Мастер класс «Об использовании новых подходов современного менеджмента качеством преподавания математики в условиях подготовки к внешнему контролю»


Мастер-класс
«Об использовании новых подходов современного менеджмента качеством преподавания математики в условиях подготовки к внешнему контролю»
Анибаев Жагыпар МукатаевичУчитель математики
КГУ «Экономическая школа-лицей п.Жезкент»
Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области
Республика Казахстан
Являясь слушателем трехмесячных курсов повышения квалификации педагогов по Кембриджской Программе второго уровня, я получил удовлетворение от того, что некоторые приемы и методы в моей работе отвечают современным требованиям. Больше всего меня заинтересовали такие модули Программы, как «Критическое мышление», «Работа с одаренными детьми».
Важными приоритетами в деятельности современного учителя являются:
-стремление к пониманию способов постижения отдельными учениками конкретных тем;
-понимание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить уникальным способом.
Что для меня было ново и побудило внести изменения в свою практику?
Среди моих воспитанников всегда были победители различных интеллектуальных конкурсов, олимпиад по математике и логике. Медведев Андрей – дважды победитель областного этапа Республиканской олимпиады по основам наук среди старшеклассников по математике. У меня давно возникала мысль, что с Андреем я занимаюсь больше индивидуально, не привлекая его к совместной работе с ребятами. А ему скоро учиться самостоятельно и важно, чтобы Андрей мог общаться и работать в коллективе. А таких ребят немало. И, к сожалению, есть ребята недостаточно общительные, испытывающие затруднения при изучении математики, но в меру старательные. В любом классе, как правило, есть ученики различных познавательных способностей.
Меня всегда волновал вопрос: «Как выстроить алгоритм когнитивной деятельности в целях повышения учебной мотивации?» В связи с этим в качестве проблемной темы я обозначил следующую: «Уровневая дифференциация как важный фактор в повышении качества знаний учащихся».
Для моих учащихся привычны такие формы работы, как работа в парах, группах. Задачу дифференцированного подхода я осуществлял посредством разноуровневого деления на группы. Ученикам преимущественно нравилась работа в парах, индивидуальная работа (когда учитель индивидуально работает с учеником). Групповая работа не всегда давала прогнозируемые результаты.
Признаюсь, что меня тревожило несколько ответов учащихся типа «мне нравится, как объясняет учитель». А это, в свою очередь, является симптомом низкого уровня развития критического мышления, навыков саморегуляции.
Проштудировав тему «Сотрудничество и совместная работа в группах», я узнал: «в коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. Исследователи утверждают, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах»
Я, как человек, верующий в науку, решил, что изменения должны начаться с внедрения групповой формы работы. Эта тема была интересна мне еще и потому, что бытует мнение: «для преподавания математики эта форма обучения является нерациональной, пустой тратой времени», «при работе в группе невозможно оценить работу каждого ученика», «предмет математика довольно сложен для восприятия, требует концентрации внимания в ходе всего урока, а групповая работа расхолаживает».
Именно поэтому в качестве темы для исследования в действии я выбрал следующую: «Как новые подходы в обучении способствуют повышению качества знания учащихся?».
Я не отказался от традиционной формы работы, но продолжаю практиковать групповую, парную формы работы на основе реализации идеи интеграции семи модулей Программы.
Каких результатов я достиг с внедрением новых подходов в преподавании и обучении? Например, внедрение формативного оценивания способствует развитию навыков объективного, критериального само- и взаимооценивания (видео). Я отказался от директивных методов обучения, от трансляции готовых знаний.
Теперь привлекаю сильных учащихся в обучении слабых.
Следуя древним и вечно молодым принципам конструктивистской теории, стараюсь разрабатывать  стили и сценарии  уроков, отличающиеся от традиционной модели, основанной на непререкаемом авторитете учебника и озвучивающего этот учебник учителя как единственного источника знаний и информации (просмотр слайдов).
При изучении нового материала использую технологию, основанную на технике «послушать – сговориться – обсудить».
И одну из форм групповой работы я и хотел бы сегодня продемонстрировать. (предлагается алгоритм).
Весь класс разбивается на группы временного состава, в зависимости от цели урока. Сначала обучающиеся записывают материал в виде краткого конспекта. Затем идет мозговой штурм по примерам, предложенным учителем или учебником. Ребята «сговариваются», намечают план решения задач, предлагают его всему классу для обсуждения. Рассматриваются различные варианты, обсуждаемые группами, и только после этого выполняются задания. (деление на группы).
Эта технология проведения урока имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в работу учеников с любыми уровнями подготовки, учит сотрудничеству, при этом внешний рисунок поведения обучающихся одинаков, что гуманизирует процесс  обучения.
Как для любого сегодняшнего учителя важным критерием оценивания успешности является внешний контроль в формате ЕНТ. В настоящее время учащиеся не ограничены в выборе пособий, тренажеров, тренингов, помогающих в подготовке к единому национальному тестированию, но залогом успешной сдачи ЕНТ является системная и своевременная подготовка. Для эффективной подготовки учащихся к Единому национальному тестированию по предмету «математика», необходимо анализировать наиболее характерные ошибки, допускаемые выпускниками ежегодно во время ЕНТ.
Технология решения тестовых задач отличается от традиционных тем, что задается 5 вариантов ответов, что дает определенные преимущества. (Решение задач.) При решении задач учу мыслить, что способствует повышению математической культуры.
Приведу несколько примеров (Слайды-1.Увидеть закономерность).
2689860205740001.Метод К.Гаусса.
2. «История науки учит».
3.Решение задач.
В качестве рефлексии сегодняшнего занятия предлагаю прием КМ -   «Шесть шляп».
Поставив цель,  мы в конце  занятия должны подвести итог нашей работе. Для этого  воспользуемся  концепцией Эдварда де Боно, которую он назвал «Шесть шляп - шесть способов мышления». Эта стратегия поможет нам с разных позиций рассмотреть выдвинутую проблему – «преимущества групповой формы работы».
1) Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В ней «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.
Итак,  первая группа должна изложить происходящее на  занятии, опираясь и подкрепляя свой ответ цифрами и фактами.
2) Жёлтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Она полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление.
Итак, вторая группа отметит, какие положительные моменты были на  занятии, и обоснует свой оптимизм.
3) Красная шляпа-символ восприятия действительности на уровне чувств. В ней можно отдать себя во власть эмоций.
Итак,  третья группа постарается высказать свои эмоции по поводу данного  занятия.
4) Чёрная шляпа - черный цвет мрачный. Это критика, настороженность.
Итак,  четвертая группа должна высказать свое мнение о том, что не получилось на уроке или что требует доработки.
5) Зелёная шляпа - символ свежей листвы. Она символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Итак,  пятая группа ответит на вопросы: пригодятся ли  вам знания, полученные на  занятии в вашей дальнейшей работе?
6) Синяя шляпа - цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией, обобщением того, что достигнуто.
Итак,  шестая группа при подведении итогов урока должна указать, на что необходимо обратить внимание при  проведении занятия.
В жизни вам придется решать множество задач.  Любое   решение  начинается с возникновения мысли и того, насколько мы правильно организуем свою деятельность, от её решения и будет зависеть результат.     И каждый из вас должен выбрать свою, самую правильную, самую рациональную, чтобы  было интересно, радостно и комфортно, как, я надеюсь,  сегодня  прошло наше  занятие. Деятельностный подход к обучению по-новому поставил вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развития в учебной деятельности. Знания приобретаются и проявляются, развитие происходит только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности - развитие ученика;   чтобы научить учащихся самостоятельно учиться и развиваться, надо дать им знания того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность применить эти знания на практике.  159258019494500