ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ PROLOG НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ PROLOG НА УРОКАХ ХИМИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.А.Дубок, учитель химии
МАОУ «Итатская СОШ» Томского района Томской области


Новые образовательные стандарты предъявляют высокие требования к программам, условиям и результатам обучения. Эффективное применение современных средств обучения позволит выполнять требования ФГОС.
Одно из предметных требований ФГОС по химии: «Приобретение учащимися опыта использования различных методов изучения веществ при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов». В современный век цифровых технологий и оборудование должно быть современным.
В феврале 2013 года для кабинета химии были приобретены комплекты модульной системы экспериментов PROLog. Это оборудование является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающих сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научного цикла начальной, основной и средней школы, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В комплект для обучающихся входят модули питания, сопряжения, отображения информации и цифровые измерительные модули: датчики рН, температуры, проводимости, солености, кислорода, углекислого газа, счетчик капель. К данному оборудованию прилагается методическое пособие для педагога и учебное пособие для учащихся с инструкциями, диск с программным обеспечением для персонального компьютера, обучающее видеопособие.
Цифровые модули системы PROLog могут работать при подключении к компьютеру или сенсорному модулю отображения информации, а так же в автономном режиме, при подключении только к блоку питания.
Программа обеспечивает удобный сбор и обработку информации в виде таблиц, графиков, видео и т.д. Достаточно просты и понятны настройки эксперимента и модуля.
Применение цифровой лаборатории на уроках позволяет проводить достаточно быстро и наглядно демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы. Например, измерительный модуль «рН» используем при изучении кислот и оснований, определении реакции среды при гидролизе солей, изучении реакции нейтрализации и так далее. Модуль «Температура» дает возможность установить тепловой эффект химической реакции, тепловой эффект при растворении веществ в воде, показывает зависимость скорости реакции от температуры.
При выполнении экспериментов на уроках каждая группа школьников работает с необходимыми измерительными модулями, подключенными к нетбукам с программным обеспечением PROLog (фото 1).
Фото 1. Работа измерительного модуля PROLog, подключенного к нетбуку






С применением нового оборудования качество исследовательских работ школьников поднялось на более высокий уровень. Результаты исследований школьников аргументированы и обоснованы, представлены в виде эстетичных схем и графиков. Появилась возможность быстро и точно обработать информацию, сравнить полученные данные, сделать выводы. Так, с помощью измерительного модуля «Кислород» шестиклассники установили, что горение свечи в закрытом сосуде прекращается, когда содержание кислорода еще достаточно большое, более 10%. Также юные исследователи определяли содержание кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе, были очень удивлены, что кислорода мы выдыхаем в 4 раза больше, чем углекислого газа.
В начале нового учебного года школьники определяются с темами для исследований, и сразу обдумывают, какие измерительные модули цифровой лаборатории будут использовать.
Так вместе с учащимися осваиваем современное оборудование. Сегодняшние школьники быстро разбираются в его работе, легко настраивают, подбирают необходимый режим работы, предлагают применение датчиков для выполнения различных экспериментов.
Работа с модульной системой экспериментов PROLog способствует пробуждению и развитию природного любопытства школьников, помогает делать первые шаги в мире научных знаний.
Школьники приобретают навыки в сопоставлении экспериментальных и теоретических знаний с объективными реалиями жизни; происходит формирование умений проведения точных измерений с помощью цифровых технологий, подготовки аналитических материалов и результатов опытов в цифровом виде.

Литература
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательный стандарт основного общего образования по химии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебное пособие. Модульная система экспериментов PROLog. М.: Современные образовательные технологии. 2012 г.
Методическое пособие для педагога с инструкциями. Модульная система экспериментов PROLog. М.: Современные образовательные технологии. 2012 г.