Рабочая программа По предмету «Технология» 1 класс ( 1час в неделю, всего 33часа)


Рабочая программа
По предмету «Технология»
1 класс
( 1час в неделю, всего 33часа)
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Введение
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе авторской программы Куревиной Ольги Александровны и Лутцевой Елены Андреевны и является частью Образовательной системы «Школа - 2100».
Курс рассчитан:
1 класс - 33 часа
2 класс - 34 часа
3 класс - 68 часов
4 класс – 68 часов
Основные положения курса согласуются с концепцией курса образовательной системы «Школа - 2100» и решают задачи формирования первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся в начальной школе.
Содержание предмета технологии предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы: математика, родной язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Цель курса:
- развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.
Методическая основа курса – «деятельностный» подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Принципы, лежащие в основе построения программы
- Личностно-ориентированные принципы:
принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип развития, принцип творчества.
- Культурно-ориентированные принципы:
принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип овладения культурой, принцип гуманности.
- Деятельностно-ориентированные принципы:
принцип деятельности, принцип смыслового отношения к миру.
Подходы и технологии
Урок включает наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художественной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг технологический – определение способов обработки материалов для получения планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие
виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Содержание предмета «Технология»
1-й класс – 33 часа
1. Основы культуры труда. Самообслуживание (6ч.).
Профессии своих родных; профессии, знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе - источнику сырьевых ресурсов (природные материалы).
Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (12 ч.).
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластическими материалами (глина, пластилин), природными материалами. Практическое применение материалов в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно- художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно- художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
3. Конструирование (15 ч.).
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий.
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Технико-технологические понятия: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей; резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 1 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование умений:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений (хорошие, плохие);
- называть и объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- объяснять самые простые общие для всех людей правила поведения - основы общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
С помощью учителя:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
планировать последовательность действий на уроке;
объяснять выбор инструментов и материалов для выполнения задания;
готовить рабочее место;
выполнять практическую работу по плану с опорой на рисунки;
контролировать точность разметки с помощью шаблона;
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД.
С помощью учителя
отличать новое от известного материала;
ориентироваться в учебнике (разворот, оглавление, словарь);
находить ответы на вопросы из средств информации, включая жизненный опыт;
перерабатывать информацию в выводы,
преобразовывать
информацию из одной формы в другую (изделия)
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других и доносить информацию самому;
договариваться о правилах общения в школе и следовать им.
Планируемые результаты обучения и развития учащихся
Вид деятельности Знания Умения
Трудовая деятельность – Виды материалов (природный, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей). Свойства материалов.
– Конструкции: количество деталей (одна или несколько), соединение деталей (подвижное, неподвижное). – Названия и назначение ручных инструментов и приспособлений (шаблон), правила использования инструментов и приспособлений.
– Технологическая последовательность изготовления несложных изделий (разметка, раскрой деталей, сборка изделия, оформление).
– Способы разметки (сгибанием, по шаблону).– Способы соединения (с помощью клейстера, клея ПВА, с помощью пластилина, плетением, связыванием)
– Виды оформления (раскрашивание, аппликацией др.) – Под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами.
– С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
– Самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Художественно-творческая изобразительная деятельность – Реализовывать замысел образа с помощью полученных знаний на уроках изобразительного искусства и других в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Тематическое планирование уроков. 1 класс
Тип урока № урока
Тема. Изделие. Планируемые результаты Использование ресурсов.
Знания Умения Уроки- путешествия по стране «Пластилинии» 1 Урок-экскурсия
Путешествие в «технологию» Муз. Файл «В тридевятом царстве...
2 Человек и жизнь.
Рисование «жгутиками» Материалы, инструменты, изделия.
Свойства пластилина Делить пластилин на части ниткой.
Рисовать «жгутиками» (картинка, имя) Презентация «Материалы, инструменты, изделия»
Музыкальные игры с движениями.
3. Человек и природа. Лепка вишенок с добавлением сосновых иголок. Материалы природные (иголки) и созданные человеком (пластилин) Делить пластилин на части, лепить форму шара. Соединять парами с помощью иголок Презентация «Путешествие в страну «Пластилинию»
4-5. Отношение человека к природе. Лепка грибочков. Виды грибов, свойства пластилина. Делить пластилин, соблюдая пропорции, лепить формы шара круга, выполнять сборку изделия. Оформление (творчество) Презентация «Путешествие в страну «Пластилинию»
Использование ГИК на слайдах.
Учебник. С.9.
6 Отношение человека к природе.
Лепка с добавлением природного материала. Цыплёнок и ёжик. Свойства пластилина.
Своя сказка «Однажды цыплёнок...» Использовать умения, полученные ранее. С помощью учителя читать ГИК Использование ГИК на слайдах
Альбом «Первые уроки лепки»
7. Разные люди – разные культуры.
Плоскость и объём.
Лепка «пряников». Традиции и праздники народов.
Плоские и объёмные предметы. Различать плоскость и объём.
Вырезать форму «пряников» с помощью приспособлений и украшать «жгутиками» Учебник. С. 61.
8-9. Разные люди и культуры. Украшение передника. Народные костюмы, элементы узоров для украшений, значение символов. Симметрично вырезать форму передника, вырезать детали для орнамента, наклеивать. Правила безопасной работы ножницами.
Учебник. С 12, 57
10-11 Разные люди и культуры. Оригами.
Сумочка из квадрата.
Щенок. Искусство «оригами». Приёмы складывания бумаги.
Формы: прямоугольник, квадрат. Преобразование. Различать геометрические формы (квадрат, прямоугольник), узнавать изделия в технике «оригами», складывать их, используя рисунки. Оформлять раскрашиванием. Правила складывания.
Предметно-инструкционная карта.
Традиционные уроки 12. Художественная мастерская.
Складывание и вырезание фигур. "Хоровод" Разные техники работы с бумагой.
Свойства бумаги.
Раскрашивание фломастерами. Складывать пополам, от края к середине, размечать «на глаз», вырезать по линии разметки. ИКТ
Варианты детских работ. Последовательность.
Правила б/р.
13 Гармония. Изготовление мозаики. Использование шаблона. Приёмы экономной разметки. Обводить шаблон, экономно размечать, отрезать сначала отходы (остатки), а затем детали. Учебник. С. 47-49.
14. Создаём игрушки. Гирлянда. Приёмы складывания гирлянды из двух полос. Размечать полоски, используя линейку-шаблон, вырезать точно по линии разметки. Собирать изделие. Предметно-инструкционная карта.
15. Художественная мастерская. Открытка. Свойства разных материалов. Готовить детали для украшения открытки по теме, собирать изделие. Выполнять правила аккуратной работы.
16-17. Линейка – шаблон. Орнамент геометрический. Закладка с орнаментом. Орнамент, виды орнаментов.
Приёмы разметки, раскроя. Размечать по линейке-шаблону квадраты, делить на части. Из квадратов складыванием делать детали других геометрических форм, выкладывать орнамент, используя все детали.
ГИК
18 Моделируем из деталей конструктора.
Геометрические формы Название деталей конструктора, способы соединения, подвижность соединений. Планировать работу, выполнять работу по плану, найти, как изменить подвижность деталей. Правила выполнения работы с деталями конструктора
19. Моделируем из деталей конструктора.
Модель самолёта Название деталей конструктора, основных частей самолёта, способы сборки изделия по рисункам. Выполнять по плану, соблюдать порядок во время работы, демонстрировать изделие. Загадки, игра «Модели к запуску»
20-23. Мой идеал. Салфетка для мамы. Учимся вышивать. Разные техники украшения салфеток.
Готовить и убирать рабочее место, выполнять стежок «вперёд иголку» Правила б/работы иглой.
24 Плоскость и объём. Развёртка. Домик. Понятие «развёртки», чтение чертежа. Выполнять из бумаги квадрат, складывать и делать надрезы по рисункам. ИКТ Развёртка, чертёж.
25-26. Часть и целое. Головоломки. Находить картинки для головоломок. Подбирать по размеру картон, приклеивать, размечать линии для раскроя с помощью линейки, прикладывая её на глаз. Учебник. С.129.
27-28. Изготавливаем книжку-раскладушку. Коллективная работа 29-31 Родился театр
Декорации к сказкам.
Билеты, реклама. О театре и актёрах, профессиях. Выбирать материал, договариваться, распределять роли, с помощью учителя создавать декорации. Работа в группах
Учебник,
С. 75-78.
32-33. Разыгрываем спектакль.
Сюжетно-ролевая игра.
Зрители и актёры
Перечень литературы для реализации программного содержания:
Программа курса « Технология» О. А. Куревина, Е. А. Лутцева (рекомендована Министерством образования и науки РФ)
«Прекрасное рядом с тобой».1 класс. – М.: Баласс,2010.