Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Н.С. Митюкова
преподаватель русского языка и литературы
БУ «Няганский технологический колледж»
г. Нягань, Российская Федерация
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
В настоящее время перед педагогами стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за минимально отведенное программой количество часов обучения предмета русский язык, могли усваивать максимально возможное количество знаний, умений и навыков и применять их на практике.
В 21 веке, когда доступ к информации является не сложным вопросом, возникает другой вопрос, как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоению полученных знаний.
Особую роль здесь играют педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится к понятию «новшество», «новизна».
Основные черты инновационных технологий направлены на развитие способностей, на самосовершенствование студента, самостоятельный поиск решений, на совместную деятельность в новой ситуации [1, с. 205] 
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся;
формирование личностных качеств обучающихся;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:
1. А. Адамского (раскрепощение личности);
2. В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя и преподавателя);
3. А. Губельского (превращение обучения в сообщество)
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
преодоление формальности, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностно-ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала;
В инновационных технологиях в обучении русскому языку и литературе успешно применяются множество приёмов.
Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них. Наиболее приемлемыми для себя, я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).
Дискуссия одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии.
Основные задачи дискуссии:
обмен первичной информацией;
выявление противоречий;
переосмысления полученных сведений;
сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Студентам предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
уважение к различным точкам зрения ее участников;
совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения.
На моих уроках литературы проводились дебаты по следующим темам:
Самоубийство Катерины (по пьесе А. Островского «Гроза»). Сила духа или слабость характера?
«Существует ли ложь во спасение? Образ Луки из пьесы М. Горького «На дне»
«Образ Наташи Ростовой» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
На уроках русского языка проводились дебаты: «Англомания: за и против».
Тема является достаточно актуальной в наши дни, поскольку засилье английского языка в наше современное время налицо. Английский всюду: на радио, телевидении, в газетах, журналах, художественной литературе, в рекламе и даже названиях магазинов. С целью подготовки к данному занятию ребята проводили самостоятельное исследование: изучали СМИ, художественную литературу, проводили соцопросы.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес, как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление студента.
Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. [2, с. 3] .
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны ученика (пример литературная композиция «Чтобы помнили..» ,посвященная Дню Победы, а также « Мероприятие, посвященное Дню рождению А.С.Пушкина», но самыми актуальными являются формы урока: семинар, практикум, викторина, исследование, путешествие, деловая игра, зачет.
Другая форма, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля,
Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
осмысление и выбор микротем;
создание творческих групп;
подбор материала к семинару;
консультации учителя (за неделю до проведения семинара);
систематизация и обобщение материала;
Например, в качестве заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя проводила семинар по теме «Мертвые души" - поэма о величии России». Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве Гоголя
В дальнейшем студенты работали по группам: подготовили сообщения, где каждая группа характеризовала помещика, оценивая его с разных сторон.
На уроках русского языка: в соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.
Ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что самостоятельно работают с научной литературой, строят свои выступления в соответствии с планом, а это готовит их к дальнейшему обучению. [3, с. 16] .
Чтобы занятие было особенным, со своей «изюминкой», я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант, составление тестов, загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. (4. Архипова Е. О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. [4, с.13] .
Большое значение для раскрытия творческого потенциала имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста;
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
составление конспекта, опорных таблиц;
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.[5, с.48] 
Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что занятие проходит в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. [6, с. 37] 
И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Список литературы:
1.Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонирована в ОЦНИ АПН РСФСР "Школа и педагогика" 11 февраля 1991 года. Регистрационный N 32 - 91. - с.205)
2. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Руссий язык. 1 сентября 2009 № 5 с. 3.)
3. Александрова Г. Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, и «Тригон», 1997. с.16)
4. Архипова Е. О. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. 2003. № 2 с. 13-17.)
5. Уроки по инновационной технологии. {Опыт школы N 147}. - С.¬Петербург, 1994.- с 48.)
6. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. Учитель. Волгоград, 2006. с 37.)















 © Н.С. Митюкова


















13PAGE 15


13PAGE 14715