Модульная система экспериментов ЛАБдиск

А.А. Завьялова.,
МБОУ СОШ №40

Использование лабораторного оборудования
на уроках окружающего мира

В новом образовательном стандарте подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественно-научных понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в средней и старшей школе. Выпускник начальной школы должен уметь поводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные измерительные приборы. Поэтому очень важно, если школа с самого начала может предложить ребенку удобные инструменты, которые помогут ему измерять и анализировать все то, что он до этого просто наблюдал, воспринимая в первую очередь оценку и суждение взрослого.
Одной из инноваций в моей педагогической деятельности стало использование Цифровой лаборатории ЛабДиска «ГЛОМИР». Цифровая лаборатория ЛабДиск «ГЛОМИР» адресована в первую очередь начальной школе.
Главное достоинство ЛабДиска в том, что это мобильная лаборатория. Все необходимые замеры можно делать как в любой точке класса, таки за его пределами.
Можно измерить уровень шума на улице, в коридоре школы, во время написания контрольной работы, уровень освещенности в разных точках комнаты, измерить расстояние до определенного объекта. Все необходимые датчики встроены в сам ЛабДиск. Его просто подключить к компьютеру или ноутбуку. Эта маленькая лаборатория позволяет учащимся почувствовать себя настоящими учеными и сделать процесс познания увлекательным и незабываемым.
Так, изучая тему «Сердце, сердечно-сосудистая система», мы говорим с детьми о том, что такое сердце, рассматриваем на модели его внешний вид, строение, определяем его функции. В практической части урока мы учим детей определять область сердца, прощупывать и измерять пульс.
А при помощи ЛабДиска мы можем не просто услышать, как бьется наше сердце, но и измерить частоту сердечных сокращений нашего сердца до и после физических нагрузок. Программное обеспечение Лаборатории позволяет нам увидеть на графике пульс, сердечные сокращения и их амплитуду.










«Рис. 1 Измерение частоты «Рис. 2 График пульса и сердечных сокращений»
сердечных сокращений
до и после физических нагрузок»

На практическом занятии «Громкость звука» сначала рассматриваем уровни громкости различных звуков: турбина реактивного самолета, тротуар оживленной улицы, пылесос, обычная речь, фоновый шум в квартире, шелест листвы и др. При помощи ЛабДиска и источника непрерывного звука с постоянной громкостью, например, компьютерные звуковые колонки, измеряем, насколько ослабевает звук в зависимости от расстояния от его источника. Проводим измерения на расстоянии 4см, 8см, 16см. Оформляем получен
·ные результаты и делаем выводы. Не маловажным предметом исследования становится наш собственный голос. Тестируем звуковой датчик: рассказываем скороговорку сначала шепотом, затем уверенным громким голосом и наконец с криком.









«Рис. 3 Исследуем собственный голос. Шепот » «Рис. 4 Исследуем собственный голос. Крик»

Помимо уроков окружающего мира работу с ЛабДиском можно проводить на математике – при изучении величин для измерения длины, ширины, высоты. Данные измерений возможно использовать для нахождения периметра, площади, объёма геометрических фигур. 









«Рис. 5 Проверяем показания датчика» «Рис. 6 Измеряем расстояния до предметов»

Так же ЛабДиск позволяет ученикам исследовать такое сложное понятие как взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием. Для данного исследования кроме ЛабДиска не требуется никакого оборудования. Для измерения расстояния используется встроенный датчик, способный измерять расстояние от 0,4 до 10 метров. Этот датчик излучает ультразвуковые волны, которые попадают на преграду, отражаются от нее и возвращаются обратно в датчик. ЛабДиск измеряет время, прошедшее с момента излучения ультразвукового сигнала до получения отраженного сигнала, и рассчитывает расстояние до этого объекта, поскольку скорость распространения ультразвукового импульса в воздухе – величина известная и постоянная.
Таким образом, мы видим, что главная особенность ЛабДиска – минимум действий. Основной набор датчиков встроен в ЛабДиск, запись показаний начинается сразу после нажатия одной кнопки на корпусе. Программное обеспечение GlobiWorld предназначено для любознательных юных исследователей – имеет красочный интерфейс. В любой момент школьники могут просмотреть результаты ранее проведенных экспериментов подключив ЛабДиск к компьютеру.
В рамках научно-исследовательской деятельности, ученики сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знания переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.








«Рис. 7 Осваиваем программное обеспечение» «Рис. 8 Обсуждаем результаты»