Овладение способами и приёмами познавательных УУД


Овладение способами и приёмами познавательных УУД
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). 
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности, изменить сам образовательный процесс:
Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Что дают универсальные учебные действия?
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;
реализуют целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Качество усвоения знаний определяетсямногообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.
.Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Успешность формирования УУД зависит от использования базовых образовательных технологий:
Обучение на основе «учебных ситуаций».
Проектная деятельность.
Уровневая дифференциация.
Информационные и коммуникационные технологии.
Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД . 
Русский язык:
В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.
Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
Соотнесите предметы и звуковые модели слов.
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Окружающий мир:
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
Литературное чтение:
Почему репка выросла большая – пребольшая?
Сочини продолжение сказки с друзьями.
Таким образом, основным результатом должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.