Овладение методологией познания и способами учения учащимися начальной школы на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Торопчина Г.Н.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №39 г. Белгорода


Овладение методологией познания и способами учения
учащимися начальной школы на уроках английского языка
(Технология развивающего обучения. Из опыта работы)

Задача сформировать функциональную грамотность учащихся в условиях реализации ФГОС требует внесение принципа сознательности в процесс обучения английскому языку уже на младшей ступени обучения. Данная работа преследует цель показать процесс формирования смысловых ассоциаций у учащихся 2-3 классов, в основу которого положена методология познания. Учителю при этом отводится направляющая и руководящая роль: с его помощью у учащихся создаются зрительные опоры как первичный сигнальный элемент, происходит осмысление информации, её выражение в конкретной грамматической формуле и требуемая реализация в практике устной и письменной речи. В результате при формулировании мысли на английском языке учащиеся будут брать за основу не слово, а грамматическую формулу.
Уже во 2 классе, объясняя порядок слов в английском утвердительном предложении, учитель формирует у учащихся следующую смысловую ассоциацию: V , где под крупной точкой подразумевается порядок слов в утвердительном предложении, а V обозначает глагол-связку. Рассмотрим теперь подробно содержание и способ формирования указанной смысловой ассоциации. Учащиеся должны понять, что, в отличие от русского, в английском языке существует строго определенный порядок слов. Показать это лучше с помощью детских кубиков. Их нужно 4: три одного цвета и один красный. Учащиеся еще не изучают на уроках русского языка члены предложения. Это не столь важно. Главная задача учителя английского языка заключается в том, чтобы поразить воображение второклассника, создать у него чувство сопричастности к великой тайне английской грамматики. Следующий этап - включение учащихся в мыслительный процесс. Предварительно договорившись, что красным кубиком обозначается глагол-связка (опираясь на знания второклассников, выясняем, что глагол отвечает на вопрос «Что делает?»), учащимся предлагается из слов я, мама, любить, очень составить предложение. Учащиеся приводят разные варианты: 1. «Я очень люблю маму»,
2. «Маму я очень люблю»,
3. «Очень я люблю маму» и т.д.
Комментируя примеры предложений, составленных учащимися, учитель меняет место красного кубика в зависимости от того, какое место в русском предложении он занимает:

1.

2.

3.

Затем учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что в английском языке возможен единственный вариант расположения кубиков:


Для того, чтобы каждый ученик сделал свое собственное маленькое открытие, учащимся предлагается логическое задание: «Почему кубики расставлены именно в таком порядке? Можно ли поменять их местами?»
В итоге делается коллективный вывод: в русском языке слова можно располагать в любом порядке, порядок слов просто подчеркивает эмоциональную окраску мысли говорящего. Но в английском языке существует строгий порядок слов в утвердительном предложении, который подчиняется правилу: на втором месте - глагол. Более продвинутые учащиеся даже переводят фразу: «I like my mother very much».Для закрепления данной смысловой ассоциации кубики постоянно присутствуют на учительском столе, особенно при изучении глаголов to be, to have:
У меня есть кот. Он толстый и ленивый.
У меня есть собака, она черная.
Опыт показывает, что сформированная смысловая ассоциация дает колоссальный эффект в ходе дальнейшего сотрудничества в тандеме учитель-ученик. Правило, что в английском языке в утвердительном предложении после подлежащего стоит глагол-сказуемое, принимается учащимися легко, если сказуемое выражено так называемым «слышимым» глаголом: «играть», «уметь», «плавать» и т.д. А при формулировании мыслей «Я Ваня», «Я ученик», «Мне 8 лет» менее подготовленные учащиеся опускают глагол, ошибаются: «I Vanya», «I 8».Ничего удивительного, срабатывает русский вариант. Предъявление учащемуся кубиков позволяет учителю наглядно показать ошибку :


«Вот что ты сказал. Correct yourself»
Ученик исправляет сам свои ошибки. «I am Vanya», «I am 8»:



Происходит закрепление зрительной опоры в сознании учащихся как сигнального элемента при реализации коммуникативной задачи на английском языке. Кроме того, тренируется долговременная память.


Опыт работы показывает, что учащиеся младшей школы должны «увидеть» грамматическое правило, чтобы его сознательно применять в практике речи. В 3-м классе, к моменту объяснения теории построения общего вопроса, на кисти левой руки мы расположили изученные по программе глаголы:
- на мизинце – глагол to be (am, is, are);
- на безымянном пальце – глагол can;
- на среднем пальце – глагол may;
- на указательном пальце – глагол must;
- на большом – вспомогательный глагол would.
Затем учащимся предлагается логическое задание: почему эти 5 глаголов мы отдельно от других «посадили на ветку»?
Процесс мышления начинается с того, что третьеклассники должны усвоить понятие «общий вопрос». Задаем много общих вопросов на русском языке. Учащиеся приходят к выводу, что в русском языке вопрос задается интонацией, порядок слов остается неизменным и тождественен порядку слов в утвердительном предложении. А как же в английском? И в этот момент, когда внимание учащихся достигает предельной концентрации, необходимо показать еще один секрет английской грамматики: без слов, словно фокусник в цирке, учитель переставляет красный кубик на первое место перед подлежащим.




Учащиеся сами формулируют правило:
если сказуемое выражено глаголами, сидящими на пальцах-«ветках» левой руки, то при построении общих вопросов выносим эти глаголы на первое место перед подлежащим:



Соревнуясь, учащиеся придумывают вопросы с известной им лексикой. Правило закрепляется на дидактическом материале в домашнем задании.
На следующем уроке вводятся выражения классного обихода:
May I go out? / May I come in?
Урок заканчивается на вопросительной ноте: «А как поступать с глаголами, которые не сидят на ветке, т.е. со всеми остальными глаголами английского языка?». Это предмет рассмотрения отдельной статьи.
Подводя итог сказанному, можно уверенно заявить, что кубики становятся тем сигнальным элементом, зрительным образом, на который учащиеся 2-3 классов опираются при реализации коммуникативных задач в рамках учебной программы.


15