Презентация педагогического опыта Роль здоровьесберегающих технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников




Роль здоровьесберегающих технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников

(приложение)

















Мысли философов о здоровье

«Здоровье- это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман.)
«Здоровье и ум- два блага в жизни». ( Менандр.)
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л. Толстой).
«Здоровому все здорово». (Пословица.)
«Здоровье- это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж.Лабрюйер.)
«Первое богатство – это здоровье». (Р. Эмерсон.)
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр.)
«Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». (Цицерон.)
«Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом». (Ювенал.)
«Здоровье- это единственная драгоценность». (Монтень.)









Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать
Как в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.
В начальной школе на уроке используются общеразвивающие физкультминутки в стихах, которые дети с удовольствием выполняют.
Например, «Зарядка».
Текст
Описание движений

Мы ногами топ – топ.
Мы руками хлоп – хлоп.
Мы глазами миг – миг.

Мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Движения выполнять по содержанию текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх – вниз.
Руки на поясе, глубокий поворот вправо – влево.
Движения выполнять по содержанию текста.





Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.


Или тематические физкультминутки, например, «Морское путешествие».
Текст
Описание движений

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.


Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.


Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?

Это рыбацкая лодка.




А это морская звезда.


Это, конечно, улитка.

Всех разгадаю вас я.
Движения руками выполнять соответственно тексту.




Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа – налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальчики, опускаем руки вниз.
Руки в стороны, выполняем круговые движения.
Руки разводим в стороны.


Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными и давать им название. Это повышает интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.
Вот несколько простых двигательных упражнений, назначение которых
-формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела;
-развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
Упражнение «Зеркало»
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, который показывает ведущий, четко копируя их. Ведущий играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
-замереть на месте, - повернуть вправо, влево;
-постоять на пальчиках, - постоять на пальчиках, закрыв глаза;
-поморгать глазами, - покивать головой, соглашаясь(отрицая)
-постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
-постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.
Упражнение «Клоуны»
Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:
--брови свести и развести;
--глаза сильно прищурить и широко открыть;
--губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;
--ею максимально вытянуть, а затем опустить её;
--плечи максимально свести и развести;
--руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
Другой вариант. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все учащиеся. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

Упражнение «Близнецы»
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут руки на плечи друг другу и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть, -встать,
- встать на цыпочки, - наклониться влево, вправо,
- прогнуться назад,
-постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене.
Ребята должны выполнять команду слаженно и тихо.
Упражнение со стулом «Преодоление препятствия»
Учащиеся выходят из-за парт, отодвигают свои стулья в сторону и выполняют следующие задания:
- обежать свой стул сначала слева, а затем справа;
- проползти под своим стулом как можно тише,
- сесть на стул, подтянуть ноги, коленки прижать к животу, согнуть голову, закрыть глаза и продержаться в таком положении как можно дольше.
Упражнение с газетой «Волшебная палочка»
Свёрнутую в трубочку газету необходимо попеременно протягивать левой и правой рукой за спину и дотрагиваться:
- поясницы, - шеи, - головы,
- правой рукой левого плеча, - левой рукой правого плеча,
- положить газету на пол и перепрыгнуть через неё, затем вернуться в исходное положение. Задание можно предложить выполнить с закрытыми глазами.
Упражнение с книгой «Тяжёлый груз»
Держа книгу на вытянутой руке: - перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу,
- приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза можно предложить закрыть.


Упражнение с карандашом «Прыжки»
Зажать карандаш между коленями и:
-прыгать вперёд и назад со сведёнными вместе стопами,
- прыгать через карандаш налево и направо (вперёд и назад),
-прыгать вокруг карандаша.
Упражнение со стаканчиком из-под йогурта «Ловкость»
Учащиеся должны подбрасывать стаканчик и, прежде, чем его поймать, несколько раз хлопнуть в ладоши;
- передавать из одной руки в другую вокруг туловища, потом высоко подбросить и ловить стаканчик;
- перебрасывать стаканчик из одной руки в другую;
- держаться за стаканчик двумя пальцами, другой рукой выбивать его снизу, а затем ловить;
- построившись в колонны между рядами, передавать стаканчик друг другу, заложив руки за спину ( можно в виде игры «кто быстрее»).
Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.
Кроме оздоровительных двигательных минуток во время уроков, необходимо вести просветительскую работу с учащимися. Классные часы, уроки здоровья, беседы, игры на переменах – всё это должно учить детей понимать свой организм, своё тело, воспитывать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, формировать потребность в здоровом образе жизни.






Беседы о здоровье
Тема: «Скуку, простуду, безделье, меняем на бодрость, здоровье, веселье».
Цели: обучить детей гимнастике пробуждения, интеллектуальному и антистрессовому массажу; воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела.
Ход занятия
1. Вступление.
Объяснение учащимся целей и задач данного классного часа.
2. Основная часть.
1 «Утро».
Первый ученик.
Солнышко сказало: - Мне пора взойти!
Травка зашептала: - Мне пора расти!
Пчелы загудели: - Мед пора собрать!
Птицы загалдели: - Пора летать, летать!..
Второй ученик.
И слышала подушка,
И слышала кровать,
Как кто-то мне на ушко
Шепнул: - Пора вставать!
Учитель. А как же мы просыпаемся? (ответы детей.)
Очень важно, дети, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью,
что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро»- себе, своим родным и близким. Улыбка- залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передается. Так давайте передавать друг другу только хорошее настроение!
2. Практическая часть.
Гимнастика пробуждения
Спокойно сделайте вдох, выдох - полным дыханием.
Пошевелите пальцами рук и ног.
Сожмите пальцы в кулаки.
Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
Опустите руки.
Разотрите ладони до появления тепла.
«Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
Потяните две ноги вместе.
Прогнитесь.
Сели.
Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
Интеллектуальный массаж
Оттянуть уши вперед- назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
Массаж щек круговыми движениями пальцев.
Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
Движение челюстью слева направо и наоборот.
Антистрессовый массаж
1.Массаж пальцев рук:
а) Нажимаем на фалангу пальцев, сверху – вниз, справа- слева;
б) Массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «Моем руки», растирание ладоней и «Погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончика пальцев от середины лба погладить лоб, щеки, шею и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем сверху вниз.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх
8. Массаж головы.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз.
10. Массаж ушных раковин.
Итог.
Учитель читает детям рассказ из сборника В. Данько «Школа чудес», где есть и домашнее задание и тема для размышления. В конце произведения животные, Ослик и Обезьянка, дают домашнее задание:
- во-первых, утром быстро встать с постели,
- во-вторых, десять раз наклониться;
- десять раз присесть;
- десять раз подпрыгнуть;
- десять раз помахать руками;
- десять раз поморгать глазами;
- один раз умыться холодной водой;
- один раз по пояс обтереться мокрым полотенцем;
- один раз хорошо почистить зубы;
- хотя бы один раз сделать что-нибудь такое, чтобы тебя похвалили.
Учитель. Задание обезьянки и ослика нужно выполнять каждый день. Интересно, сумеете ли вы это сделать? Постарайтесь!




Тема: «Умеем ли мы правильно питаться?»
Цель: создать условия для формирования представлений об основных питательных веществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании.
Ход занятия
1 . Водная часть.
Организационный момент. Постановка целей.
Первый чтец. Человеку нужно есть,
Чтобы сесть и чтобы встать,
Чтобы прыгать , кувыркаться,
Песни петь , дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель. Эти стихи не шутка, а правда. Вы тоже с юных лет учитесь на уроках здоровья, как нужно правильно питаться. А для правильного питания нужны (полезные продукты). В них содержатся питательные вещества: жиры, белки, углеводы.
2.Основная часть.
1. Сюжетно – ролевая игра «Мы идём в магазин».
Стук в дверь. Учитель подходит и берёт письмо.
Учитель. Ребята, нам пришло письмо от Карлсона:
Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси- кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон.
Учитель. Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Сейчас мы идём в магазин и выберем продукты для него. (Первый и третий ряд –покупатели. Второй ряд – контролер).
Покупатели складывают в корзину картинки с изображением различных продуктов.
Учитель. Мы выбрали самые полезные продукты. А сейчас разложим остальные продукты на две тарелки: на желтую - полезные продукты, используемые достаточно часто, на красную- продукты, присутствующие на столе редко.
Работает второй ряд. Остальные- контролеры.
2. Беседа по теме.
Учитель. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.
- Что означает «умеренность»?
Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать.
-Что значит «разнообразие»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи- фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
-Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи - кладовая здоровья»? Придумайте загадки об овощах и фруктах.
-Подумайте, можно ли приготовить обед из трёх блюд, если у вас есть только свёкла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника?
3. Оздоровительная минутка.
Игра «Вершки и корешки».
- Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква.)
4. Заключительная часть.
1. Инсценировка «Спор овощей».
Каждый овощ (в руках у ребёнка картинка, на которой нарисован соответствующий овощ) доказывает, что он самый полезный и вкусный.
2. «Прежде чем за стол сесть, я подумаю, что съесть».
- Нарисуй продукты, полезные для здоровья.
5. Итог
Второй чтец. Подведем теперь итог.
Чтоб расти, нужен белок,
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Ни пойдет ни так, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины - просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда-
Важнейшее условие.





Тема: «В гостях у Гигиены».
Цель: формировть у детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
Ход занятия
Гигиена. Добрый день! Я – Чистота!
С вами быть хочу всегда:
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Учитель. Сегодня разговор пойдёт о вашем внешнем виде, чистоте, красоте, а главное – о здоровье.
Посмотрите на свои руки.
Мыло бывает разным- преразным:
Синим, зелёным, оранжевым, красным
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной-пречёрной бывает вода?
- Попробуйте ответить на вопрос стихотворения. (Ответы детей.)
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Все понимают, что руки надо мыть. Только не все дети знают, когда, а главное – как нужно мыть руки. Давайте выучим нехитрое стихотворение-правило, когда нужно обязательно мыть руки:
Руки мой после игры
И после туалета.
С улицы пришёл – опять
Не забудь про это.
И ещё закон такой:
Руки мой перед едой!
Сейчас Гигиена научит вас правильно мыть руки.
Гигиена. – Перед тем, как мыть руки, закатайте рукава.
- Включите воду и, намочив руки, хорошенько намыльте их.
- Потрите как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудьте про запястья.
- Смойте пену.
- Посмотрите внимательно, не осталось ли грязи. Тщательно вытрите руки.
Знакомство со стоматологией.
- Ребята, познакомьтесь – это Зубов Иван Иванович. Он врач-стоматолог. Он лечит людям зубы. Послушайте советы Ивана Ивановича. (Ученик в белом халате исполняет роль доктора.)
Ученик-доктор. Если увидишь маленькую дырочку на зубе, сразу иди к стоматологу. Когда зуб начинают лечить своевременно, боли никакой нет.
А ещё лучше, если ты два раза в год будешь показываться врачу, даже когда зубы не болят.
Сценка «Волшебная щеточка»
Ведущий. Жили-были .Маша и Миша. Сегодня Миша грустный: у него болит зуб.
Миша держится рукой за щёку и стонет: - Ой – ой – ой!
Маша. А у меня зубы никогда не болят! У меня есть волшебная палочка, и потому мои зубы белые и крепкие и никогда не болят.
Миша. Покажи! Маша показывает зубную щётку.
- Да это просто зубная щётка! У меня точь-в-точь такая есть, только я с ней не вожусь. Что тут интересного?
Маша. А тебе потому неинтересно, что ты, наверное, не умеешь чистить зубы. Хочешь научиться? Миша кивает головой, соглашается. Бери свою зубную щётку и пойдём к Гигиене. Она расскажет нам о том, что любят наши зубы, и научит тебя чистить их.
Гигиена. Знаю-знаю, зачем вы пожаловали. Зубная щётка - любимица зубов. Она не только чистит зубы, но и массирует дёсны. Зубы должны встречаться со щёткой утром и вечером. Покажите мне свой щётки. Миша и Маши показывают. У вас самые удобные щётки – короткая голова, а ручка с резким прогибом. Посмотрите на таблицу «Чистка зубов»
Начинайте чистить зубы с угла, с боковых зубов. Сначала чистите изнутри, а потом снаружи. Вверх-вниз, вверх-вниз щёточкой Так вы почистите стенки зубов.
Верхушки зубов надо чистить кругами или петельками.
Начинайте чистить передние зубы - щёточку надо водить вниз-вверх. По верхним зубам ведите снизу-вверх, по нижним – сверху вниз.
Миша (радостно). Зубы мне почистить нужно
В руку щёточку возьму,
Зубную пасту нанесу.
И, за дело взявшись смело,
Зубы чищу я умело:
Сверху – вниз и справа – влево.
Снизу – вверх и снова – влево.
Изнутри, потом снаружи
Я старательно потру.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щётку я вожу кругами.
Зубы чищу осторожно,
Ведь поранить дёсны можно
Ведущий. Послушайте совет от Ивана Ивановича.
Стоматолог. Маша и Миша запомните:
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Гигиена. Молодцы, зубы почистили, а про щётку забыли! Помните, когда почистите зубы, щёточку надо помыть, а потом намылить мылом и поставить в стаканчик прямо, как санитар на посту.
Игра «Полезно – вредно».
- Читать лёжа(вредно).
- Промывать глаза по утрам(полезно).
- Употреблять в пищу морковь, петрушку(полезно).
- Тереть глаза грязными руками(вредно).
- Заниматься физкультурой(полезно).
Твой носовой платок.
- Отгадайте загадку: Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
- Ребята, у вас у всех есть носовой платок? Зачем он нужен?
- Когда вы кашляете или чихаете, изо рта вылетают микробы. необходимо платком закрыть рот и преградить им путь.
Гигиена. Покажите мне ваши носовые платки. Они должны быть чистыми, аккуратно сложенными, иначе пользоваться ими нельзя!
Чёрный ящик. В чёрном ящике лежит то, что необходимо, чтобы быть чистыми, здоровыми. Что там? (Дети называют, учитель показывает: мыло, зубная щётка, зубная паста, носовой платок, расчёска.)
Итог занятия.
Гигиена. Запомнить нужно навсегда (дети хором читают с плаката).
Залог здоровья – чистота!