Выступление на методическом семинаре по теме: «Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»


Выступление на методическом семинаре по теме:
«Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
«Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников» Талмуд
(мое педагогическое кредо)
Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте представить вашему вниманию презентацию своей профессиональной деятельности.
Моя педагогическая деятельность в должности учителя истории и обществознания началась в 1998 году, когда я пришла работать в СОШ № 20 (сейчас МБОУ гимназия № 20 им. С.С. Станчева), где и работаю по настоящее время учителем истории и обществознания, совмещая обязанности классного руководителя и руководителя МО классных.
Проблема, над которой я работаю второй год: использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Для решения данной проблемы внедряю в практику образовательного процесса интерактивный метод обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода. Это один из инновационных методов организации и проведения уроков. Интерактивные методы учат взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества, для этого на уроке использую:
парную или групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др.
Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Групповые формы работы применяю как при изучении нового материала, так и после изучения темы или раздела на уроке обобщения и систематизации знаний и умений.
Например, на уроках обществознания в 7 классе при изучении темы «Права и обязанности граждан» каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь определенную группу прав и готовит выступление (с примерами).
На уроке истории Древнего мира, обучающиеся работают в группах с текстом исторического источника по теме «Реформы Солона». Каждая группа получает текст документа «Законы Солона» (по Плутарху) и конкретные задания. Группа получает сразу не одно, а несколько заданий, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. Данная групповая работа дает школьникам не только навыки анализа исторических текстов, но и развивает их речевые способности.
Приведу еще один пример использования групповой работы на уроке истории в 5 классе. При изучении греческих полисов Афины и Спарта, ученикам предлагается в группах провести сравнительный анализ природных условий, хозяйственного уклада, особенностей управления этих двух полисов. Для этого ребята в группах изучают особенности общественного и государственного устройства Афин и Спарты, составляют общий ответ группы. Далее представители от каждой группы выступают перед классом. Ученики, выслушав ответ выступающих, дают оценочные суждения о том, в каком из двух полисов ребятам было бы предпочтительнее жить.
Применение данной формы работы на уроке позволяет сформировать такие коммуникативные умения как способность обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.
с учетом дидактических задач и возрастных особенностей ребят применяю игровые технологии (игры реконструкции с наличием воображаемой ситуации и ролями, которые очень хорошо удаются в 5-х классах, например, при изучении «Греческих богов» или «Богов древних римлян»; игры-обсуждения, в которых моделируется ситуация с различными формами обсуждения, анализом прошлого с точки зрения настоящего; игры-соревнования с четко фиксированными правилами). Игровые технологии повышают интерес к изучаемому материалу, активно включают детей в рабочую обстановку, вызывают желание помочь другу. Эти технологии чаще использую в средних классах.
Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, при работе с хронологией и терминами использую такие приемы, как словарная разминка, хронологическая разминка (учащимся предлагается назвать даты, термины, имена, географические названия по одной теме; побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним). На этапе проверки домашнего задания могу применить историческую цепочку (один ученик называет термин, другой дает определение). В качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают.
На этапе закрепления и повторения материала обучающимся предлагаю игру «О ком речь?». Участникам игры нужно после каждого описания назвать имя героя, о котором шла речь. Например, в 7 классе после изучения темы «Дворцовые перевороты», где изучается множество исторических персонажей.
Задание «Определи ошибку» эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении. Например, в 5 классе при изучении «Римской республики» ребятам раздается дидактический материал «Тексты с ошибками», в течение определенного времени они должны найти в тексте ошибки и составить правильный вариант текста. Такую работу еще практикую в парах.
Есть еще один интересный прием, который очень любят ученики – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора пазлов). Группа получает раздаточный материал – карта разрезана на части. Ученики должны правильно собрать карту и рассказать об этом историческом событие, которое изображено на карте.
Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад - позволяют не только обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
на уроках истории и во внеурочной деятельности использую проектные технологии, которые позволяют соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции, путем включения школьников в реальные дела. Считаю, что учитель в данной деятельности является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!».
Проектную деятельность можно осуществлять на протяжении изучения определенного раздела истории, и по окончании изучения представить защиту своего проекта. Так, например, в 6 классе, изучая историю средних веков, класс самостоятельно разбился на группы, выбрал ответственных, темы и форму проекта. Работали по четырем направлениям: историческое лицо, историческое событие, культура и занимательная страничка. При работе ребята использовали: дополнительную литературу, энциклопедии, журналы, компьютерные технологии. После изучения истории средних веков на уроке обобщения и систематизации знаний и умений ученические проекты были представлены для защиты. Были разработаны такие творческие проекты: «Рыцарство средневековья»; «История возникновения средневековых городов»; «Особенности культуры Западной Европы».
Во внеурочной деятельности под моим руководством обучающимися были разработаны и представлены на гимназической научно-практической конференции такие исторические проекты как: «Судьбы солдат в фронтовых треугольниках» (групповая работа); «Великая Отечественная война в истории поселка Каменоломни» (индивидуальная работа); «Олимпийские игры в древности и современности» (парная работа). По виду деятельности указанные проекты можно отнести к прикладным, с элементами информационного, метапредметного, исследовательского типа. Ребята прошли следующие этапы проектно-исследовательской деятельности: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый: защита проекта, презентация работы, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Свое педагогическое мастерство и использование инноваций в образовательном процессе я представила в педагогическом проекте 2015-2016 уч. года «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории».
в свою работу активно включаю информационно-коммуникативные технологии, которые активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках; позволяют грамотно работать с информацией. Систематически на уроках применяю компьютерные презентации, которые имеют полноценное методическое сопровождение урока, использую учебные фильмы, исторические видеосюжеты и мультимедийные пособия. Ребята 5 класса с особым интересом просматривают мультипликационный фильм о Прометее или путешествуют с первобытным человеком, рассматривая его наскальные рисунки или окунаются в мир финикийских мореплавателей. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.
Также систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие на каждом уроке (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся я включаю в урок динамические музыкальные паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие динамические паузы снимают усталость, способствуют смене деятельности на уроке, вызывают положительные эмоции у ребят любого возраста.
Одним из этапов инновационного процесса в рамках реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности. Мною в этом учебном году была составлена программа внеурочной деятельности «Краеведение» для обучающихся 5-х классов на основе авторской программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края. Программа соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с реалиями сегодняшнего дня и направлена на формирование чувства сопричастности и гордости за свою страну и малую родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности. Программа реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время. В программу включён региональный компонент в форме музейных уроков, экскурсий и презентаций.
Ежегодно с целью самосовершенствования и профессионального развития стараюсь сама принимать участие в конкурсах и вовлекать детей. Принимала участие в муниципальном конкурсе «Лучшее электронное приложение к уроку» в номинации «УММ для урока»; в областном конкурсе «Славен Дон» в номинации «Традиционная материальная культура»; в муниципальном этапе конкурса исследовательских и краеведческих работ и медиапроектов «край родной-Дон» в номинации «Мои земляки в годы Вов»; во Всероссийском конкурсе «Семья-основа государства»; в этом году обучающаяся 9 класса под моим руководством приняла участие в 3 межрайонной научно-практической конференции «Региональная история Вов»; а я стала победителем 2 степени в региональном конкурсе учебно-методических материалов учителей общественных дисциплин «становление гражданского общества в истории России» в номинации «Лучшая методическая разработка урока».
Усилия, направленные на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету, дают свои результаты. Можно проследить динамику роста уровня обученности учащихся по предмету.
Качество знаний по истории за 2015– 2016 учебный год - 100 %, уровень обученности – 81 %. Качество знаний по обществознанию за 1 четверть 2016 – 2017 учебный года - 100 %, уровень обученности – 87 %.
Качество знаний по истории за 1 четверть 2016 – 2017 учебный года - 100 %, уровень обученности – 85 % (возросло на 4 %). Качество знаний по обществознанию за 1 четверть 2016 – 2017 учебный года - 100 %, уровень обученности – 90 % (возросло на 3 %).Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании истории и обществознания я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета.  
“Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. Эта древняя мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта 2-го поколения ФГОС, который я использую в своей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!