Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира


«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира»
Актуальность темы.
Работая с детьми младшего школьного возраста, на уроках окружающего мира, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока.
Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
рассказ- предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);
верные и неверные утверждения:
по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения,
Воздух имеет определённую форму.
Воздух невозможно сжать.
В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
Воздух не имеет массу.
Воздух не может сохранять тепло.
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д.
К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»
почва
минеральные
вещества
бактерии

соли
камни
земля
батер
На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанным в учебнике опытам проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:
бактерии
необходимы
бактерии

бббактерии

вода камни
камни
камни
соли
мин. вещ.
мин. соли
воздух
земля
песок
глина
перегноййй


Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:
№ опыта Содержание опыта Результат опыта
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.
Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа велась над составлением таких типов вопросов –
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали. Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Земля?
Почему сейчас люди не кочуют? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Эта стратегия используется как для чтения текстов, так и для просмотра видеофильмов. Её форма отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс, использующий технологию критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Важное место в технологии критического мышления занимает исследовательская работа, которую стараюсь организовать так, чтобы дети самостоятельно вели отбор материала для своей темы, использовали дополнительную литературу, умели поэтапно выстроить свой материал, правильно определить цель, логично изложить тему.
Стараюсь активизировать интеллектуальные способности учащихся, развить навыки переработки информации, творческое мышление.
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения.
Такие приёмы, на мой взгляд, дают положительные результаты:
развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;
активизируют коммуникативную способность младших школьников;
учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную деятельность учащихся.