Учебная программа прикладного курса по истории Казахстана «Казахстан через призму исторических личностей» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ


Пояснительная записка.
Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин.
Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, формированию и развитию основ знаний, умений, навыков и компетенций учащихся, необходимых для понимания ими своих гражданских прав и обязанностей, формирования навыков критического мышления, исторического самосознания. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. При этом ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
В современном образовательном процессе особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и историческим личностям. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений.
С переходом к профильному обучению учащиеся 10 классов должны углубленно изучать историю Отечества.
Данная программа составлена на основе хрестоматийного материала из опубликованных в последнее время ученых трудов. Материалы, включенные в данную программу, по своему содержанию и структуре даются в тесной взаимосвязи в хронологическом порядке. Подбор и структурирование материала прикладного курса осуществляется в соответствии с Программой по истории Казахстана в 10 классе и осуществляется на принципах последовательности изложения, конкретизации, то есть перехода от общего к частному, обобщения конкретных фактов, выявлении причинно-следственных связей между событиями и явлениями, а так же знакомства с деятельностью исторических личностей.
Особенности курса:
Предлагаемый прикладной курс по истории Казахстана для 10-го класса, в отличие от безликой истории прошлых лет, дает ёмкие знания о личностях, которые сыграли заметную роль в развитии нашей страны.
Программа прикладного курса по истории Казахстана «Казахстан через призму исторических личностей» для учащихся 10 классов общеобразовательных школ содержит краткую характеристику эпохи средневековья, биографический материал и исторические данные героев-деятелей, оставивших заметный след в отечественной истории.
Данная программа предназначена для более глубокого изучения истории Казахстана учащимися 10-х профильных классов общеобразовательных школ, формирования функциональной грамотности учащихся, образовательных компетенций, способствующих успешной социализации учеников в дальнейшем, а также воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою историческую Родину.
Основная цель - представить периоды железного века, средневековья и нового времени через призму биографий и исторических данных общественных, политических, культурных деятелей.
Главные задачи обучения:
- овладение учащимися накопленного героями – деятелями социального, духовного, нравственного опыта;
- развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа, сохранение и приумножение культурного наследия своей страны;
- поддерживание связи между поколениями;
- на примере жизни и деятельности героев и общественных деятелей способствовать дальнейшему развитию и обогащению творческой самостоятельности учащихся, направленной на идейное, нравственное, трудовое, патриотическое, гражданское воспитание;
- формирование ценностной ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Объекты изучения курса – исторические периоды с древности по новое время, отдельные исторические личности.
Для достижения поставленных целей применяются следующие формы работ:
тестирование, исторические диктанты, творческие письменные работы, защита рефератов, выступления, составление презентаций, проведение исследовательских работ, экскурсий, изучение документальных материалов, исторической и художественно-исторической литературы, позволяющих составить образ жизни и деятельности того или иного деятеля.
Так как нет единого учебника по курсу, в качестве основных методов предлагаются частично-поисковый и поисковый, вместе с ними используются ресурсы Интернета, новые педагогические технологии – интерактивные, критического мышления, исследовательские.
Курс имеет межпредметные связи с казахской литературой, философией, культурологией. Ожидаемый результат:
В процессе усвоения программы учащиеся должны:
- знать: хронологические границы периодов истории;
деятелей, внесших значительный вклад в науку и культуру, в развитие государственности; основные исторические памятники;
- уметь: показывать на карте государства, возникшие в перечисленные периоды; составлять хронологические таблицы, тезисы по теме, планы текстов исторического содержания, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы; самостоятельно работать с историческими источниками.
- характеризовать: деятельность политических, общественных и государственных деятелей; давать оценку их деятельности.
Результат уровня обучения учащихся оценивается по пяти - бальной системе.
Программа курса рассчитана на 68 часов.

Содержание курса.
Ведение.
Ознакомление с основными задачами, целями и содержанием прикладного курса – 1 час.
Раздел 1. Процесс становления и развития казахского этноса.
Тема 1. Появление человека и его эволюция развития. Теория Ч.Дарвина. – 1 час.
Периоды каменного века. Теория эволюции Чарльза Дарвина. Этапы формирования современного человека.
Тема 2. Археологическая экспедиция Х.Алпысбаева. – 1 час.
Археологические находки стоянок первобытного человека на территории Казахстана.
Тема 3. Экспедиции Б.Г.Андрианова и М.П.Грязнова. – 1 час.
Памятники андроновской культуры. Металлургия и хозяйство андроновцев.
Тема 4. Бегазы-Дандыбайская культура. А.Маргулан. – 1 час.
Изменение климата и переход к кочевому скотоводству. Появление частной собственности.
Тема 5. Антропологи М.Герасимов и О.Исмагулов. – 1 час.
Историческая антропология. Антропологическая характеристика людей эпохи бронзы.
Тема 6. Греко-римские и персидские источники о саках. – 1 час.
Геродот. Страбон. Полиэн. Помпей Трог. Бехистунская надпись.
Тема 7. Археологические памятники саков. – 1 час.
Раскопки Иссыкского кургана археологической экспедицией К.А.Акишева. Бесшатырский курган. Городище Чирик-Рабрат. Исследование Шиликтинского кургана В.В.Черниковым и А.Т.Толеубаевым.
Тема 8. Герои саков: Томирис, Ширак, Спитамен. – 1 час.
Войны саков с персами. Кир и Дарий I. Борьба саков против А.Македонского.
Тема 9. Сыма Цянь об уйсунах и кангюях. – 1 час.
«Исторические записки» Сыма Цяня и «Цянь Ханьшу». Территория расселения, общественное устройство, хозяйство уйсунов и кангюев.
Тема 10. Предводители гуннов Модэ, Чжичжи, Аттила. – 1 час.
Объединение гуннских племен. Великое переселение народов.
Тема 11. Промежуточное тестирование. - 1час.
Тема 12. Исторические источники о тюрках. – 1 час.
Китайские летописи. Письмена Культегина. Аль-Марвази. Аль-Идриси. «Огузнаме». Аль-Бируни.
Тема 13. Древние тюрки. - 1 час.
Образование Тюркского каганата. Бумынь. Культегин, Тоньюкок, Бильге-каган
Тема 14.. Правители Тюркских государств – 1 час.
Правители Тюргешского каната Уч-элик и Сулу. Карлуки. Огузский правитель Шахмалик. Кимаки. Сатук Богра-хан – основатель государства Караханидов. Найманы, кереи, жалаиры. Каракитаи. Кыпчаки.
Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.
Тема 15. Тюркские каганаты. Городская культура раннего средневековья. – 1 час.
Основные районы формирования городов: Южный Казахстан и Семиречье.
Тема 16. Функции и районы городов. Крупные города. – 2 часа.
Города - административные центры. Города – центры земледелия. Торговли и ремесла. Города – центры культуры. Районы города: цитадель, хисар, рабад. Крупные города: Испиджаб, Тараз, Баласагун, Отрар. Творческое задание: подготовить вопросы викторины.
Тема 17. Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 веков. – 2 часа.
Архитектура дворцов: Кедера и Джамуката, Кулана и Навакета, буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба.
Культовые сооружения: мавзолеи Бабаджи хатун, Айша биби, Карахана. Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана»
Тема 18. Великий шелковый путь: направления и трассы, товары. – 2 часа.
р.Хуанхэ. Главные ворота. Оживленные участки ВШП. Тюркский каганат и Византийская империя.
Товары: из Индии, Руси, Причерноморья. Серебряный клад из Отрара.
Тема 19. Распространение религий по ВШП. – 2 часа.
Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам. Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.
Тема 20. Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность. – 1 час.
Древнетюркские языковые группы. Письменность: Менандру Протектору, орхоно-енисейские, таласские памятники. Ядринцев Н.М, Томсен В.
Тема 21. Духовная культура в 6-12веках: литература и наука. – 2 часа.
Эпосы: Коркыт-Ата, Огуз – наме. Ю.Баласагуни, М.Кашгари, Х.А. Яссауи, С.Бакыргани, А,Иугнеки, А,Фараби,А.Бируни.
Тема 22. Духовная культура в 6-12веках: верования и религия. – 2 часа.
Культ: Тенгри, Иер-Су, Умай, огня, священных гор.
Зороастризм. Манихейство. Буддизм. Ислам. Работа с дидактическим материалом.
Тема 23. Архитектура 13-15веков. – 2 часа.
Мавзолеи: Х.А. Яссауи, Р.С.Бегим, Кок – кесене, Сырлытам, Жошы хана, Алаша хана.
Просмотр слайдов: «Архитектурные памятники Казахстана». Работа с дидактическим материалом.
Тема 24. Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность, устная литература. – 2 часа.
Тюркские языки: 3 группы. Казахский язык. Письменность: руническая, уйгурская, арабская. Кодекс Куманикус. Устная литература: Кетбуга жырау, Сыпыра жырау, Кодан – тайшы, асан- кайгы, Казтуган.
Тема 25. Этнические процессы на территории Казахстана. Казахские жузы. Этноним «казах». – 2 часа.
Основные этапы формирования казахской народности. Казахские жузы: Старший, Средний, Младший. Этноним «казах» в различных источниках.
Тема 26. Города Казахстана в 15-17веках: план и население. – 1 час.
Города: Сыгнак, Яссы, Отрар, Сауран, Сайрам, Сузак. План: хисар, махала. Население: численность от 800-11000человек.
Тема 27. Архитектура 15-17веков. – 2 часа.
Архитектурные памятники: Сауранская башня, башня Бегим-Мунара, комплекс Сунак-ата, мавзолеи казахских ханов Жанибека, Касыма, Есима, Жангира.
Творческое задание: подготовить рефераты, сообщения об архитектурных памятниках.
Тема 28. Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, творчество биев-шешенов. – 2 часа.
Устное народное творчество: Шалкииз, Доспамбет, Жиембет, Актамберды, Умбетай, Бухар жырау. Творчество биев-шешенов: Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Работа с дидактическим материалом. Творческое задание: подготовить сообщения о творчестве биев-шешенов
Тема 29. Духовная культура в 15-17вв: письменная литература– 1 час.
письменная литература: Дулати, Жалаири, Бахадур. Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.
Тема 30. Духовная культура в 15-17вв: народные обычаи и традиции. – 2 часа.
народные обычаи и традиции: семейно-брачные, традиционные, сезонные. Творческое задание: подготовить рефераты, презентации.
Тема 31. Духовная культура в 15-17вв: религиозные верования.– 1 час.
Религиозные верования: ислам и шаманизм. Х.А.Яссауи. Доисмламские божества покровители: Шопан ата, Зенги баба, Ойсыл кара, Камбар ата. Творческое задание: подготовить вопросы викторины.
Тема 32. Взаимосвязь и взаимовлияние культуры кочевых и оседлых народов. – 2 часа.
Интерактивная игра.
Раздел 3. Казахстан в период раннего и развитого средневековья.
Тема 32. Монгольское нашествие. Чингисхан. – 1 час.
Биография Чингисхана. Монгольские завоевания.
Тема 33. Монгольские улусы. – 2 часа.
Джучи. Чагатай. Угэдэй. Тулуй.
Тема 34. Правители Золотой Орды. – 2 часа.
Бату. Берке. Узбек и Джанибек. Тохтамыш. Мамай.
Тема 35. Правители монгольских государств на территории Казахстана. – 1 час.
Орда-Еджен. Шайбан. Тоглук-Тимур. Едыге.
Тема 35. Эмир Тимур. – 1 час.
Походы эмира Тимура и их последствия.
Тема 36. Промежуточное тестирование. – 1 час.
Тема 37. Абулхаир – потомок Шайбани. – 1 час.
Биография, внутренняя и внешняя политика хана Абулхаира.
Тема 38. Первые казахские ханы Керей и Джанибек. – 1 час.
Образование Казахского ханства. Территория и население. Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства.
Тема 39. Казахские ханы. – 2 часа.
Касым хан. Хаккназар хан. Тауекель хан. Хан Есим. Героические подвиги хана Жангира. Правление хана Тауке.
Тема 40. Историки средневековья. – 1 час.
М.Х.Дулати. Утемис Ходжа. Ш.М.Чорас. Усман Кухистани. Кадыргали Жалаири.
Тема 41. Казахские бии. – 1 час.
Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Тема 42. Джунгарское нашествие и казахские батыры. – 1 час.
Богенбай, Кабанбай, Раимбек.
Тема 43. Аблай. – 1 час.
Биография и политическая деятельность хана Аблая.
Тема 44. Защита мини-проектов «Эволюция развития государственности в Казахстане».– 2 часа.
Тема 45. Итоговое тестирование. – 1 час.
Итого: 68 часов.
Учебно-тематический план.
№ Название темы ЧасыДата Форма проведения Образоват. продукт
1. Ведение.
1 Обучающая игра «Займи позиции». Тезисы выступлений
Раздел 1. Процесс становления и развития казахского этноса.
2. Появление человека и его эволюция развития. Теория Ч.Дарвина. 1 Обучающая игра «Что? Где? Когда?» Составление опорной схемы
3. Археологическая экспедиция Х.Алпысбаева 1 Исследовательская работа Презентации, проекты
4. Экспедиции Б.Г.Андрианова и М.П.Грязнова 2 Разработка туристического маршрута Творческие проекты
5. Бегазы-Дандыбайская культура. А.Маргулан 2 Составление рекламного буклета Творческие проекты
6. Антропологи М.Герасимов и О.Исмагулов 1 Исследовательская работа Презентации, проекты
7. Греко-римские и персидские источники о саках 1 Исследовательская работа Практическая работа
8. Археологические памятники саков. 2 Семинар экскурсоводов музея Деловая игра
9. Герои саков: Томирис, Ширак,др. 1 Ролевые ситуации Инсценировка
10. Сыма Цянь об уйсунах и кангюях. 1 Самостоятельная работа с первоисточниками Презентации,
рефераты
11. Предводители гуннов Модэ, Чжичжи, Аттила 1 Исследование
дополнительного материала Работа с хрестоматийным материалом
12. Промежуточное тестирование. 1 Тесты Зачет
13. Исторические источники о тюрках. 1 Самостоятельная работа с первоисточниками Презентации,
рефераты
14. Древние тюрки 1 Работа с дополнительной литературой Таблица
15. Правители Тюркских государств 2 Исторический альманах Презентации,
Раздел 2. Культура племен средневекового Казахстана.
16. Тюркские каганаты. Городская культура раннего средневековья. 1 «Займи позицию» Исторический анализ
17. Функции и районы городов. Крупные города 2 Урок-семинар Творческое задание
18. Архитектурные памятники, культовые сооружения 6-12 в.в. 2 «Что? Где? Когда?» Презентации,
рефераты
19. Великий шелковый путь: направления и трассы, товары 2 Составление карты маршрута Творческие проекты
20. Распространение религий по ВШП. 2 Урок-семинар Опорный конспект
21. Духовная культура в 6-12веках: язык и письменность 1 Исторический альманах Презентации,
Мини-проекты
22. Духовная культура в 6-12веках: литература и наука. 2 Работа с дополнительной литературой Таблица
23. Духовная культура в 6-12веках: верования и религия. 2 Семинар Опорный конспект,
24. Архитектура 13-15веков. 2 Обучающая игра «Выбери главное» Составление карточек
25. Духовная культура в 13-15веках: язык и письменность 2 Устный журнал Тезисы
26. Этнические процессы на территории Казахстана. 2 Обучающая игра «Новые факты» Составление опорной схемы
27. Города Казахстана в 15-17веках: план и население. 1 Исследование
дополнительного материала Работа с хрестоматийным материалом
28. Архитектура 15-17веков. 2 Репортаж с места события Составление экскурсии
29. Духовная культура в 15-17веках: устное народное творчество, 2 Айтыс Исследовательская работа
30. Духовная культура в 15-17вв: письменная литература 1 Рассказ путешественника Исследовательс
кая работа
31. Взаимосвязь и взаимовлияние культуры кочевых и оседлых народов 2 Исследовательская работа Презентации,
рефераты
Раздел 3. Казахстан в период раннего и развитого средневековья.
32. Монгольское нашествие. Чингисхан. 1 «Займи позицию» Тезисы
33. Монгольские улусы. 2 Самостоятельная работа с источниками Составление
карто-схемы
34. Правители Золотой Орды. 2 Урок-семинар Презентации
35. Правители монгольских государств на территории Казахстана 1 Обучающая игра «Шпаргалка» Составление
таблицы
36. Эмир Тимур 2 Игра «Проверь себя» эссе
37. Промежуточное тестирование 1 Тесты Зачет
38. Абулхаир – потомок Шайбани 1 Исследовательская работа Презентации,
39. Первые казахские ханы
Керей и Джанибек. 2 Исследовательская работа Презентации,
рефераты
40. Казахские ханы. 2 Игра «Маска, я Вас знаю!» Анализ деятельности ханов.
41. Историки средневековья. 1 Рассказ путешественника Исследовательская работа
42. Казахские бии. 1 Ролевые ситуации Практическая работа
43. Джунгарское нашествие и казахские батыры. 2 Репортаж с места событий Составление таблицы
44. Аблай. 1 Актуальное интервью Составление вопросов
45. Защита мини-проектов «Эволюция развития государственности в Казахстане» 2 Исследовательская работа Презентации, проекты
46. Итоговое тестирование 2 Тесты Зачет
Итого: 68 часов. Глоссарий:
Авеста – священные книги у древних народов Ирана, Средней Азии, Азербайджана и Афганистана, составлявшиеся в течение многих веков.
Австралопитек – «Человек умелый», искомые высшие человекообразные приматы, передвигавшиеся на двух ногах, скелетные остатки найдены на юге и востоке Африки.
Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Батыр – почетное звание, присваиваемое особо отличившимся воинским искусством, героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам.
Бек – глава рода или племени.
Беклер беги – военный правитель, назначаемый ханом для осуществления руководства отдельной местностью, крупным племенем или группой населения.
Бий – титул, присваиваемый досконально знающим народные обычаи, традиции, обряды людям, наделяющих их соответствующими полномочиями справедливо и окончательно решать спорные вопросы в казахском обществе.
Великое переселение народов - условное определение массового вторжения гуннских племен на территорию Римской империи.
Гурхан – титул верховного правителя каракитаев, жалаиров.
Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным фактором эволюции является естественный отбор.
Елтебер – титул, присваиваемый каганом представителям знати в тюркских каганатах.
Жузы – крупные этнотерриториальные объединения (или союзы) племен, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного уклада жизни в эпоху формирования и сложения казахской народности и ее этнической территории.
Историческая антропология – одна из отраслей исторической науки, исследующая общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе.
Канкаш – совет знати в Огузском государстве.
Кара будуны – простые общинники, скотоводы, «чернь». «простонародье» в тюркских каганатах.
Кроманьонец - (от названия грота Кро-Маньон во Франции,где нашли его кости), «человек разумный» жил позже неандертальцев (40-12 тысяч лет назад) и был очень похож на современного человека.
Курултай – высший орган управления у степных народов, учредительное собрание из представителей знати, биев и батыров, на котором решались важнейшие вопросы жизни государства.
Мавераннахр – арабское название междуречья Амударьи и Сырдарьи.
Мезолит – среднекаменный век, охватывает период с 12 по 5 тыс. лет до н.э.
Неандерталец – вид древнего человека, жившего в период среднего палеолита (мустье).
Неолит – новокаменный век, охватывает период с 5 по 3 тыс. лет до н.э.
Номадизм – кочевой образ жизни.
Палеолит – древнекаменный век, охватывает период с 2,5 млн. лет назад до 12 тыс. лет до н.э.
Питекантроп – один из первых древнейших людей, останки обнаружены на о.Ява.
Синантроп - один из первых древнейших людей, останки обнаружены в Китае.
Султан – титул представителей знати, правитель из числа чингизидов.
Теле – общее название многих тюркоязычных племен.
Улус – территория, включавшая в себя население и земли нескольких арысов – объединений родов.
Хунтайши – титул правителя джунгарии.
Шад – титул, присваивавшийся каганом представителям знати в тюркских каганатах.
Шаньюй – титул правителя гуннов.
Тематика творческих, проектных и исследовательских работ:
№ Тема Раздел Форма работы
Социальные нормы поведения человека в первобытном обществе. Раздел 1
Тема 1 Археология – наука, вооруженная лопатой.
Раздел 1
Тема 2 Аль-Фараби – «второй учитель мира». Раздел 1
Тема 6 Система воспитания в сакском обществе. Раздел 1
Тема 7 Завоевательные походы персов на территорию Казахстана. Раздел 1
Тема 8 Великое переселение народов. Раздел 1
Тема 10 Военное ремесло гуннов. Раздел 1
Тема 10 Тюркская цивилизация. Раздел 1
Тема 12 Выдающиеся деятели средневековой культуры. Раздел 2
Тема 15 Идеи Ш.Уалиханова о социальных реформах. Раздел 2
Тема 29 Армия и государство Чингисхана. Раздел 3
Тема 32 Государственно-правовая система Казахского ханства. Раздел 3
Тема 38 Основные этапы истории Казахского ханства. Раздел 3
Тема 38 Исторический портрет Касым-хана. Раздел 3
Тема 39 Внутренняя и внешняя политика Есим-хана. Раздел 3
Тема 39 Внутренняя политика хана Тауке. Раздел 3
Тема 39 Историки средневековья и значение их деятельности. Раздел 3
Тема 40 Творческое наследие казахских биев. Раздел 3
Тема 41 Историческое значение джунгарского нашествия. Раздел 3
Тема 42 Жизненный путь Абылай-хана. Раздел 3
Тема 43 Список использованной литературы:
Абдракимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). – Астана, 1999 .
Аджи М. Кыпчаки. Семей, 2001.
Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. -М., 1978.
Артыкбаев Ж.О. История Казахстана.- Астана, 1999.
Археология Казахстана.- Алматы, 2006.
Асылбеков М. и другие. История Казахстана с древнейших времен до наших дней, в пяти томах. Алматы. т.I – 1996, т.II – 1997.
Баланецкий О.Ф. История Казахстана. Учебное пособие в помощь абитуриенту.-Караганда, 2012.
Баланецкий О.Ф. 2000 вопросов по истории Казахстана для подготовки к ЕНТ.- Караганда, 2012.
Гумилев Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой Степи. -М., 1994.
Есенберлин И. Кочевники. (Историческая трилогия).- Алма-Ата: Жазушы, 1986 г.
Есенберлин И. Золотая Орда.-Алма-Ата: Жазушы, 1982.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы,1998, т.2.
Касымбаев Ж, Абдиров М. Потомки Чингиз-хана – основатели нашего государства. Журнал «Мысль», 1996 №1
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.- А., 1992.
Кусаинова М. История Казахстана. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗ. Алматы. Шын-кытап, 2006.
Садыков Т., Толеубаев А. История древнего Казахстана. Алматы, 2006.
Сарбаева А.И. Уроки – портреты. Учебно-методическое пособие. Актобе, 2003.
Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925.
Утенияз С. Аттила.- Алматы, 2000.
Шауханов А. Коркыт- ата. Журнал «История Казахстана в школе и вузах» №9, 2002.
Список литературы для учителя:
Алибаева Г.А. Кимакский каганат. Урок путешествие. – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, №4, 2005 .
Алимуханбекова Ш. Возникновение и возвышение Казахского ханства во 2 пол. XV – нач.XVI вв. – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах №6, 2004 , с. 33-44
Ахметов Д. Военное искусство Чингисхана. Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 2, 2005 , с. 14-18
Базабаева Г., Самашев З., Жумабекова Г. Берел – выдающийся памятник истории и культуры древних кочевников Казахстана. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах № 9, 2002 ., с 17-24
Байпаков К. Таразу 2000 лет. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 10, 2002 ., с 3-9
Бутенко Е.А. Государства позднего средневековья на территории Казахстана . – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, с. 45-47
Буханова К. Города и поселения. Развитие феодальных отношений. – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, №10, 2004 , с. 60-64
Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. – Новосибирск, 1981 .
Есенберлин И. Кочевники. (Историческая трилогия).- Алма-Ата: Жазушы, 1986 .
Зуев Ю., Агелеуов Г. божество Буд – тенгри – Журнал: История Казахтана в школе и вузах № 10, 11, 2002 , с.47-53
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы,1998.
Культура Казахстана в VI – XII вв. – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах № 4, 2004 , с. 35-42.
Кабираева Л. Экономическое и политическое развитие Казахстана в XIII – XV вв. . – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, № 12, 2004 , с.32-34.
Канаева С. Проблема кочевой государственности. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 11, 2002 , с. 54-59
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. - Алма Ата: Рауан, 1992.
Медетбекова А. Путешествие по средневековым городам Казахстана IX – XII вв. «Восточный базар». – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 2, 2002 , с. 26-37.
Митинева С.В. Город и степь: основы взаимодействия. – Журнал: История Казахстана. Преподавание в школах и вузах, № 9, 2003, с.39-41
Митинева С.В. Игровые семинары по истории Казахстана VI – нач. XIIIвв. - Журнал: История Казахстана в школе и вузах, №10, 2002, с. 27-31.
Митинева С.В. Казахстан с древности до XV в. – В журнале: История Казахстана в школе и вузах, №9, 2002 , с. 9-13.
Наумов С. Борьба казахского народа против джунгарской агрессии в XVII в. Политика хана Джангира. – В журнале: История Казахстана в школе и вузах, № 6, 2002 г, с. 29-33.
Орлова Т. Нашествие монголо – татар на Казахстан. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, №11, 2002, с.22-27.
Сарсекеев М. Сражение на Ворскле. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 1, 2004, с43-47.
Солгарин К. Династии ханов. Хронологические таблицы. – Алма-Ата; Жалын, 1992.
Сурко Т.Г. Поэтический дух и высокое дарование народа.– Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 9, 2002, с. 34-41.
Узбекулы С. Внутренняя и внешняя политика Тауке -хана. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, №3, 2002., с. 53-62; № 4, 2002, с. 56-63; № 10, 2002, с. 52-53.
Хетагури Н. Султан Бейбас. - Журнал: история Казахстана в школах и вузах №2, 2004 , с.42-45.
Чернова Т.В. Развитие исторического мышления учащегося. – Журнал: История Казахстана в школе и вузах, № 11, 2002, с.11-21.
Список литературы для учащихся:
Абдракимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).
– Астана, 1999 .
Байпаков К.М. и др. История Казахстана. Учебник для 7-8 кл., - Алматы: Рауан, 1996 .
Байпаков К.М. История Древнего Казахстана. Учебник для 6кл., - Алматы: Рауан, 1988 .
Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана.- Алматы: Аруана, 2002 .
Жолжасбаев С. История средневекового Казахстана. Хрестоматия: для 7 класса общеобразовательной школы - Алматы: Атамура, 2003 .
Жолжасбаев С. История Казахстана. Хрестоматия: учебное пособие для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ - Алматы: «Мектеп», 2006 .
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах, т.2.- А., 1998.
Каракузова Ж.К., Джуанышбеков Н.О.,Махракова И.Р. и др. Казахская литература: учебник – хрестоматия для 8 кл. – Алматы: Жеті Жарғы, 2001 .
Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001 .
Рецензия
на учебную программу
прикладного курса по истории Казахстана
«Казахстан через призму исторических личностей»
для учащихся 10 классов общеобразовательных школ
Организация образования: КГУ«ОШ № 11 акимата г. Шахтинска»
1. Актуальность работы: Ведущей идеей в определении содержания основ знаний по отечественной истории является общечеловеческие и национальные ценности, их взаимодействие, демократизация и гуманизация. Учащиеся должны знать участников формирования и развития казахской государственности, культуры.
Данный курс представлен периодом древности и средневековья через призму биографий и исторических данных общественных, политических, культурных деятелей истории Казахстана, что способствует практическому решению этих проблем.
2. Научно-методический уровень работы: Программа имеет комплексный характер. Автор предлагает для изучения не только теоретические основы истории древнего и средневекового Казахстана, но и рассматривает систему развития казахского общества в ходе закономерностей и противоречивости исторического развития Казахстана, предлагая решение проблемных вопросов с целью выработки ученических компетентностей функциональной грамотности и социализации учащихся.
3. Степень новизны системы работы: Автор обобщил свой опыт работы по данному предмету в качестве учителя истории и обществоведческих дисциплин.
4. Научность системы работы:Содержание и целевые установки ориентированы на формирование ключевых компетентностей учащихся. Учебная программа разработана в соответствии с методологией и возрастной психологией.
5. Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы: В представленной учебной программе четко определено содержание работы; в пояснительной записке определены цели и задачи использования данной программы, ожидаемые результаты, позволяющих активизировать деятельность учеников на уроках.
6. Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений: Формы и методы работы, предложенные автором, разработаны с опорой на целевые установки обучения предмету истории Казахстана госстандартов образования Республики Казахстан, ориентированы на формирование функционально грамотного ученика.
7. Практическая значимость работы: В программе курса представлены не только теория, знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Данный прикладной курс по истории Казахстана явится для учащихся не только познавательным, но будет способствовать дальнейшему развитию творческой самостоятельности учащихся, направленной на патриотическое, нравственное, гражданское воспитание молодого поколения казахстанцев.
8.Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы: Большой интерес преставляют материалы по практическому применению изученного теоретического материала с применением разнообразных интерактивных методов обучения.
9. Соответствие требованиям к оформлению: Оформление программы соответствует предъявленным требованиям.
10. Рекомендации по использованию программы: Учебная программа Ченцовой В.Г. по изучению истории древнего и средневекового Казахстана для 10 классов рекомендована к внедрению в практическую деятельность учителей истории и обществознания города Шахтинска.
Руководитель городской методической
комиссии учителей истории: Никоненко Н.В. 03.09.2013г.