Выступление на методическом объединении Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии


Использование ИКТ на уроках биологии
как способ повышения мотивации
к изучению предмета
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
-изучение биохимических процессов;
-изучение природных процессов и явлений
-моделирование биологического эксперимента;
-система тестового контроля
-подготовка к экзамену.
Широкое использование анимации, биологического моделирования с -использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных биологических процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз и другие сложные биохимические процессы. Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен. Чтобы подготовить и организовать качественную работу в выбранном мною направлении, необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, в том числе и умения работы на компьютере.
Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.
Проанализировав биологические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.
При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ, а именно:
1.Готовые электронные продукты, которые
позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
3. Ресурсы сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Преимущества для учащихся:
-делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более
ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
-позволяет использовать различные стили обучения, учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.