Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс В царстве грибов УМК Школа России


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3КЛАСС (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
Тема: В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи урока:
познакомить со строением шляпочных грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;
формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;
прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Опорные понятия, термины:
царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, мицелий, микология, съедобные/несъедобные грибы.
Планируемые результаты
предметные: знать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; знать правила сбора грибов;
метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; извлекать информацию из разных источников; планировать свои действия; оценивать достижения на уроке;
личностные: применять экологические знания, чувство ответственности за состояние природы родного края.
Оборудование: листы белой бумаги (половина листа формата А4), «Памятка начинающему грибнику» (раздаточный материал), таблички с нумерацией столбцов (раздаточный материал), корзина небольшая; мультимедийное оборудование; Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1, Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.3 класс.
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся.
1.Мотивация к учебной деятельности. -Сегодня урок окружающего мира. И с хорошим настроением начнём урок.
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать? Приветствуют друг друга и учителя, садятся за парты, настраиваются на работу на уроке.
2.Актуализация знаний. - Окружающий мир – это и большой мир природы. Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе?
- Каковы признаки живых организмов?
- Какую роль в жизни человека играют животные?
- Почему многие виды животных становятся редкими?
- Каких животных из Красной книги России вы знаете?
- О каких животных приготовили сообщения?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?
- Как люди заботятся об охране животных? Отвечают на вопросы учителя.
Выступают с приготовленными сообщениями о редких животных из Красной книги.
3.Определение темы и целей урока. - Хочу пригласить вас сегодня в лес, в добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес.
- Посмотрите на изображение леса. Какие царства живой природы можно здесь встретить? (ИКТ – изображение леса)
- Послушайте текст и определите, о чём идет речь?
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство.
“Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть, нет головы?” (Гриб)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему?
- А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов?
- А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
- А к миру животных?
- Так, что же такое грибы?
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Что бы вы хотели узнать о грибах?
-Итак, сформулируйте тему и цели нашего урока.
1.Выяснить, как устроен гриб, как растут грибы.
2.Учиться различать съедобные и несъедобные грибы.
3.Уточнить правила сбора грибов. Строят рассуждение (или доказательство своей точки зрения).
Поддерживают в ходе общения доброжелательное общение друг с другом.
Планируют своё высказывание.
Формулируют тему и цели урока.
4. Первичное усвоение новых знаний. 1. Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строчке ставьте плюс, если согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
В конце урока мы вернёмся к таблице и увидим, насколько вы были правы.
Грибы – это растения.
Главной частью гриба является плодовое тело.
Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
Может ли гриб вырасти на дереве?
Животные едят несъедобные грибы.
Шампиньон - это ядовитый гриб.
Бледная поганка - это съедобный гриб.
Размножаются грибы спорами.
Все грибы можно употреблять в пищу.
Желчный гриб – это съедобный гриб.
2.СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.
-Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги. А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся. (СЛАЙД о строении гриба)
- Существует целая наука о грибах и называется она - МИКОЛОГИЯ.
- Где люди часто встречают грибы?
- Принято почему то собирать грибы в лесу, там, где деревья. Как вы думаете, почему?
- Послушайте сказку.
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- Об этом вы узнаете из текста учебника на с. 112 – 113.
Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - думал иначе
«?» - хочу уточнить (спросить)
-Что интересного узнали вы из этой статьи?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влез опенок на пенек.
Простоял  один денек.
Низко наклоняется.
Шапку к солнышку потянет,
Еще выше станет.
Прибежали тут ребятки –
Тонконогие опятки.
Они вместе наклонялись,
Дружно к солнцу поднимались.
А когда пришел грибник,
Они все в корзину –прыг!
- Для чего люди собирают грибы? Кому ещё необходимы грибы?
2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.
- Грибы – это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете? (СЛАЙДЫ)
Показать хлеб, покрытый плесенью.
-Как вы думаете, что это?
3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.
- На какие две группы можно разделить все грибы? (СЛАЙДЫ)
- Назовите представителей этих групп грибов.
- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого поработаете в парах на стр. 114 – 115 учебника.
- Вы, наверное, заметили, что это грибы – двойники.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
(СЛАЙДЫ )4.ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.
- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
- Я сейчас вручу вам памятку о том, как следует правильно собирать грибы. Вы её внимательно прочитаете и сравните свои знания.
- Что нового и интересного вы узнали о сборе грибов?
Получают лист бумаги и изображают гриб. Заполняют таблицу по ходу урока.
Работают с текстом, обсуждают в парах.
Читают описательные статьи, соотносят описание с иллюстрацией.
Соотносят съедобные и ядовитые грибы по иллюстрациям слайда.
Делятся опытом сбора грибов.
Работают с ПАМЯТКОЙ.
Проявлять индивидуальные творческие способности.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. – В начале нашей работы вы пытались изобразить гриб. А теперь я попрошу дополнить ваши схемы и указать на них строение гриба, указав при помощи стрелочек все части.
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, тогда проходим мимо: сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. Дорабатывают схему строения гриба.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение тестов.
Утверждения:
…у гриба отсутствует корень.
…грибница производит  питательные вещества.
…споры – это семена грибов.
…грибы способствуют образованию перегноя.
…несъедобные грибы надо уничтожать.
…съедобные грибы выделяют кислород.
…собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.
…нельзя собирать грибы у дорог и в городе.
…желчный гриб является ядовитым.
… в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая. Решают тесты и проверяют по эталону. 
7. Включение в систему знаний и повторение. - Многие тайны леса и особого царства живой природы грибов уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес, природу.
- А теперь давайте снова поиграем в игру «Верите ли вы, что…» Отвечают на вопросы.
Заполняют второй ряд таблицы.
8.Рефлексия. - Ребята, подведём итог нашей большой работе. Для этого, кто получил на уроке новые знания о грибах, кто теперь научился их собирать, отличать съедобные и ядовитые грибы, кому просто сегодня было интересно и нескучно на уроке, я попрошу свои грибочки сложить в нашу корзину.
- Мы уже возвращаемся из леса. Что дома вы расскажете родителям про грибы? Оценивают свою работу на уроке.
9.Домашнее задание.
По учебникуЗаписывают домашнее задание.