Диалоговое обучение как один из новых подходов преподавания и обучения


«Диалоговое обучение- как один из новых подходов преподавания и обучения»

Согласно программе трехмесячных курсов модуль о новых подходах в преподавании и обучении предлагает использование диалогового обучения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развивать свое собственное мышление. В руководстве для учителя говориться о исследованиях Мерсера и Лилтона (2007) в области диалогового обучения. « В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию.»
Здесь же в руководстве для учителя мы находим модель обучения, разработанную Л.С.Выготским. Эта модель предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, когда имеют возможность диалога с другими , более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Причем , согласно модели обучения Л.С.Выготского, обучение будет успешным в случае , если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР (зону ближайшего развития)
Идеи Л.С.Выготского были поддержаны исследованиями Барнса (1971) ,он утверждал, что «обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации». Ссылаясь на эти исследования и на материалы руководства для учителя, я согласна, что на сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывает на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу так как:
Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;я согласна с этим и на моем уроке «Получение и применение хлора» в начале урока я предложила учащимся назвать ассоциации, которые у них возникают с этой темой. После того как учащиеся назвали ассоциации, попросила их объяснить и связать с темой урока. Здесь же они формулировали цели урока.
Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; на своих уроках я старалась выслушивать ответы учеников, если были неточности в ответах, суждениях, то старалась натолкнуть на правильный ответ, не критикуя и не отрицая его мнение. Задавала вопросы типа « А кто думает по другому? Все ли так считают?»
Содействует аргументированию учениками своих идей;
Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. При закреплении материала, когда ученики отвечают на мои вопросы, очень хорошо видна степень понимания и усвоения ими материала.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики, при традиционном обучении, во многих классах имеют немного права для разговора. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.
При диалогическом обучении беседа не является односторонним процессом общения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают ученика вперед. В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающие все усилия для получения согласованного результата по совместному приобретению знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнуть через диалог с учениками , однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.
По исследованиям Мерсера , выделяют три типа беседы. Это беседа –дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Согласно исследованиям Мерсера, именно исследовательский тип беседы является наиболее продуктивным обсуждением в рамках достижения коллективного понимания и обучения. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило , используется работа в малых , в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание. Обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами ученики думают вместе. Однако подобный тип беседы не является для них естественным, нужно постепенно учить учеников работать в группах и помочь им понять ценность совместной работы.
Опираясь на эти исследования, на своих уроках я организовала исследовательскую беседу учеников. На уроке «Общая характеристика галогенов» разбив учеников на пары, было дано задание каждой паре подобрать и отобразить на схеме материал о своем галогене по плану: история открытия галогена, отрицательное влияние на организм человека и животных , положительная роль галогена и его соединений. В ходе этой работы каждый предлагал свои идеи, мнения, высказывания по их общей проблеме. И эти идеи учащиеся записывали на схеме, затем каждая пара проводила защиту своей работы. Я считаю, что такая работа вовлекает всех учащихся, дает им возможность высказаться поделиться теми знаниями, которые они приобрели на уроках или узнали из дополнительной литературы.Так как этот урок был обобщающим по данной теме, то ученики справились со своей задачей и результатом их работы были схемы, которые они потом демонстрировали всем учащимся. (прилагается видео).
При диалоговом обучении , чтобы беседа способствовала обучению, необходимо правильно ставить вопросы. Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или « буквальными». Они направлены только на запоминание и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким –либо образом. Оба типа вопросов имеют место в эффективной педагогике. Тип задаваемого вопроса и его форма меняется в зависимости от цели. Вопросы можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками.
Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в следующем :Стимулирование учеников выражаться конструктивно и предметно.
Выявление неподдельного интереса и эмоций учеников, развитие любознательности и стимул к исследованию.
Поддержка креативного мышления
Развитие критического мышления
Развитие умения учится друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников.
На начальных этапах прохождения практики я проводила диалоговое обучение на разных этапах уроков при проведении парной работы. При этом я инициировала и контролировала беседу, задавая вопросы для достижения учениками понимания темы или какого-нибудь вопроса. Так на уроке «Получение и применение хлора» ученики, работая в парах, записывали реакции получения хлора и поясняли какой реакцией можно получить хлор в лаборатории и на производстве. При ответе на данный вопрос сначала между учениками, а затем при ответе между учениками и учителем было диалоговое обучение. На следующем уроке при выполнении задания выбора правильных уравнений реакций, ученикам нужно объяснить, почему выбрана та или иная реакция и опять же при ответе ученика возникает диалог между учителем и учеником. При ответе ученик не правильно выбрал реакцию , а наводящий вопрос помог ему исправить свой ответ и выбрать правильное решение, причем в диалог включились и другие ученики.(прилагается видео)
Понимая большое значение диалогового обучения для продвижения обучения ученика вперед, для развития его мышления, хотелось бы на практике больше провести заданий по данному модулю. Но из-за малого количества проведенных уроков, из-за того, что дети привыкли работать в классе традиционно, отвечать только на вопросы учителя короткими ответами мне не удалость полностью воплотить этот модуль. Мне хочется попробовать провести беседу в виде дебатов, так как я считаю, что это позволить мне самой и моим ученикам чувствовать себя более уверенными, раскованными . Это научить детей мыслить , отстаивать свое мнение, потому что я заметила во время практики, учащиеся постоянно ищут поддержки у учителя, спрашивая правильно это или нет. Поэтому считаю, что в дальнейшей работе буду обязательно применять диалоговое обучение через различные типы бесед., через организацию диалога между учениками так как согласна с руководством для учителя, что «диалогическая беседа является тем типом взаимодействия ,при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад.»