Проект урока по окружающему миру на тему Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей ( 4 класс )


Проект урока окружающий мир в 4 классе
по теме «Природные зоны России.  Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей».
(по курсу УМК «Начальная школа 21 века» учебник для 4 класса, часть 1, Н.Ф. Виноградова)
Тип урока: комбинированный
Цели: сформировать представление об особенностях  природной зоны пустыни; актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России; сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни; показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира  от тепла и влаги; организовать работу в группах; охарактеризовать особенности труда и быта людей; развивать умение работать с дополнительной справочной литературы, развивать у учащихся умение оценивать себя, создать условия для воспитания любви к природе России, уважение к труду людей.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор Н.Ф.Виноградова), рабочая тетрадь «Окружающий мир» класс (автор Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова), карта «Природные зоны России», видеосюжет «Оазис», «Верблюд»,  листы для самооценивания, дидактический материал.
Ход урока:
1.Актуализация знаний
обучающихся
Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах
«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы»
-Какой раздел в мире природы мы изучаем?
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде  мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо.  Поработаем в группах.
О какой природной зоне идет речь?
(Детям раздаются тексты с описанием природных зон)
(Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)
- Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края».
Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны.
1 группа- «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра)
2 группа-« Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)
3 группа- «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни)
4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи)
2.Целеполагание
Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.
Игра «Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске  5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается.
– Посмотрите, что у нас получилось
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
–. Вы, конечно, догадались природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке?
-Какова цель нашего урока?
- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.
Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте.
(Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
- Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия.
- В пустыне.
-Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей.
-Узнать особенности природной зоны пустынь.
1)Природу пустыни будем исследовать по плану:
1.Климат;
2.Растительность;
3.Животный мир;
4.Занятия населения
2)Сделать вывод.
3)Оценить свою работу на уроке.
Коммуникативные (работа в группе)
Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью)
Личностные (мотивация к новому учебному материалу)
Регулятивные (принятие цели )Регулятивные (постановка задач, планирование действий)
3.Открытие новых знаний
1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги.
2)Узнать особенности растительного и животного мира.
3)Выяснить особенности труда и быта  людей
Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.Жёлтая птица неслышно плывёт.
Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.
-Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе
Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию
1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги.
2)гр. Узнать особенности растительного мира
3)гр. Узнать особенности животного мира.
4)гр. Узнать о занятиях населения
Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни?
Просмотр видеосюжета об оазисах.
-Вывод об особенностях растений пустынь.
Просмотр видеосюжета о верблюде.
Вывод об особенностях животных пустыни.
Какой вывод можно сделать?
Работа с рубрикой «Картинная галерея» с.26
Итог: -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?
-Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ.
Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного.
Ответы учащихся.
-Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, гербариями, своими знаниями.
Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации.
(Примерные ответы детей)
1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта)
-Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо.
2гр.
Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне  (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) .
В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.(исп. гербарий, иллюстрации)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.
Особенность растений пустыни:
-корни длинные - глубоко ищут влагу;
-листья мелкие или колючки – меньше испарения.
3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называются их приспособленность к жизни  в пустыни. (Показ иллюстраций с животными)
-Особенности животных пустыни:
-защитная окраска;
-нетребовательность к пище;
-Быстро бегают;
-Могут впадать в спячку
4гр: Деятельность человека в пустыне:
-Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники)
-Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко)
- Но человек также может и принести ущерб природе:
В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут.
- Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.
Вывод:
Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе.
-Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике? (ответы детей)
-Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окру жают пустота и жара.
-Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.
-Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля
Учитель читает высказывания
1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.
2.Зона пустынь сменяет зону степей.
3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.
4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.
5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу.
Учащиеся слушают задание, учащиеся, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал.
Регулятивные (контроль)
5.Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на уроке.
-Все ли учебные задачи решены на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.
Оцените себя по критериям:
-я знаю особенности природной зоны пустыни;
- я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины;
-я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого;
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о растениях, животных, которые смогут жить в пустыне,