили наши исследования.
Список литературы
Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом / А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004. – С. 11-27.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
Здоровьесберегающая школа. Учебный курс для руководителей учреждений общего образования. / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. – М.: ИД «1 сентября», 2006. – 64 с.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендации. – М.: «Триада-фарм», 2004. – 117 с.