Доклад на тему: «Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»


Доклад по теме:
«Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»
Пихета Н.М.
Под одинаковой одеждой бьется сто разных
сердец, и каждое - особая трудность, особый характер
работы, особые хлопоты и опасения.
Я. Корчак
Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той непосредственной среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, ведь постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы – семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Сухая статистика отмечает что, количество детей в детских домах ежегодно увеличивается в среднем на 170 тысяч человек. И ежегодно несколько сотен тысяч детей, достигших совершеннолетия, покидают стены воспитательных учреждений. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации, как выпускников, так и детей, помещаемых в детский дом.
Перед педагогическими коллективами воспитательных учреждений стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.
Принято считать, что чрезмерная опека и забота взрослых лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми. Казалось бы , что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах , это далеко не так.
Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указывания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требования и контроля, с одной стороны, с другой – имея возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (готовить обед с бабушкой, ремонтировать с отцом велосипед, делать с мамой покупки), учится выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
Такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослыми в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности поведения, воспитанники детских домов обычно лишены. То, что в семье ребенку дается стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
Встает задача формирования социальной компетентности у воспитанников детских домов и интернатных учреждений.Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанника, позволяющей ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.
В воспитательной работе выделяется несколько направлений, которые для каждого возрастного звена школы-интерната имеют свою специфику и направленность. Определены следующие основные дидактические цели:
для детей младшего школьного возраста – развитие механизмов восприятия моделей поведения в современном обществе;
в среднем и старшем школьном возрасте основное внимание направлено на отработку выработанных моделей поведения в проблемных ситуациях, огромное внимание придается трудовому воспитанию и профессиональной ориентации.
В школе-интернате воспитательная работа проводится по следующим содержательным блокам:
- Здоровьесбережение;
- Основы социализации и общения;
- Охрана безопасности жизни
- Эстетическое воспитание; творческое воображение;
-Трудовое воспитание;
- Основы гражданского самосознания.
Насыщенность блоков строится по принципу преемственности. Каждому возрасту соответствует свой материал, учитывающий ведущую деятельность и мотивацию. Главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческого и компенсаторного потенциала личности ребенка.
Большое внимание уделяется организации работы по интеграции воспитанников в социум (внутренний и внешний). Воспитанники посещают районную и областную библиотеки, музеи, выставки, театры, Дом детского творчества. Основное содержание нравственного воспитания обучающихся, воспитанников составляет формирование у них таких нравственных качеств, как чувство патриотизма, коллективизма и гуманизма. В целях реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», приоритетным направлением которой является патриотическое воспитание подрастающего поколения, в школе-интернате проводится работа по изучению государственных символов России и истории Иркутской области и г.Гижнеудинска. Приобщению детей к истокам русской культуры и воспитанию любви к истории родного края способствуют занятия в школьном краеведческом клубе.
В классах организуются и проводятся различные мероприятия: общешкольные праздники, викторины, посвященные государственной и региональной символике, оформлена компьютерная фотокомпозиция, стенды «Государственная символика».
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, предотвращения несчастных случаев на льду, водоемах и обучения воспитанников необходимыми знаниями по охране жизни, в школе-интернате традиционно проходят следующие мероприятия:
Месячник безопасности дорожного движения;
Дни Здоровья
Месячник здоровья
Во время всех этих мероприятий проводятся индивидуальные беседы с обучающимися, тематические классные часы, практикумы-тренинги, организуется просмотр видеосюжетов, с последующим вербальным анализом, оформляются стенды.
В ОУ проводится работа спецкурса «Права человека», занятия ведет социальный педагог школы-интерната, которая организует с детьми экскурсии в ГЦЗН, на различные предприятия, приглашает в школу специалистов по социальной защите, работников ПДН, ГИБДД.
В школе-интернате функционирует клуб «Выпускник» для старшеклассников, с целью проведения работы по профориентации.
В результате этих занятий достигается главная цель – профессиональное самоопределение воспитанников, адекватное их психофизическим особенностям и возможностям.
Большое место в системе методов формирования социально-жизненых знаний и умений отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.
Так же на практике применяется один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировке – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни . Моделирование реальных ситуаций используется при проведении сюжетно-ролевых игр, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Магазин» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения  учащихся выступать в роли актеров,  их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучать участию в  моделировании ситуации.
 Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине). Затем воспитатель вместе с детьми разыгрывают ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При  проигрывании ситуации  необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
 Проигрывая  различные сюжеты, дети тем самым получают  определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.
Решая вопросы подготовки детей с проблемами умственного и физического развития к моменту выпуска из школы, мы считаем, что организация их социально-бытовой ориентировки — это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми на занятиях, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
Интернат для сирот - это клиника, где встречаются всякие
недомогания души и тела при слабой сопротивляемости
организма, где отягощенная наследственностью, мешает
задерживает выздоровление. И если интернат не будет
моральным курортом, есть угроза, что он станет очагом заразы.
Я.Корчак