Опыт создания системы формирования навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов),
Железнякова Мария Ивановна

Место работы
ГУ «Школа-лицей №2 отдела образования акимата города Костаная»

Должность
учитель начальных классов

Наименование материала
Опыт создания системы формирования навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.


Рубрика
Общее и среднее образование
Методическое сопровождение образовательной деятельности.














Опыт создания системы формирования навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.
« Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо»
Э. Ильенков

Современное развитие общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой цели необходимо развивать у учащихся способности к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей. Успешность решения данной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся навыка самоконтроля и самооценки своих действий в контрольно-оценочной деятельности. В практике педагогической работы существенной проблемой является отсутствие целостной системы формирования навыков самооценки и самоконтроля. Понятно, что решить проблему содействия становлению критически мыслящего ученика, способного учить самого себя и саморазвиваться, невозможно внесением лишь отдельных приёмов в область рефлексивной деятельности. Достичь целей образования можно, создав целостную систему, в которой будут определены содержание, формы, техники и приёмы контрольно-оценочной деятельности ученика на уроке. Самоконтроль и самооценка являются отдельными учебными действиями. Сформированность этих действий у школьников в первые 4 года обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить и решать не только учебные, но и личностно значимые социальные задачи, такие как: -организация собственной учебно-познавательной деятельности; -самореализация в учебной и внеучебной деятельности. На протяжении трёх лет работы в классе создана система формирования самоконтроля и самооценки у младших школьников. Система основана на понимании ведущей деятельности учащихся начальных классов. 1 класс. На данном этапе ведущей для учащихся становится учебная деятельность. Любое выполненное учебное действие в первом классе требует оценки. Ребёнок должен знать, что он умеет, чего не умеет, над чем предстоит поработать. Его надо вооружить такими умениями, как умение выделять критерии оценки и их фиксировать, проводить пошаговый контроль, задавать «умные» вопросы, проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков, высказывать свою точку зрения при оценивании сверстников. Предметом самоконтроля и самооценки со стороны учащихся в первом классе могут являться: -собственное самочувствие на уроке; -собственные учебные действия на основе заданного эталона; -действия одноклассников. Как показала практика нашей работы, следующие техники и приёмы действий самоконтроля и самооценки наиболее приемлемы и оптимальны для первоклассников: -добрые ладошки; -домик; -светофор; -задания- ловушки; -сопоставление своих действий с образцом; -составление задач, подобных данной; -классификация по способу решения задач; -работа с карточками для устного сообщения; -составление кластеров; -техника «Паучок»; -жесты согласия и несогласия; Применение данных приёмов и техник самоконтроля и самооценки позволило научить первоклассников самостоятельно ставить цели работы на уроке, овладевать механизмами самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия с учителем и сверстниками в индивидуальной и парной работе, способствовало развитию критического мышления детей, формированию адекватного отношения к оценке и отметке через словесную оценку и введение оценочных листов. 2-3 класс. Основная деятельность на этом этапе: формирование и становление личности школьника, как субъекта коллективной деятельности. На этом этапе на первый план выходят способы действий учащихся, все оценки достижений каждого ребёнка рассматриваются в динамике по отношению к собственным достижениям на предыдущей стадии обучения. Применение индивидуальных оценочных листов в системе помогает учащимся самостоятельно выделять и классифицировать ошибки, анализировать результат своей деятельности, отслеживать развитие и динамику качества обученности по изучаемой теме. Важным условием учебной успешности выступает работа в парах и группах. Поэтому, предметом самоконтроля, самооценки и взаимооценки на данном этапе являются: -отдельные учебные операции, входящие в состав способа действий; -создание алгоритмов и работа по ним в различных условиях; -соотнесение результатов решения задачи с её условием; -овладение различными техниками работы с текстом и техниками запоминания информации; -анализ проблем и трудностей, возникших в ходе выполнения заданий, в том числе и в групповой работе. Основными приемами и техниками самоконтроля, самооценки и взаимооценки учащихся являются: -дерево предсказаний «Хочу», «Могу»; -составление карточек-помощников; -умные вопросы; -софизмы (провокации на ложный путь решения задачи); -техники запоминания: группировка, пиктограммы, схематизация, ключевые слова, работа с текстом; -критерии оценки, разработанные совместно с одноклассниками. Такая система самоконтроля и взаимооценивания направлена на достижение качественного результата. Учащиеся с удовольствием работают на уроках, не боятся высказать свое мнение, учатся отстаивать свою точку зрения в диалоге, умеют самостоятельно добывать новую информацию и применять её в различных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности, выполнять работу в группах и парах. К окончанию третьего класса прослеживается положительная динамика развития навыков самооценки и самоконтроля. 4 класс. На рассматриваемой стадии обучения наиболее эффективным средством становится разноуровневое обучение и учебное сотрудничество в группах. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика сочетается с групповой учебной работой. Предметом самооценки и самоконтроля становятся собственные учебные действия при разноуровневом сотрудничестве в группе и паре. Это: -рефлексивный контроль за применением известных способов в нестандартных, новых ситуациях; -создание ключа- образца для проверки работы, характеристика ошибок и выдвижении гипотезы об их причинах; -разработка критериев оценки. На данном этапе основной техникой самооценки является ученическое портфолио. Это способ анализа способностей ученика, основанный на подборке его работ, который учитывает результаты, достигнутые ребенком в различных видах деятельности (учебной, творческой, индивидуальной), способствует участию каждого ребенка в оценке своей собственной работы, закладывает основу для многосторонней оценки общей работы ребенка. Использование ученического портфолио и других техник (таблицы ЗХУ, синквейн, пазлы, работа с опорными словами , и.т. д.) обеспечивает воспитание таких качеств личности, как настойчивость, аккуратность, самостоятельность, уверенность в себе. Таким образом, к окончанию начальной школы при использовании предложенных нами техник у учащихся будет завершено формирование навыков самоконтроля и самооценки, сформирован устойчивый познавательный интерес к учению в процессе индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Сформированность навыков самооценки и самоконтроля в начальной школе является важным этапом в подготовке учеников к обучению в средней школе.
Литература.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования РК.
Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности- М.:Знание, 1981.
Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с;
Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979.
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.