Отчёт по внедрению новых подходов преподавания в практику


Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Моё личное отношение к самообразованию, к повышению уровня образования, всегда было положительным. Поэтому я с большим восторгом приняла известие о том, что меня направляют на уровневые курсы повышения квалификации учителей Казахстана. Родители моих маленьких друзей, моих учеников отнеслись к этому с пониманием. Многие из них высказывались, что они ожидали что-то подобное потому, что считают меня вполне творческим человеком, который постоянно в поиске чего-то нового и скучая отпустили меня в очередное «плавание». Наверно, такие выводы у них возникли в следствии моей работы, которую они могут каждый день наблюдать по урокам, наши совместные праздники, утренники. Наши родительские собрания, я стараюсь проводить по развитию критическому мышлению почти каждый раз. Мы делимся на семейные группы, работаем по стратегиям КМ. Им это очень нравится. Ведь мы отошли от той модели, в которой классный руководитель весь вечер говорит, поучает, ругает. А в наших собраниях мнение каждого очень важно.




Мои детки тоже ещё до прохождения мной этих курсов, были знакомы со стратегиями развития критического мышления. С первого класса они научились работать с ассоциациями, синквейном (я сама очень люблю эту стратегию). Хоть мы ещё не могли толком писать и не знали ещё части речи. Это развивает в детях способность анализировать, мыслить «глубже», чем этого требует традиционная педагогика. Мы с первого класса сидим по группам, учимся размышлять, работать в паре.


Вот почему я не просто шла, а «бежала» на эти курсы. Я получаю от работы по критическому мышлению ОГРОМНЕЙШЕЕ УДОВОЛЬСТВИЕ !!! И не меньшее, когда вижу горящие глаза своих детишек и их замечательных родителей.
С марта этого года я являюсь слушателем уровневых курсов повышения квалификации учителей Казахстана по Программе Кембриджского университета третьего (базового) уровня. Благодаря данным курсам я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют нам перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами.
Я хочу поделиться с вами своими впечатлениями по поводу практики и аудиторного периода обучения. Показать это я попробую в сравнении между тем, что я делала раньше, и как я буду теперь планировать свои уроки. Начну с того, как я готовлюсь к уроку. Раньше я писала поурочные планы, использовала материалы учебника и материалы из дополнительной литературы, из интернета-ресурсов использовала опыт коллег. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь планировать уроки с учетом возрастных особенностей учащихся. Так как я работаю с учащимися начальных классов, к подбору заданий я отношусь очень серьезно. В помощь мне опять приходит интернет, где я могу взять много интересного и занимательного материала по критическому мышлению, созданию коллаборативной среды, проведения флеш-тренингов. Каждый урок начинался с психологического настроя, чтения заученных стихов, приветствия. Теперь, использование идеи модуля «обучение тому, как обучаться» создание коллаборативной среды, позволило мне с помощью «тренингов» и опережающих заданий успешно активизировать детей на учебную деятельность. Коллаборативная среда - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися и обучающим, и характеризуется признанием способностей и личностного вклада каждого участника процесса обучения. Участники процесса получают знания, посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации. В условиях коллаборативного обучения полномочия и ответственность распределены между членами группы для эффективной работы. Основная предпосылка коллаборативного обучения основана на достижении консенсуса, посредством сотрудничества членов группы. Такая форма организации начала урока им очень нравится, здесь ученики могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества, у детей пропадает страх. Каждый человек индивидуален, и мы должны создать все условия, чтобы ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке. Очень важно, чтобы каждый ребёнок имел право на своё мнение. И оно должно быть услышанно. Мы все имеем право на ошибки, а наши маленькие друзья только учатся всему по-немногу. То как мы, учителя, настроим учащихся на работу, зависит успех обучения.


Мои детки очень любят поговорить. Хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Я всегда старалась выслушать их, я считаю, что мы должны помогать им раскрыть свой внутренний мир. Но, что касается уроков, то там большую часть говорила я, объясняла новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Теперь будут часто встречаться на моих уроках диалоги «учитель-ученик», «ученик-ученик» Потому что эти формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и доводы. Например, проходя практику, я увидела, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт. Мне форма работы в группе нравится и моим ученикам тоже. Мне кажется, что работа в группе учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, позволяет ученикам сблизиться. Пока мы еще только учимся работать в группе, потому что это очень трудоемкий процесс, который требует от учеников полной самоотдачи, нам тяжело, но мы стараемся. Для того, чтобы групповая работа была слаженной, мы с ребятами прописали правила, благодаря которым они могут прийти к единому мнению. При составлении правил я направляла детей на составление, так как второклассники ещё не могут правильно сформулировать свою мысль. На каждом уроке мы повторяем правила работы в группе, которые совместно разработали:
Дисциплина (говорит только один ученик).
Ответственность (доводить дело до конца).
Активность (участвует каждый).
Позитив (радоваться успехам товарищей).
Сплочённость (один за всех, все за одного).
Роль ведущего на уроке чаще беру на себя, для того, чтобы не возникла конфликтная ситуация между учениками. Дети учатся выступать возле доски, когда защищают групповую работу.  Мое видение «учитель лучше знает, что нужно ученику», поменялось, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как обучаться», «Голос ученика». Эту модель важно использовать на каждом своем уроке, потому что она позволяет узнать, что ученики думают о происходящем на уроке, каким бы они хотели видеть следующий урок. Когда малыши видели, что я действительно прислушиваюсь к их мнению, это вызывало у них массу положительных эмоций. Я увидела, что «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом. Дети с удовольствием приходили каждый день в полном составе, даже те ребята, которые болели, узнав у одноклассников, об интересных уроках пришли в школу. Эта идея позволяет установить доверие между учителем и учениками.
Раньше в классе я делала упор на «сильных» учеников, а так называемые «слабые» отсиживались. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я использую задания, которые помогают развивать их умственные и познавательные способности. Также использую знания, умения и навыки сильных в работе со слабоуспевающими детьми. Существует такое мнение, «ученик не должен ошибаться», «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения – оценка». Здесь я могу сказать, что в изменении этого мнения мне помог модуль «оценивание обучения и оценивания для обучения».
Моя большая трудность в оценивании работы учащихся, мне не хотелось чтобы у детей пропал интерес к учебе из-за плохих оценок, поэтому меня очень заинтересовал модуль "Оценивание для обучения и оценивание обучения». На занятиях первого этапа « Лицом к лицу» мы пытались разобрать, что такое формативное оценивание и суммативное оценивание, а на практике попытались применить эти виды оценивания. Новым для меня является формативное оценивание, используя его как обратную связь между учителем и учеником, я уделяла большое внимание этому виду оценивания. И это, позволило мне определять, на каком этапе обучения находятся учащиеся, как идёт учениками усвоение нового материала. Если, раньше за неправильный ответ, мы просто сажали молча ребенка, иногда занижая его самооценку, то сейчас я учусь выслушивать учеников, дать им возможность выговориться, даю шанс подумать, может он и сам придет к правильному ответу. Если у ребенка не получается ответить на вопрос говорю ему: «Пока садись, подумай, может быть, ты услышишь ответ на данный вопрос , в ответе своих одноклассников» и переориентирую вопрос другому ученику.


Особенно детям понравилось оценивание «Три хлопка». На уроке я использовала для формативного оценивания такие приемы как: «Две звезды одно пожелание", "Моя самооценка" и "Дерево успеха"., «Аквариум пожеланий», «Золотая рыбка».
На "Дереве успеча" с помощью яблочек дети показали результаты своей работы на уроке. На доске нарисовано дерево успеха. Детям раздаются стикеры яблоки разных цветов: – красные, жёлтые, зелёные. Они приклеивают яблоки на дерево. Цвета символизируют степень успеха:
-понял всё;
-не совсем понятно;
- ничего из темы не понял.
Данный вид оценивания позволят учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Помогает преодолеть страх, сказать неправильный ответ, боязнь ошибиться, услышать насмешки одноклассников и получить плохую отметку, а это очень ранимо для детей в начальных классах. Это связанно прежде всего с возрастными особенностями детей данного периода обучения. Здесь учителю, важно выступить в роли не просто педагога, а учителя-наставника, учителя-психолога и наконец учителя-друга.
Для суммативного оценивания использовала на уроке « бортовой журнал», «оценочный лист». Где четко расписаны критерии по которым оценивается работа ученика в группе.
Очень важно в нашей работе такое умение, как умение держать паузу. Исследователи Харгвивс и Гэлтон (2002) что обратили внимание на то, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдается паузы.
( Руководство для учителя стр.147). Зачастую, я заполняла тишину своим голосом, старалась, чтобы на уроке не было молчаливых минут. Как правило раньше главным являлся вопрос типа ИОД ( инициатива – ответ - последующее действие). Изучив руководство для учителя, я узнала то, чтобы услышать голос своих учеников, мне надо учиться владеть собой и дать возможность ученикам свободно излагать свои мысли. Когда такое будет происходить, то ученики сами по цепочке будут включаться в беседу. Детки начальной школы воспринимают нас не просто как учителей, а зачастую как маму (иногда некоторые так и обращаются «мама», просто непроизвольно), старшего товарища, друга. Я, считаю, что от меня зависит как мои любимые детишки будут воспринимать весь материал, от моего настроения. Поэтому я должна всегда держать себя в руках, достойно выглядеть, быть для них примером.
Также при ответе учащихся стараюсь дать ему время на обдумывание, не стоит торопить ребенка, ведь все дети очень разные и у них разный темп мышления. Поэтому при выполнении какого-либо задания, нужно четко проговаривать время, чтобы дать всем ученикам обдумать ответ на поставленный вопрос. В своей практике я училась задавать детям вопросы, которые позволяют развивать у них критическое мышление, учат их самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы. Раньше я не задумывалась, что у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность, потому что считала, что если ребенок дал правильный ответ – это уже хорошо. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. Кроме того, вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Вопросы нужно дифференцировать в соответствии с возможностями и разными учениками.Также я научилась, терпимее относится к тем детям, которые испытывают некоторые затруднения в обучении.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Я на своих уроках запрещала приносить и пользоваться сотовыми телефонами, то после прохождения практики, я узнала, как можно использовать его возможности - как секундомер, когда просила ребят засекать время, отведенное на выполнение задания. Есть много способов использовать телефоны, планшеты, но у нас все еще впереди. В школе установили модем (для электронного журнала),
подключили интернет и мы получили большую возможность использовать интернет ресурсы при изучении нового материала на уроке. Отгадывание онлайн-загадок с сайта очень заинтересовало детей.

Мои уроки прошли в хорошем темпе. Всё, что я запланировала –как мне кажется, получилось. Проведя уроки с использованием новых подходов в обучении и преподавании, я увидела интерес к таким урокам возрос. Они с большим желанием идут в школу, надеясь, что их услышат, дадут возможность высказаться, поделиться своими радостями с другими. Дети ждут, когда я вернусь к ним снова. Они уверенны, что на моих уроках никто не скажет им «нет»!
В дальнейшей своей практике я обязательно буду проводить такие уроки. Я увидела, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому.
Литература:
Руководство для учителя, 2012г.