Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме Пустыня


Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс
Тема:Пустыня
Цели способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Оборудование Карта «Природная зона России»; фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивация Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка
к усвоению учебного материала. – Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем путешествие по природным зонам России.
Но прежде, чем мы отправимся в путь , повторим то, что знаем.
слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация опорных
знаний Проверка домашнего задания:
Тестирование О какой природной зоне идёт речь?
Полгода здесь ночь и полгода день. Всюду снега и льды. Несколько месяцев подряд солнце почти не показывается. В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. (Зона арктических пустынь)
На тысячи километров вдоль берегов северных морей протянулась безлесная равнина. Зима длинная и очень суровая., лето короткое, нежаркое. Растения здесь низкорослые . стелются по земле, мхи и лишайники господствуют повсюду.(Тундра)
Большая часть России расположена в этой природной зоне. Эта природная зона с богатой растительностью и разнообразным животным миром. Тепла и влаги достаточно для жизни растений и животных (Зона лесов)
На все стороны путь, не лесочка, не гор. Необъятная гладь. Необъятный простор. (Степь)
Работа с тестом . Тест №18 (КИМ) стр. 29 принимают участие в диалоге с учителем.
Выполняют тест
Самоопределение к учебной деятельности
Изучение нового материала
Создание проблемы
Разрешение проблемы
Продолжение работы по теме урока
Физкультминутка
Знакомство с новым понятием.
Практическая работа исследовательская деятельность
Работа по учебнику( приём «инсерт)
Рассказ учителя о географическом положении и климате пустынь
Беседа с элементами рассказа
Сообщения детей
Практическая исследователь-
ская деятельность
Сообщения детей
Работа по учебнику ( с. 129) (Приём инсерт)
Чтобы тему урока узнать, нужно ребус скорей разгадать

– О какой природной зоне идет речь?
Покинув степные просторы, мы оказались на юго-западе нашей страны.
– Что вы представляете, когда слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…)
-От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)
Я хочу прочитать вам отрывок из повести В.Ежова «Белое солнце пустыни»
Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлёпая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга , а в другой – палка. Человек шёл не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа не было- один песок и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает всё под собой, есть только солнце над барханами без единого кустика и ни единой былинки вокруг
до самого горизонта.
- На самом ли деле пустыня является совершенно безжизненным пространством или в пустыни вовсе не пусто?
На этот вопрос нам предстоит ответить.
К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

Что вы знаете о пустыне?
-Найти пустыню на карте
-Каким цветом она обозначена?
- Что вам напоминает этот цвет?
-В каком тепловом поясе расположена пустыня?
-Предположите- Какой там климат?
-Удалена от океана. – наличие осадков?
Прочитайте текст (с. 123)
- Ставьте значок v соответствует вашему знанию.
- + является для вас новым
? непонятное или вы хотели узнать об этом поподробнее
-Какие вопросы возникли?
-Какие бывают пустыни?
-Что такое барханы?
-Что такое такыр?
-Что вас удивило?
– Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.
– Какое лето и зима в пустыне?
– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы
Труден путь через пустыню. Самая большая мечта - вдоволь воды напиться. И вдруг -о чудо! Вдали отчётливо виден берег, а дальше - море, и даже слышится шум волн, корабли…Скорее туда, скорей. Но всё это обман…
-Как называется это явление природы? (мираж)
- Есть ли в пустыне растения?
- Как же растения приспособились к жизни в пустыне?
( Особенность растений пустыни как можно меньше испарять воды и добывать её на глубине, поэтому листья у них в виде колючек и мощная корневая система)
- Какие растения растут в пустыне?
Верблюжья колючка
Самое распространённое растение пустыни. У неё длинный корень ( до 20 метров)С его помощью растение питает себя водой, листья у растения в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Её охотно поедают верблюды.
(размотать клубок с нитками 20метров, чтобы представить длину корня верблюжьей колючки)
Колосняк
Очень ценное растение. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.
Джузгун
Один из лучших закрепителей песков. Выглядит он совершенно безлистным, но листья у него есть, они малозаметны, и роль листьев выполняют зелёные веточки, которые появляются каждую весну.
Саксаул
Одно из замечательных пустынных растений. «Лес без тени» Так часто говорят про заросли саксаула. Но тень всё же есть. Нельзя его пилить и рубить, слишком хрупок, легче его ломать.Саксаул- самое лучшее в мире топливо. Высота растения 4-5 метров, листьев нет, но есть чешуйки. Для пустыни саксаулы имеют огромное значение: активные закрепители песков и лучшее топливо в безлесной пустыне.
Животный мир пустыни
Жизнь животных и растений неотделима друг от друга.
Рассмотрите животных
Можно ли по внешнему виду догадаться в какой природной зоне они обитают?
Какие цепи питания складываются в пустыне?
Верблюжья колючка Верблюд
Растения Насекомые Скорпион
Тарантул
Растение Песчанка Варан
Тушканчик
Жуки
- Угадайте о ком речь?
Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-мешком?
- Что вы знаете об этом животном?
Решите задачу
Верблюд в час проходит 16 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов?
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, хвост льва Кто это? Зачем тушканчику такой хвост?
У тушканчика хвост длиннее тела в 3 раза. Сразу понятно , что он ему нужен. Сидит тушканчик на задних лапках, передними веточку обгладывает, вост ему подпорка. И толкач. Пому – балансир помогает при первом прыжке оттолкнуться, а когда поскачет на двух ногах, то хвост ему помогает сохранить равновесие. Хвост ему балансир. Но это ещё не всё, на конце хвоста у него белая кисточка.Для друзей она указатель: я тут, за мной! А для врага – обманщик. Вильнёт на бегу кисточкой влево., а сам – вправо. «Моё вам с кисточкой»
А вот тарантул
Не обидели тарантула глазами, 8 их у него и 8 ног. На охоту выходит ночью, носится по пескам со всех 8 ног, смотрит во все 8 глаз. Никакому насекомому не спрятаться. Руками лучше его не трогать- укусит.
А это пустынный крокодил-варан
Он достигает длины1,5 метра, весит- 3,5 кг. Неподалёку видна нора глубиной более 2 метров, куда крокодил пустыни прячется в случае опасности. Варан- хищник, свою добычу может сбить ударом хвоста. Пищей ему служат и грызуны, и ящерицы, и и змеи, и даже жуки, муравьи, гусеницы. Детёныши вылупляются из яиц и быстро растут.
Джейран- это длинноногая стройная газель, кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами.постоянно кочуют. Воду пьют один раз в неделю. К водопою приходят, когда стемнеет. В жару лежат в тени. При опасности убегают, развивают скорость до 60 км/час
Песчаный удавчик.
Это животное хорошо приспособлено к жизни в песке. Голова у него лопатообразно заострена., а глаза вынесены верх головы, чтобы чуть высунув голову из песка, змея могла увидеть свою жертву.
– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц . Почему?
Это потому, что птицы плохо переносят жажду.
Мы продолжаем путешествие по пустыне.
Вот на горизонте показалось сказочное видение: островок пальм, хижины, изобилие зелени. Что это? Опять мираж? Нет. Это оазис.
Оазис- это участок в пустыне , где есть вода. Оазис-это жизнь.
-Чем человек занимается в пустыне?
-Назовите экологические проблемы в пустыне
.-Какие причины их возникновения?
-Как можно решить эти проблемы?
( Неумеренное орошение---Избыток соли в почве….Вредно для растений и животных)
Браконьерство….Исчезновение животных
Неумеренный выпас скота…подвижность песков….исчезновение растений и животных)
– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.
И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки
- Что нужно делать , чтобы сохранить природу? Разгадывают ребус
Внимательно слушают.
Работают с картой природных зон
Работают по учебнику
Отвечают на вопросы учителя
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопрос, обсуждают
Рассказывают, слушают друг друга
Разматывают под музыку клубок с нитками
Работают в парах
Обсуждают
Составляют цепи питания
Отгадывают загадку
Рассказывают о верблюде
Решают задачу
Рассказывают слушают друг друга
Предлагают свои варианты решения проблемы
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Задания изэлектронного приложения к учебнику
Заключительная беседа. Выставление оценок Вот и закончилось наше путешествие.
Давайте подведём итоги.
-Что мы узнали и чему научились?
Выполним следующее задание
-Как вы думаете, зачем нужно знать то , что изучали сегодня?
Сравните свои знания в начале урока и в конце.
Продолжите
Я узнал(а)………………
Я научился………….. Отвечают на вопросы
Выполняют задания
VII. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, с.123-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
выполнить задания в рабочей тетради №1-4 Задают уточняющие вопросы