Статья Использование различных методов и приемов обучения русскому языку детей — мигрантов


Чубарева Т.С.
МБОУ «СОШ № 3» г. Абакан
Использование различных методов и приемов обучения русскому языку детей – мигрантов.
В связи с увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России и Республике Хакасия, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. Данная ситуация не обошла стороной и нашу образовательную организацию. Нашу школу можно смело назвать многонациональной. Именно поэтому с 2012 году на базе МБОУ «СОШ № 3» начала свою работу экспериментальная площадка «Обучение русскому языку детей – мигрантов как предпосылка их успешной социальной адаптации». В 2014 году приказом МОиН РХ от 22.12.1014 №100-1313 школе присвоен статус инновационной площадки по теме «Обучение русскому языку детей мигрантов в контексте современных педагогических технологий».
Обучение детей – инофонов русскому языку начинается с формирования их лексического словаря. При организации работы над новыми словами учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – не родной язык.
Помимо толкования значения отдельных слов могут быть использованы и такие способы обучения[1]: показ предмета, действия или признака, называемого словом; предъявление соответствующей иллюстрации; перевод слова на родной язык; морфемный или словообразовательный анализ слова; обращение к этимологии слова; подбор синонимов и (или) антонимов; элементарное определение понятия на родном или русском языках.
При обучении лексике желательно включать в урок занимательные игры, которые  оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается.
В работе по обучению детей – инофонов русскому языку нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками.
Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.
При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
Таким образом,  цель обучения русскому языку детей мигрантов — изучение живой русской речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания русского языка как иностранного являются предупреждение ошибок в русской речи, овладение основными нормами современного русского литературного языка, приоритет поликультурного образования.
Список литературы: 1.   Гайнбихнер Т.Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики): Дис. канд. пед. наук. — М., 2003. — 250 с.
2. Михеева Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 362с.