Статья на тему Использование инновационных технологий в обучении

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Манелис Н. М., преподаватель,
ГБОУ СПО «Самарский медицинский
колледж им. Н.Ляпиной», г. Самара


Концепция ФГОС третьего поколения базируется на использовании современных образовательных технологий, что является необходимым условием достижения нового качества образования, направленного на подготовку конкурентоспособных специалистов не только с определенным запасом знаний и умений, а специалистов компетентных-со способностью действовать в различных проблемных ситуациях, свободно владеющих своей профессией.
Ориентация на новые цели образования – компетенции-требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Традиционно выделяют следующие этапы формирования профессиональных компетенций.
1. Создание у обучающихся мотивационной основы для формирования профессиональных компетенций.
2.Изложение знаний о способах учебной деятельности.
3.Выполнение новых действий обучающимися с опорой на алгоритм, под руководством преподавателя.
4.Самостоятельное выполнение обучающегося соответствующего задания. На этом этапе от студентов уже требуется самоанализ результатов своих действий.
5. Перенос полученных знаний и умений в новые условия.
Профессиональная компетенция считается сформированной, если студент осознанно выполняет все входящие в нее действия в любых ситуациях (учебных и внеучебных) Умения – это готовность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта сознательное владение каким-либо приемом деятельности.
Согласно стандартам среднего медицинского профессионального образования в результате изучения профессионального модуля студент должен уметь:
работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
проводить сердечно-легочную реанимацию;
контролировать основные параметры жизнедеятельности;
осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;
осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальной помощи.
Формирования данных умений начинаются с формирования личностного смысла предстоящей деятельности. Для этого, в преподавании раздела профессионального модуля «Оказание медицинской помощи при терминальных состояниях» по специальности 060101 «Лечебное дело», используется контекстное обучение.
Контекстное обучение является одной из инновационных образовательных технологий.
В основе формирования любого умения должны лежать специальные знания.Поэтому на первом этапе происходит усвоение учебной информации с превращением ее в осмысленные знания путем применения их на практике. И здесь незаменима роль самого преподавателя. От его профессионализма и мастерства, от его заразительности и убеждённости в изложении и демонстрации таких умений как способы проведения сердечно-легочной реанимации, работы с реанимационной аппаратурой, контроль основных параметров жизнедеятельности, зависит качество всей дальнейшей работы студентов.
Иногда для повышения качества объяснения учебного материала приходится прибегать не только к использованию макетов и фантомов, но и интерактивной доски, которая позволяет для детального рассмотрения и анализа действий использовать «стоп-кадр», привлекать студентов к рассуждению и описанию правильных действий.
На втором этапе учебно-воспитательного процесса знания превращаются в средства для решения профессиональных проблем, задач. Таким образом, второй этап обучения предназначен для формирования профессиональных компетенций как способности к самостоятельному профессиональному труду.
Для осуществления второго этапа, освоение умения проходит на практических занятиях в кабинете доклиники. Студенты индивидуально, в парах, группах, отрабатывают новое умение с опорой на алгоритмы под руководством преподавателя. От них требуется не только выполнить действия, но и объяснить, обосновать, указать на возможные ошибки или неожиданные ситуации. На занятиях используются современные тренажеры, фантомы для оказания сердечно-легочной реанимации, средства для оказания первой помощи.
Затем на специальном занятии с помощью ситуационных задач специально моделируется ситуация и студенты в группах должны продемонстрировать способность самостоятельно выполнить необходимые и адекватные действия. Преподаватель вместе с другими студентами наблюдает за действиями и группы, а затем оценивает. Иногда снимает действия студентов на видео, а затем все вместе анализируем и оцениваем качество их выполнения.
Пример ситуационной задачи:
На пляже произошел несчастный случай: из воды извлечен пострадавший без сознания. Отмечается резкий цианоз кожи, набухание шейных вен. Из носа и рта пострадавшего выделяется пенистая розовая жидкость. Зрачки не реагируют на свет.На вызов, в составе бригады скорой медицинской помощи, прибыл фельдшер.
Задание:
1.Укажите тип утопления с обоснованием.
2.Составьте алгоритм неотложной помощи при утоплении.
3.Продемонстрируйте на фантоме сердечно-легочную реанимацию с помощью аппаратуры (мешок Амбу, электроотсоса, воздуховода, дефибриллятора, аппарата ЭКГ, набора для интубации трахеи)
Далее формирование умения продолжается на учебной практике, в реанимационном отделении и на скорой помощи. Студенты осуществляют данные манипуляции (сердечно-легочную реанимацию, составление наборов, мониторинг) самостоятельно в реальной обстановке, оказывают неотложную помощь (СЛР), но под контролем преподавателя, который корректирует при необходимости неправильное выполнение манипуляции.
Приведу пример заданий по разделу профессионального модуля 03 «оказание медицинской помощи при терминальных состояниях» на учебной практике:
Задание:
Проведите контроль эффективности лечения гипертонического криза у трех пациентов. Заполните таблицу:

АД
ЧСС
ЧДД
Пульс
ЭКГ
Лекарственные препараты:

Формируемое ПК:
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
Лист наблюдения за пациентом

1
день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день

Сознание








Пульс, АД, ЦВД, ЧДД







Состояние операционной раны







Контроль баланса жидкости







Измерение объема жидкостных потерь








Формируемое ПК
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
Задания выполняются в специально разработанном дневнике практике.
Таким образом, требования нового государственного стандарта, позволяют каждому преподавателю продумать систему инновационных технологий, для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, что обязательно отразится в целом на повышении эффективности и качества профессиональной подготовки студентов.
Литература:
Усова Н.Ф. Использование современных технических средств обучения для повышения наглядности преподавания.// Сибирский медицинский журнал 2010г. №2.
Сидорова В.В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения. //Инновации в образовании 2008г.№7.
Емелина Л.П.Воронцова С.А. Мультимедийные презентации-одна из форм инновационных технологий. //Сибирский медицинский журнал 2010г №7.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15