Приемы и стратегии по внедрению новых подходов в процесс обучения младших школьников


Издревле известно о магическом значении числа 7 в преданиях разных народов. С древних пор число семь имело разнообразное символическое использование: 7 таинств; 7 нот, дающих в созвучии прекрасную музыку. Про умного человека говорят, что он семи пядей во лбу, 7 цветов радуги.
Думаю, что количество модулей программы тоже не случайно. Только в сочетании 7 модулей возможно создание эффективной системы обучения и воспитания.
Тема опыта:
Приемы и стратегии по внедрению новых подходов в процесс обучения младших школьников
Цель:
формировать основы функциональной грамотности через использование новых подходов в обучении и преподавании
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Одной из задач Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников является формирование коммуникативной компетенции - способности к устной, письменной, продуктивной коммуникации.   Поэтому особую актуальность приобретает достижение таких образовательных результатов как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Получив теоретические основы Программы третьего базового уровня на первом этапе обучения, было сложно представить, как идеи модулей Программы повлияют на качество обучения младших школьников. Анализ изменений в обучении и преподавании во время курсовой переподготовки (даже за такой короткий срок практики), показал, насколько эффективнее можно организовать процесс обучения и развития учащихся. Это стало отправной точкой для внутренних изменений, необходимости управлять процессом обучения по-другому и потребности формирования опыта работы.
Нельзя сказать, что до изучения данной программы не было попыток сделать процесс обучения и преподавания более эффективным; но использование отдельных стратегий, либо частичное использование различных приемов не приносило желаемых результатов.
Имея достаточно глубокие убеждения о том, как нужно преподавать, было сложно научить себя подвергать их оценке. Качество и степень успешности адаптации учителя к новым условиям напрямую зависят от способности к изменению. «Открыть» себя для этих изменений оказалось самым сложным.
Результаты, достигнутые в процессе формирования опыта, позволили предположить, что интеграция модулей Программы позволит выпускнику школы достичь таких образовательных результатов, которые сформируют у младших школьников основы функциональной грамотности.
Деятельность учителя, способствующая ознакомлению учащихся с новыми формами учебной деятельности, введению в новый этап развития потребовала детальной рефлексии навыков управления. Как выяснилось, после изучения курса данной программы, несмотря на достаточный опыт работы в школе тех навыков управления, которые имеются в моем арсенале, оказалось недостаточно, чтобы организовать обучение, построенное на конструктивистских теориях Кембриджского подхода к преподаванию.
Программа, разработанная НИШ совместно с Кембриджским университетом, включает в себя идеи семи модулей. «Диалогическое обучение» является одним из компонентов модуля «Новые подходы» (далее НП).
Меня, как учителя начальных классов, очень заинтересовал модуль НП. В современном стремительно развивающемся мире объем информации постоянно увеличивается, и перед учителем начальных классов остро встает очень важная задача, не только дать основы знаний, но и вооружить учащихся различными способами приобретения знаний, сформировать основы функциональной грамотности. А как это сделать?
Практическая значимость работы заключается в том, что ключевые идеи модуля НП в обучении и преподавании нашли применение в практике обучения младших школьников. Именно в начальном звене необходимо заложить основы формирования метапознавательных умений.
Результатом эксперимента является создание учебно-методического комплекса по предмету Познание мира для 3 класса «Среднесрочное и краткосрочное планирование и ресурсы к урокам» (Рецензия прилагается, индекс УДК 37.091.3(072) АО «Республиканская научно-техническая библиотека» Павлодарский филиал)
Так, планируя деятельность по внедрению модулей Программы, была поставлена
цель: сформировать основы функциональной грамотности через использование новых подходов в обучении и преподавании: создать условия для развития учебного диалога, познакомить учащихся с различными способами приобретения знаний, выработать надпредметные навыки, и отследить динамику процесса.
Оценивание достигнутых результатов проводилось по следующим критериям:
- активность в речевой деятельности, умение вступать в инициативные отношения с учителем, учащимися;
- умение сформулировать свое знание, незнание, запрос недостающей информации, используя правила речевого поведения;
- умение учащихся задавать вопросы, отвечать на них;
- умение аргументировать;
- умение пользоваться метапознавательными умениями и навыками саморегуляции.
В процессе внедрения в свою практику инновационных способов обучения невозможно было определить приоритетный модуль - только в сочетании и одновременной интеграции всех модулей, возможно, будет изменить способы преподавания и познакомить учащихся с различными способами обучения, развить критическое мышление и, как следствие, научить находить различные пути решения задач.
Изменение, которое позволит достигать более высоких результатов в обучении - овладение учителем знаниями о разработке критериев успешности.
На подготовительном этапе внедрения модулей Программы в процесс обучения, при введении учащихся в новый вид учебной деятельности, а именно на первых уроках, на которых детям и мне предстояло попробовать перестроить процесс обучения и развития, были выявлены барьеры, препятствующие внедрению новых подходов. В связи с этим возникла потребность в определении путей их преодоления. Возникновение потребности рефлексировать на всех этапах деятельности - одно из важных изменений в моей практике.
Барьер Пути преодоления
Нечего сказать по обсуждаемой теме
( Говорение появляется только тогда, когда у людей появляется потребность что-то сказать друг другу)
Для возникновения потребности что- то сказать друг другу были составлены так называемые «вспомогательные» задания:
- отбор информации для кластера в паре (для овладения необходимым объемом информации; восполнение определенных пробелов информационного плана);
- обмен информацией с целью взаимопередачи тем;
- синтезирование информации в МГ, цель которого создание карты опыта для составления связного рассказа по теме (одним из критериев оценивания рассказа является концептуальное понимание);
- проведение исследования;
- задания из конверта и др.
Не хватает языковых или речевых средств; нет опыта общения Использование опор вербального характера:
- знакомство детей с рядом диалоговых понятий и правилами диалогического общения (правилами слушания, речевого поведения);
- разговорные карточки, речевые клише.Один говорит – остальные молчат Для того чтобы у всех детей была возможность и время для общения на уроке, использовалась взаимосвязь модулей программы:
- использование НП (групповые и парные формы работы);
- учет возрастных особенностей (создание игровых ситуаций, позволяющих повысить уровень мотивации (ИКТ));
- Управление и лидерство (даже если говорит один человек, то остальные тоже включены в ДО: выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, зарисовывают и т.д.);
.
Боязнь совершить ошибку, стеснительность Для того чтобы свести к минимуму это негативное явление, учителю достаточно создавать атмосферу доверия и сотрудничества:
- разъяснительные беседы о том, что не нужно бояться своих ошибок. Человек не может знать всего, но он может узнать (обучение тому, как учиться)
- не позволять учащимся резко критиковать друг друга, а научить делать оценку (ОдО -извлечение положительных моментов, дополнения и комментарии, развивать умение аргументировать ).
Из данной таблицы видно, что задания на развитие критического мышления являются, по сути, путями преодоления барьеров в диалогическом обучении (ДО), то есть выступают в качестве подмостков.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Недостаточно или слабо сформированные навыки мыслительной деятельности отрицательно сказываются на процессе обучения и развития ребенка.
Критическое мышление традиционно связано с более поздними стадиями образования. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Выполняя задания развивающие КМ в паре, в МГ, дети активизируют мыслительные процессы, обучаясь тому, что и как делать.
Для того чтобы высвободить больше времени для диалогического общения, выполнения более сложных заданий: изучения теоретического материала, необходимого для понимания темы; заданий высокого порядка использовалась ключевая идея модуля ИКТ. Возможности ПК, ИаД (презентации, флипчарты и др.) на различных этапах урока (мотивация, взаимотренаж, рефлексия) позволяют сделать процесс обучения интерактивным.
Делая любимое дело (играть с ПК), у детей была возможность актуализировать свои знания и полезный опыт. Для этого создается банк ресурсов ИКТ (приложение «флипчарты»). Трудность состоит в том, что создание ресурсов ИКТ к уроку требует больших временных затрат.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке и способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, т.к. обучение происходит в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Говорению на начальной ступени, где закладываются основы овладения языком, принадлежит очень большая роль. Говорение - это отражение в сознании человека отношений и связей реального мира.
Говорение появляется только тогда, когда у людей появляется потребность что-то сказать друг другу. Даже взрослый человек не всегда может решить проблему, не имея возможности ее с кем-либо обсудить.
Для возникновения этой потребности, используя идеи программы, в учебный процесс были интегрированы задания на развитие КМ. В ходе кумулятивной, исследовательской беседы учащиеся обменивались идеями, тщательно отбирали информацию, активизировали свои мыслительные процессы, решали вопросы о том, что и как делать.
Из следующей таблицы видно, какие приемы стратегии использовались на различных стадиях выполнения заданий.
Стадия Стратегия Результат
Вызов
(ликвидация чистого листа)
1105535-339090 Ознакомление с информацией визуального или устного характера;
выдвижение предположений и гипотез. -Рассказ - предположение по ключевым словам, иллюстрационным материалам;
-графическая систематизация материала (кластеры и таблицы);
- верные и неверные утверждения,
- составление иллюстраций (с использованием возможностей ИКТ) Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Наблюдение/понимание
Осмысление
Сравнение и исследование сходства и различия между отдельными изображениями, мнениями, воспоминаниями;
синтез данных. Процесс ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова
- Исследования по отдельным вопросам темы;
- Составление карты опыта
-Задания из конверта
- Синквейн
Эксперимент
Гипотеза
Испытание
Обработка
Дедукция (если…тогда)
Рефлексия
(размышление).
Оценка надежности доказательств;
применение знаний;
аргументация выводов.
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- ответы на поставленные вопросы;
- исследования по отдельным вопросам темы (организация исследований на уроке занимает много времени, но затраты времени оправданы). Выбор оптимального варианта/решения
Заключение
Оценка
Организация исследовательской деятельности на уроке познания мира по теме «Части растений. Корень», «Плоды» дала детям возможность активизировать мышление; решать задачи высокого порядка; в свойственной детям манере познавая окружающий мир: потрогать, прикоснуться, рассмотреть поближе (они смотрели на растения, которые видят каждый день на огороде, как на чудо!).
Учащиеся достаточно четко выражали свою мысль, предпринимали попытки аргументировать свой выбор. В разговоре уже можно было услышать фразы:
- я думаю, что этот корень стержневой потому, что он один толстый, а все остальные совсем маленькие;
- мне кажется, что это мочковатые, их даже не посчитать сколько;
- правильно;
- нет, же их много, а где самый толстый?
- они все «худые» и одинаковые;
- давайте «подглянем» в таблицу.
И хотя фразы не достаточно «правильные» с точки зрения синтаксиса, морфологии - это уже радует. Так как это, по сути, настоящее обсуждение - дебаты с принятием или опровержением различных точек зрения.
Трудность, связанная с исследовательским видом деятельности – занимает большой отрезок времени на уроке. Поэтому возникла проблема – недостаточно времени на выполнение следующих заданий. Но считаю, что дополнительные затраты времени на этом этапе урока оправданы. Поэтому было принято решение часть заданий (уровень А), оставлять для выполнения дома.
В ходе работы по внедрению модуля Новые подходы отбираются приемы и стратегии КМ, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, позволяющих активизировать речевую деятельность, т.е. вызывают потребность говорения. Одной из таких стратегий (одна из «любимых» детьми) является «Задание из конверта», которая предполагает самостоятельный поиск решения учебно-познавательной задачи; чаще всего это сортировка, отбор, дополнение информации (приложение В).
В конверте может быть любая информация, текстовая, схематичная, иллюстрации и многое другое. Главное не давать никаких инструкций по её использованию.
Учащимся предлагается информация различного рода: картинки, тексты, слова и т.п., но само задание не озвучивается. Учащиеся самостоятельно должны решить, как использовать эту информацию. Эти задания позволяют активизировать мышление учащихся, т.к. у учащихся чаще всего возникают различные мнения по поводу решения этой задачи.
Рассмотрим эту стратегию на примере темы «Неживая природа».
В конверте лежат надписи, относящиеся к свойствам, воды, воздуха, почвы. В одном конверте (для «медленных» учащихся) есть опорные слова: почва, вода, воздух. В другом конверте для «сильных» этих надписей нет.
.Группа (2 средних + 1 слабый + 1 медленный) сортирует информацию имея опорные слова: вода, воздух, почва.
Сначала они читают несколько надписей. Не определив проблему, неуверенно, но начинают задавать уточняющие вопросы по выполнению задания учителю, членам группы. Не дождавшись ответа, продолжают знакомиться с визуальной информацией. Находят карточку «воздух» и начинают отбирать надписи с описанием свойств воздуха. Затем к ним приходит понимание сути задания.
Другая смешанная группа (ТиО + сильный + средний + медленный), чтобы определить проблему, которую нужно решить начинают читать все надписи, пытаясь понять, о чем идет речь.
Алена – прочитав несколько надписей, делает вывод, что необходимо распределить слова на группы. Далее, в течение выполнения задания, Алена выполняет роль лидера группы (это новая для нее роль, т.к. раньше она предпочитала не подсказывать никому), демонстрируя свое понимание изменения процесса обучения, а именно важность результата ГР для всех членов группы.
Задача учителя на этом этапе – скорректировать работу группы (попросить не торопиться, а прочитать все надписи и сделать вывод), т.к. задание усложнено тем, что нет ключевых слов, которые бы помогли детям объединить информацию в блоки: вода, почва, воздух.
На этом примере также можно проследить когнитивный аспект саморегуляции: сделав ключевые надписи, они начинают отбирать информацию, соглашаясь, или не соглашаясь друг с другом.
На этом этапе дети начинают применять правила ведения диалога. Стараются формулировать свою мысль так, чтобы она была понятна всем членам группы.
На этапе осмысления Карина находит «лишнюю» надпись. Заранее не оговаривалось, что есть лишние надписи, которые не относятся к ключевым словам. Это усложняло задание. Она принимает решение отложить её в сторону, на уточняющий вопрос учителя о том, почему считает надпись лишней, дает исчерпывающий ответ, демонстрируя этим понимание темы.
Результат работы – карты опыта по теме.



Во время эксперимента были апробированы вербальные и невербальные способы оценивания (Приложение А), это позволило отслеживать степень понимания учебного материала и проводить коррекцию, чтобы дети смогли перейти на следующий уровень.
Необходимо отметить, что за время работы по формированию опыта не планировалось решить все проблемы, но изменения, которые произошли, стали отправной точкой для эффективного использования ДО в процессе образования ребенка.
На данном этапе эксперимента можно проследить положительную динамику в развитии умения вступать в инициативные отношения друг с другом, с учителем, а также изменения в постановке своих вопросов, в обдумывании и формулировании ответов. Дети стараются применять правила речевого поведения: обращаются друг к другу по имени; действительно слышат друг друга, а не делают вид, будто слушают. Это стало возможным, благодаря использованию на первых этапах опор вербального характера: таблицы, схемы, карточки, клише по темам, по разделам, показывающие детям различные модели диалога – вопрос - ответ, обмен мнениями, выдвижение гипотез и умение их обосновывать при проведении исследований.
Они помогли детям освоить правила речевого поведения и общения.
Дети, которые раньше предпочитали отмалчиваться, участвуют в выступлениях, дают комментарии, аргументируют свои идеи, каждый учится определять задачу и на своем уровне находить путь ее решения, т.е. активно обучаются.
Конечно, есть еще сложности с «медленными» детьми. Их еще трудно назвать «активными», что не является недостатком на данном этапе, достаточно того, что они включились в работу: слушают, запоминают, выражают свое согласие или несогласие. Просто наблюдая за действиями других детей, они приобретают и накапливают опыт различных способов учебной деятельности. Процесс вовлечения в учебную деятельность для них идет медленно, но это их особенность.
Чтобы оценить степень понимания ключевых идей темы учениками , были разработаны специальные карточки: по отдельным темам, построенные по принципу постепенного усложнения, для письменного и устного опроса.
Были разработаны задания для развития навыков (ДО): разговорные карточки, клише, правила ведения диалога, позволяющие младшим школьникам на первых этапах овладевать умением вести учебный диалог. (приложение В).
На первых порах разговорная карточка по теме содержала вопрос и часть ответа. Прежде чем ею воспользоваться, необходимо ознакомиться с визуальной учебной информацией (текст учебника, иллюстрация и др.) и найти недостающую часть ответа. Эта работа способствует формированию умения анализировать, выделять главное, приучает детей к тому, что ответ не должен быть односложным. Когда у детей в достаточной мере будет сформирован навык формулирования полных ответов, карточка может содержать только вопрос.
Клише содержат речевые формулы: слова, с помощью которых можно обратиться к собеседнику; выразить свое согласие или несогласие; показывают способы приведения аргументов (на основе своих знаний, содержания текста, наблюдений и др.); вопросительные слова, помогающие сконструировать вопрос на разных уровнях (А, В, С).
С проверочными карточками, маршрутными листами дети работали на этапе А, В (это позволило сэкономить время на уроке и обеспечить эффективную обратную связь). Маршрутный лист может содержать не только алгоритм выполнения работы, но и указание источника какой-либо информации необходимой для выполнения задания. Мы с детьми называем их «подсказки».
Работа по внедрению НП осложняется тем, что при групповой и парной формах работы, именно с младшими школьниками, за один урок можно выполнить одно - два задания. Поэтому не всегда удается усвоить необходимый объем учебного материала на уроке, из-за отработки надпредметных умений и навыков. Для формирования навыков рефлексии были отобраны доступные приемы, и стратегии. (приложение С)
Даже непродолжительные сроки опытно-экспериментальной работы позволили добиться некоторых успехов в развитии младших школьников, позволили убедиться в важности и необходимости проведенной работы.
То минимальное количество речевых единиц, которыми дети на данный момент научились пользоваться в результате внедрения ДО, уже позволяет им чувствовать некоторую коммуникативную свободу. Что сразу положительно сказывается на мотивации учения, умении отвечать на вопросы в пределах программного материала, расширяет представление о связях и отношениях реального мира, позволяет сделать свои умозаключения
Достижение критериев развития навыков ДО - результат того, что ученики усваивали материал через активное общение: говорение, обсуждение, аргументацию.

Анализ результатов
Анализ изменений в обучении и преподавании по внедрению модулей Программы показал насколько эффективнее можно организовать процесс обучения и развития учащихся. Можно предположить что, дальнейшая интеграция этих модулей позволит детям приобрести коммуникативную свободу, что в свою очередь приведет к развитию метапознавательных способностей.
Список используемой литературы
1.Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. Астана, 2013
2.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012



ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вербальные и невербальные способы оценивания
(стратегии, позволяющие отследить уровень понимания на различных этапах урока)
Стратегия «Светофор»

Комментарии на стикерах

Сигнальные карточки
(стратегия позволяющая, выявить уровень понимания темы и комплектования пар и групп для дальнейшей работы)


«ДА – Нет ка»
(выражение согласия или несогласия с идеей, выбором)
998855172720
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Материал для «Заданий из конверта» по теме «Разнообразие животных»
Учащимся предлагается информация различного рода: картинки, тексты, слова и т.п., но само задание не озвучивается. Учащиеся самостоятельно должны решить, как использовать эту информацию. Эти задания позволяют активизировать мышление учащихся, т.к. у учащихся чаще всего возникают различные мнения по поводу решения этой задачи.
Информация для задания «Из конверта»
- Подумайте, как можно использовать данную информацию.
кузнечик
тигр леопард жираф пингвин
змея
лягушка окунь лебедь страус
пеликан улитка сова тритон акула
колибри лиса архар медведь пингвин
пчела комар сокол щука мышь
крокодил
улитка сова дельфин барсук
рыбы
млекопитающие

пресмыкающиеся и земноводные

насекомые

птицы

(Для сильных учащихся – надписей нет)
«Задание из конверта» по теме «Неживая природа»
Не имеет цвета
Не имеет запаха Не имеет своей формы
Прозрачная
Не имеет запаха Поддерживает горение
Если её не будет, растения засохнут Текучая Темно- коричневого цвета
Упругий (потому что может сжиматься и разжиматься) Её нужно перекапывать Прозрачный
Растворяет вещества Встречается в природе в твердом состоянии ( в виде снега или льда) Может превращаться в пар
Летом теплый
Зимой холодный Нужен для дыхания
В нем есть кислород В ней содержатся питательные вещества для растений Состоит из песка, глины, перегноя
В ней есть вода
В ней есть воздух В ней есть воздух
Её нужно поливать Нужно добавлять удобрения (навоз, перегнившие растения) Белого цвета
Зеленого цвета Верхний слой земли
«Задание из конверта» по теме «Части речи»
(учащимся предлагаются разрезанные надписи по теме «Имя существительное. Имя прилагательное» для составления карты опыта (кластера))
- Как вы можете использовать данную информацию?
- Обоснуйте свое решение.
Часть речи Часть речи Обозначает признак предмета Обозначает предмет
Отвечает на вопросы Отвечает на вопросы Какой? Какая?
Какое?
Какие? Кто? Что?
Изменяется по числам Имеет два числа Изменяется по родам Имеет 3 рода
Одушевленное
Неодушевленное Ед.ч. Ед.ч.
Ж.р.
М.р. Мн.ч. Мн.ч.
Ср.р.
Ж.р. М.р. Ср.р.
Изменяется по падежам Форма слова зависит от существительного, с которым оно связано Изменяется по падежам Приведите примеры

Разговорные карточки и клише
для устного и письменного опроса
(на первых этапах, такие карточки позволяют научить учащихся структурировать, формулировать ответ, проводить взаимотренаж по теме)

Маршрутный лист
(знакомит учащихся с алгоритмом выполнения заданий, позволяет развивать у учащихся навык организации самостоятельной деятельности)
Задания для группы №1
1.Дома вы прочитали текст на с. 42
2.Выполните задание Б (заполните кластер)
3.Составьте рассказ о том, что растению для жизни нужна вода. (используйте разговорную карточку №1)
4.Перейдите в другую группу
5.Расскажите в новой группе свой рассказ. Послушайте рассказ другой группы.
6.Снова перейдите в другую группу и расскажите свой рассказ и послушайте рассказ группы.
7.Вернитесь в свою группу и выполните задание В.
8.Подумайте, что произойдет, если какое-нибудь условие исчезнет. (Нарисуйте свой ответ)
- Когда будете обсуждать, используйте разговорную карточку № 2.
- Помните о том, что нужно внимательно выслушать каждого члена группы.
Маршрутный лист
Тема: Почва
1 задание
Составьте 3 вопроса по теме «Воздух»
Составьте три вопроса по теме «Вода»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3)Задайте свои вопросы (проанализируйте правильность составления вопросов)
4)Ответьте на вопросы
2 задание
Тайный предмет:
Мы по ней ходим
Она есть в степи, в поле, в лесу, на огороде
Она может быть коричневого и темно-коричневого цвета
Она нужна растениям
Её нужно перекапывать
В ней есть воздух
В ней находятся корни растений
Её главное свойство плодородие
В ней находятся питательные вещества
Она состоит из песка, глины и перегноя
Запишите свой ответ сюда
3 задание
Прочитайте текст о почве.
Зачем нужно ухаживать за почвой? Нарисуйте свой ответ.
Составьте рассказ о том, как вы будете ухаживать за почвой в своем огороде.
Разговорная карточка
для взаимотренажа по теме «Осадки. Облака. Виды облаков»

Найди в тексте ответы на вопросы.
Из чего состоят туман и облака?
Облака и туман состоят из __________________________________________________________
Где находятся облака?
Облака находятся _________________________________________________________
Какие бывают облака? _________________________________________________________
Из каких облаков идет дождь? _________________________________________________________
Где находится туман?
Туман находится ___________________________________________________________
Как образуется дождь и снег?
Маленькие капельки воды в облаках ________________________ и ______________________ на землю в виде __________________.
Зимой из __________________ образуются _____________________.
Как образуется град?
Водяной пар вверху встречается с ________________________________, затем пары _________________________________ на кристалликах и образуется ______________.
Задания для проведения исследования
по теме «Корень»
Заполните таблицу №1
Название
органа Где находится? Какую работу выполняет?
Обменяйтесь карточками и проверьте работу по карточке взаимооценивания
Если растения растут в месте, где достаточно воды, то корень у них ____________________________________
Если растение растет в засушливом месте (например, в пустыне), то корень у него ___________________________________________
Какой корень называют стержневым? Приведите примеры.
Какой корень называют мочковатым? Выпишите из текста названия растений с мочковатым корнем
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведите исследование корня растения, которое лежит в коробке
Заполните таблицу
Название растения Какой корень у этого растения: мочковатый или стержневой? Какой размер корня у этого растения?
(большой, маленький, длинный, короткий, толстый, тонкий)
Модельный ответ
Название Где находится? Какую работу выполняет?
корень под землей впитывает питательные вещества;
укрепляет растение в почве
Разговорная карточка по теме «Семья»
Какое чувство в семье является главным?
Самое главное в семье – это
Почему бабушка и дедушка в семье главные?
Благодаря бабушке и дедушке у тебя есть
Как бабушка и дедушка помогают в семье?
Они дают всем членам семьи
Помогают заботиться о
Какая семья легче переносит любые испытания?
… семья легче переносит трудности.
Кто поддерживает семью в радости и в горе?
Разделят радость и помогут в горе
Какая твоя главная обязанность в семье?
Моя главная обязанность ______________________________
относиться ко всем членам семьи и _______________________ маме и папе, бабушке и дедушке.
Алгоритм написания синквейна
Синквейн (пятистишие)
1 строчка Одно существительное ( кто?)
2 строчка Два прилагательных (какая? Какая?)
3 строчка Три слова – действия (что делает? Что делает? Что делает?)
4 строчка Одно предложение о маме
5 строчка Слово синоним (или слово характеризующее маму)
Помни, что в стихотворении каждая строка пишется с большой буквы!
Карточка
для работы в паре по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»
- Задайте друг другу вопросы.
- Проверьте ответы.
- Отметьте в карточке взаимооценивания правильный ответ знаком «+», неправильный знаком «-»
Как отличить одушевленное имя существительное от неодушевленного?
Правильный ответ
(Существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?, называются одушевленными)
Как отличить неодушевленное имя существительное от одушевленного?
Правильный ответ
(Неодушевленные имена существительные обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?)
Карточка оценивания
1)Как отличить одушевленное имя существительное от неодушевленного? 2)Как отличить неодушевленное имя существительное от одушевленного? 3) Правильность выполнения задания «+»
«-»
Я знаю, как различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я испытываю трудности, когда нужно отличить одушевленное имя существительное от неодушевленного. Карточка взаимопроверки
по теме «Род имен существительных»
Какой род имеют имена существительные?
Про существительные женского рода можно сказать … (…).
Про существительные мужского рода можно сказать … (…).
Про существительные среднего рода можно сказать … (…).
Существительные мужского рода имеют … окончание, или …, … .
Существительные женского рода имеют окончания …, … .
Существительные среднего рода имеют окончания …, … .
№ вопроса Отметка о правильности
1 2 3 4 5 6 7 Распредели слова в три столбика. Подпиши каждый столбик.
Кот, стол, поле, игра, каша, петля, море, папа, окно, карандаш, огурец, помидор, лейка, морковь, арбуз, ведро, музыка, кресло, дедушка, облако, небо, Вася, ёлка, осина, животное, брат, птица, кукла, правило, озеро.
Правильных ответов на вопросы ________
Количество баллов за задание _______
Если у тебя 37-34 балла, поставь себе «5»
Если у тебя 33-30 баллов, поставь себе «4»
Если у тебя 29-25 баллов, поставь себе «3»
Если у тебя меньше 25 баллов, повтори правило еще раз.
Лист взаимопроверки
Проверь себя по карточке.
За каждое правильное слово поставь 1 балл.
Женский род Мужской род Средний род
игра кот поле
каша стол море
петля карандаш окно
лейка огурец ведро
морковь помидор кресло
музыка арбуз облако
ёлка папа небо
осина дедушка животное
птица Вася правило
кукла брат озеро
Рефлективная карточка
по теме «Род имен существительных»
Вставь пропущенные слова
Я знаю, что имена существительные могут быть _________________________, __________________ и ________________________рода.
Я знаю, что про имена существительные женского рода говорят она (моя), он (мой), оно (моё). (подчеркни нужное)
Я умею определять род имен существительных: да, нет, мне ещё нужно потренироваться (подчеркни нужное)
Выполни задания
1) Найди лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.
А) самолет, земля, лес, свет, скворец
Б) зима, машина, бабушка, солнце, книга
В) море, озеро, дядя, солнце, дерево, молоко
2) Определи род и число имени существительного
род число
тополь деревья грибы берёза Проверь себя (за каждый правильный ответ поставь себе один балл)
1)
А) Лишнее слово – земля, потому что - женского рода. Все остальные слова мужского рода.
Б) Лишнее слово - солнце, потому что – среднего рода. Все остальные слова женского рода.
В) Лишнее слово - дядя, потому что мужского рода. Все остальные слова среднего рода.
2.
род число
тополь М.р. ед.ч.
деревья Ср.р. мн.ч.
грибы М.р. мн.ч.
берёза Ж.р. ед.ч.
Поставь себе «5», если у тебя 7 баллов
Поставь себе «4», если у тебя 6-5 баллов
Поставь себе «3», если у тебя 4 балла
Если у тебя меньше 4 баллов, повтори правило.
Клише для формулирования темы урока
(позволяют познакомить учащихся с речевыми формулами)

Сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о ________________________________
Тема урока ______________________________
Сформулируй цель (чему вы научитесь?)
Мы научимся рассказывать о _______________________________
Мы узнаем, чем птицы отличаются от _________________________________
Оцените вопросы других групп по такой схеме:
Самые интересные
Самые легкие
Самые трудные
Самые интересные вопросы у группы № ______________
Самые легкие вопросы у группы № _________, потому что ____________________________________________________
Самые трудные вопросы у группы № _______, потому что _____________________________________________________


Клише для составления вопросов
(позволяют познакомить учащихся с различными вопросительными словами, научить использовать их в постановке вопросов)

Клише для составления вопросов по теме «Наша Родина Казахстан»

Составьте вопросы по прочитанному тексту
Как называется ___________________________________________________?
Всегда ли Казахстан был _______________________________ государством
Когда Казахстан__________________________________________________?
Что значит ________________________________________________________?
Кто выбирал ______________________________________________________?

Клише для составления связного рассказа по теме «Моя родина Казахстан»

Используйте для составления рассказа вопросы – подсказки.
Помни, что часть ответа уже есть в вопросе.
- В какой стране мы живем?
- Какая она наша страна? (покажи её на карте)
- Какие города, реки, озёра есть на территории нашего государства?
- Какой город самый главный? (что ты о нем знаешь?)
- Почему говорят, что Казахстан суверенное государство?
- Как живут люди разных национальностей в нашей стране?
- Кто руководит нашим государством?
- За что ты любишь свою Родину?
Знакомство с речевыми формулами и правилами ведения диалога



ПРИЛОЖЕНИЕ С
(доступные приемы рефлексии, позволяющие учащимся научиться оценивать работу на уроке, выявить барьеры, препятствующие пониманию темы, активизировать деятельность)
Оцени работу на уроке. Ответь «да» или «нет»
Было интересно ______
Было скучно работать в паре _______
Мы работали одинаково активно _______
Больше работал(а) _________________________
Мы разделим оценку пополам _________________
Карточки оценивания деятельности на различных этапах урока
Отбор
фото Диагр.
Венна загадки обсуждение
Активно Не очень Не принимал участия Я самостоятельно находил в тексте ответы на вопросы Я самостоятельно находил в тексте ответы на вопросы Мне нужна была помощь Мне нужна была помощь Я сам помогал другим членам группы Я сам помогал другим членам группы Я активно участвовал в работе группы Я активно участвовал в работе группы Сегодня мне было скучно на уроке Сегодня мне было скучно на уроке Я знаю, что для животное – это _________________________________ организм, потому что ему для жизни
нужны____________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Животное может без этих условий
__________________________________
Я знаю, что для животное – это _________________________________ организм, потому что ему для жизни
нужны____________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Животное может без этих условий
__________________________________
Хочу сказать спасибо _____________ Хочу сказать спасибо ______________
Карточка взаимооценивания
учебной деятельности на уроке
ФИ
Ответы на вопросы 1 2 3 4 5 6
Задание №2
Какую работу выполнял? Искал ответы в учебнике Записывал Ничего не делал
Теперь я знаю, что для того чтобы семья была дружная нужно … Карточка взаимопроверки по теме «Учимся писать синквейн»
Что такое синквейн? Что такое синквейн?
1.Почему стихотворение называется пятистишие? 1.Почему стихотворение называется пятистишие?
2.О чем можно сочинить синквейн? 2.О чем можно сочинить синквейн?
3.Какие части речи нужно подобрать?
-На какие вопросы отвечают слова в первой строке?
-Во второй строчке сколько слов? На какие вопросы отвечают эти слова?
-В третьей строчке сколько слов? На какой вопрос отвечают?
-Что нужно выразить в четвертой строке? 3.Какие части речи нужно подобрать?
-На какие вопросы отвечают слова в первой строке?
-Во второй строчке сколько слов? На какие вопросы отвечают эти слова?
-В третьей строчке сколько слов? На какой вопрос отвечают?
-Что нужно выразить в четвертой строке?
4.Каким словом заканчивается пятистишие? 4.Каким словом заканчивается пятистишие?
Карточка самооценивания
Поставь «+», если это относится к тебе
Я самостоятельно (без помощи) могу написать пятистишие Мне немного трудно подбирать нужные слова Если я потренируюсь, у меня все получиться Я совсем не понимаю, как писать пятистишие Мне очень понравилась эта работа Мне понравилась эта работа Мне не нравятся такие задания А теперь, нарисуй радугу.
Какого цвета твое настроение?
Поставь смайлик на свое настроение.
Спасибо за работу!
Записи в рефлективных дневниках детей

Запись в рефлективном дневнике этой же девочки
(прошло 2 месяца)

Записи без использования клише


Карта опыта по теме «Условия для жизни растений»
Что произойдет, если исчезнет хотя бы одно условие?

Сведения об авторе
ФИО
Никандрова Лариса Ивановна
Образование
высшее
Название учебного заведения Павлодарский государственный педагогический институт
2010 год
Специальность по диплому
учитель начальных классов
Место работы
Башмачинская общеобразовательная средняя школа
Железинского района
Должность
учитель начальных классов
Педагогический стаж 17 лет
Квалификация
первая категория
Награды - областная грамота 2011 год
(3 место – олимпиада учителей начальных классов)