Аннотация к учебно-исследовательскому проекту Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ «СОШ №2»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Учебно-исследовательская работа
Тема: «Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ «СОШ №2»
Авторы:
Кулешова Ирина,
Агеева Эльвира,
Маркин Егор,
учащиеся 9 класса

Руководитель: Дураченко Александра Алексеевна,
учитель обществознания
г. Юбилейный, 2014 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc384646542 \h 3Глава 1. Понятие социального самочувствия PAGEREF _Toc384646543 \h 61.1.История возникновения термина «Социальное самочувствие» PAGEREF _Toc384646544 \h 6 HYPERLINK \l "_Toc384646545" 1.2. Построение системы показателей PAGEREF _Toc384646545 \h 11
Глава 2. Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №2 PAGEREF _Toc384646546 \h 15Заключение PAGEREF _Toc384646547 \h 20Список использованной литературы PAGEREF _Toc384646548 \h 21Приложения PAGEREF _Toc384646549 \h 23Приложение 1 PAGEREF _Toc384646550 \h 23Приложение 2 PAGEREF _Toc384646551 \h 27Рецензия PAGEREF _Toc384646552 \h 28
«Жизнь надо прожить так,
чтобы не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы»
Н.А. Островский
ВведениеСоциальное самочувствие – это восприятие человеком окружающей действительности с социальной точки зрения.
Социальное самочувствие (особенно удовлетворенность работой/учебой и социально-личностная активность) зависит от степени реализации жизненных ориентаций человека в сфере занятости. Социологами обнаружена и зависимость показателей социального самочувствия (особенно удовлетворенности трудом) от оценок человеком социальной среды. На примере своего собственного учебного заведения мы хотим выявить уровень социального самочувствия учащихся и сравнить с данными социологических центром с ответами россиян в целом.
Тема исследования: Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №2
Индекс социального самочувствия – репрезентативный показатель состояния общества, который важно учитывать в работе как частного учреждения, так и государства в целом.
Актуальность исследования – важно знать уровень социального самочувствия, как в малых группах, так и в больших, чтобы лидеру группы было проще обозначить проблемное поле и разрабатывать планы взаимодействия с социумом.
Объектом исследования являются учащиеся нашей школы 8-10 классов,
Предметом исследования – социальное самочувствие учащихся МБОУ «СОШ№2» 8-10 классов
Цель: Выяснить уровень социального самочувствия россиян на примере учеников 8-10 классов с помощью метода анкетирования
Задачи:
Обозначить группу респондентов (выбрать возрастную группу, которая необходима для репрезентативности (представительности));
Провести анкетирование в классах;
Подсчитать результаты;
Сравнить полученные результаты с результатами подобного опроса ВЦИОМ россиян
Сделать вывод (подтвердить или не подтвердить гипотезу). Проектный продукт – демонстрационный материал в виде презентации.
Гипотеза
Индекс социального самочувствия у учащихся 8-10х классов МБОУ СОШ №2 выше среднего. Результаты, полученные методом анкетирования на локальном уровне незначительно отличаются от результатов ВЦИОМ, полученных на региональном уровне.
Методы работы
Анкетирование, изучение информационных источников, анализ и систематизация информации.
Этапы исследования
Этапы Описание видов деятельности Срок реализации
Подготовительный - определение темы проекта,
- определение цели проекта.
1 неделя
Аналитический - подготовка необходимых материалов для создания проекта,
- распределение обязанностей,
- систематизация материала, отбор нужной информации,
- консультации по содержанию подготовленного материала.
2 недели
Практический - анкетирование учащихся школы (Приложение 1)
- работа в PowerPoin по созданию презентации,
- применение нашего материала на практике.
1 месяц
Изученность вопроса
Индекс социального самочувствия изучается социологами с 80-х годов XX века социологами в области социальной психологии. На сегодняшний день этот вопрос актуален для крупных исследовательских центров, таких как, ВЦИОМ, Левада-центр и др.
Практическое применение
Данную информацию можно использовать в работе классных руководителей на классных часах (подсчитать свой классный индекс на примере исследования и сравнить данные), а также в работе администрации МБОУ «СОШ№2» на родительских собраниях (показ демонстрационного материала, обсуждение результатов, поиск возможных решений проблемы или предложения по улучшению показателей). Также возможны мониторинговые исследования – замер индекса социального самочувствия ежегодно.
Тип проведенного исследования – социальное ( социальное исследование отличается от всех других тем, что его результат – это процентное отношение.)
Глава 1. Понятие социального самочувствияИстория возникновения термина «Социальное самочувствие»Научный инструментарий отечественной социологии претерпевает значительные изменения. Этот процесс, связанный с социальными трансформациями нашего обществ последних лет, включает как переосмысление традиций в изучении социальных субъектов, так и привлечение новых эвристических ресурсов. К последним относятся обращение к теоретическим концепциям, которые были предложены в свое время другими дисциплинами или находились на периферии исследовательской практики.Чертой многих современных исследований социальных процессов и явлений становится использование междисциплинарного подхода , в частности , социально-психологических понятий. Речь идет о "социальном настроении", "социальных перцепциях", "социальных чувствах" и, наконец, "социальном самочувствии". Указанные термины, выходя за рамки психологической плоскости рассмотрения , предполагают измерение не только психологических, но и социальных характеристик. Субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизнедеятельность как отдельного индивида, так и социальных общностей. Эти обстоятельства во многом определили наш исследовательский выбор-обращение к анализу социального самочувствия молодежи. Мы решали как теоретические задачи, связанные с выявлением социологического смысла понятия "социальное самочувствие" и определением специфики подхода нашей науки к его изучению, так и практические-построение системы показателей, типологизацию социального самочувствия молодых, характеристику групп, полученных в ее результате, по объективным и субъективным параметрам. Термин "социальное самочувствие" появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности социальных субъектов. Но есть проблемы в его использовании для целей социологического анализа . Первая связана с практикой использования данного термина скорее интуитивно и метафорически-без серьезной теоретической и методологической базы, вторая— с "психологизацией" социального самочувствия , сведением его почти буквально к" чувству". Выявление социологического смысла понятия "социальное самочувствие" и специфики социологического подхода к его изучению существенно облегчалось тем, что в отечественной и зарубежной социологии сложилась методологическая база для такого определения
Речь идет о целом ряде публикаций , посвященных характеристике
социально-психологических, субъективных феноменов и практике их использования в социологии. Предпосылкой изучения социального самочувствия можно считать подход отечественных исследователей-психологов, философов и социологов-к общественному сознанию[1]. Отметим здесь же труды российских ученых начала XX в.: Бехтерева, Викторова, Войтоловского, Петражицкого[2], внесших свой вклад в рассмотрение социально – психологических феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б.Д. Парыгина "Общественное настроение" [3] до сих пор имеет методологическое значение, и при конструировании представления о социальном самочувствии мы не раз обращались к ней. В середине 80-х годов появились теоретические работы, посвященные непосредственно проблемам социального самочувствия и выполненные в русле концепции
образа жизни[4].
Справедливо полагая, что жизненная ситуация индивида должна рассматриваться не только как непосредственная данность, т.е., с точки зрения ее объективных параметров , но и как данность опосредованная, т.е., с
точки зрения ее восприятия и оценки субъектом, исследователи в качестве структурных единиц самочувствия рассматривали эмоции, чувства, настроения индивидов. Это, безусловно, ограничивало эвристические возможности исследования данного феномена.
Когнитивно-мотивационные, рефлексивные механизмы оказывались вторичными по отношению к эмоциональной сфере. Рассмотрение в качестве внешних детерминант социального самочувствия характера и структуры жизнедеятельности субъекта, на наш взгляд, необоснованно ограничивает детерминационное поле столь сложного социального образования.
Следующее десятилетие - 90-е годы - было ознаменовано в отечественной социологии бумом эмпирических исследований. Термин "социальное самочувствие " стал употребляться непомерно часто и приобрел черты размытости, неопределенности. Популярность понятия, кажущаяся простота в его понимании привлекала многих, что способствовало активизации эмпирических исследований по этой теме. Большинство публикаций этого периода отмечены эмпиризмом, недооценкой комплексного характера социального самочувствия [5].
На этом фоне следует выделить исследование, проведенное под руководством Л.Я.Рубиной, методологический подход которой к изучению социального самочувствия мы разделяем[6].
Итак, в отечественной социологии судьба понятия "социальное самочувствие" оказалась не самой удачной, в то время как зарубежные исследования данного феномена (аналогом которого служит субъективное благополучие - subjective well-beinig) представляют собой значительный концептуальный пласт в обращении к субъективному состоянию общества и отдельных социальных групп [7].
Важным стал выход в свет работы Ж.Тощенко и С.Харченко "Социальное настроение", посвященной понятию, комплементарному по отношению к " социальному самочувствию "[8]. Авторы придерживаются мнения, что именно сознание и поведение людей в конкретно – исторической обстановке обусловливают появление и функционирование различных социальных структур, процессов и явлений общественной жизни.
Такой взгляд открывает новые возможности для эвристического использования концепции социального самочувствия в изучении современного российского общества. Да и не только российского, как показывает вышедшая недавно работа украинских социологов Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, посвященная интегральному индексу социального самочувствия [9]. Анализ сложившихся теоретических и методологических подходов к изучению социального самочувствия приводит к выводу о том, что это понятие может и должно иметь вполне определенное содержание в практике социологических исследований. Мы рассматриваем социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон. Социальное самочувствие понимается как синдром сознания, отражающий соотношения между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные формирования. Мы склонны рассматривать социальное самочувствие как важный механизм рефлексивного социального знания, используемого агентами социального действия в организации социальной жизни. Комплексный характер феномена социального самочувствия, присутствие в нем элементов неосознанных, латентных ,с одной стороны, и результатов саморефлексии, с другой, диктует необходимость полидисциплинарного и политеоретического подхода к его изучению.
Социологический подход опирается в первую очередь на когнитивные элементы социального самочувствия. В сознании личности мы не обнаруживаем оценки собственного социального самочувствия. Думается, нельзя сводить исследование столь сложного феномена к прямым ответам респондентов. Его изучение можно назвать объективным анализом субъективных оценок. Это означает интерпретацию представлений респондентов о жизненных притязаниях, что включает ценностные ориентации, планы, ожидания и пр., а также степень их реализации (актуальный статус, удовлетворенность жизнью в целом, характеристика своих возможностей и т.д. Таким образом, мы полагаем, что, в отличие от психологической традиции в исследовании социального самочувствия, в рамках которой последнее рассматривается в основном как эмоциональное состояние, социология должна делать акцент на изучении не ситуативных эмоциональных, а когнитивных составляющих сознания.
В социологическом подходе аккумулируются комплексные характеристики самочувствия, учитываются латентные психологические черты отношения к осуществлению жизненной стратегии личности. Роль социального самочувствия в поведении человека выражается прежде всего в его регуляторной функции: становясь мотивом поведения, самочувствие может выражаться в различных формах активности/ пассивности личности. Это особенно важно, когда речь идет о социальном самочувствии молодежи, и особенно о молодых взрослых, у которых уже есть не только "материал"
для рефлексии, но и шансы изменения, корректировки жизненной программы вполне реальны. В исследовании социального самочувствия большое значение имеет как обращение к общему уровню самооценки, так и учет компонентных характеристик.
В поколении молодых взрослых, в частности, значительную роль играют идентификационные механизмы, удовлетворенность местом работы
и отношение к будущему. Социальное самочувствие, будучи сложным формированием, задействует множество процессов и механизмов сознания и деятельности личности, оказывающих на него влияние.
Подчеркнем особую роль темпоральных характеристик и идентификации. Социальное самочувствие включает связь с прошлым, настоящим и будущим. Конкретные оценки также содержат корреляцию между самочувствием и временным фактором: оценка удовлетворенности жизнью в целом относится и к прошлому, и к настоящему. Такая установка проявилась и при анализе эмпирического материала. Представляется, что идентификация - важный фактор, влияющий на социальное самочувствие субъекта. Это объясняется механизмами социального и индивидуального сравнения и оценки. Цепочка факторов, определяющих характер социального самочувствия личности, выглядит следующим образом: мотивация, вырастающая из потребностей и интересов => идентификация в соответствии с ее направленностью=> коммуникация=> жизненная стратегия, из нее вырастающая=>ее практическая реализация=> сравнение результатов с группой идентификации=>социальное самочувствие
1.2 Построение системы показателейПостроение системы показателей - необходимая часть исследования любого социального феномена, значение которой возрастает, если предстоит задача операционализации понятия высокой степени обобщения. Установление соответствия между понятием и его эмпирическими референтами часто не может быть реализовано "очевидным" способом. Это в полной мере относится к социальному самочувствию, и нам представляется важным привести результаты построения системы его эмпирических показателей. Социальное самочувствие выступает как синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний (в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностью жизненной стратегии). И это касается различных областей жизнедеятельности субъекта-профессиональной, образовательной, семейной, досуговой, общения и пр. Приведем понятийные индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия в конкретном исследовательском проекте (см. таблицу)
Показатели Понятийные индикаторы
Уровень притязаний
Характеристики активности субъекта
Идентификационная стратегия
Удовлетворенность реализацией жизненной стратегии
Временные характеристики
Объективные детерминирующие факторы Жизненная ориентация
ценности ориентации трудовой деятельности
ценности учебной деятельности
ценности семьи
ценности общения и досуговой деятельности
субъективная оценка характеристик успеха
Трудоспособность
Адаптивная деятельность
Конкретные шаги по реализации жизненной программы
Характеристики референтной группы
Характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты
Степень доверия социальным институтам
Институт помощи
Удовлетворенность работой
удовлетворенность семейной карьерой
удовлетворенность внешней средой
Отношение к изменениям
планирование важнейших событий
Среда выхода
Статус объекта социального самочувствия
Таблица 1. Понятийные индикаторы
Используя указанные показатели, дополнив анализ эмпирическими индикаторами социального самочувствия, мы агрегировали несколько переменных, с помощью которых произвели характеристику социального самочувствия молодых взрослых. Создание дополнительных переменных и результаты факторного и корреляционного анализа помогли произвести типологию социального самочувствия молодых взрослых в трудовой сфере жизненной реализации - типологические группы , названные нами: "карьера", "мобилизация", "стабильность", "негативные ожидания", "альтернативная реализация". В семейной сфере мы зафиксировали четыре типа социального самочувствия - "критический", "проблемный", "стабильный" и "позитивный". Характеризуя типологические группы социального самочувствия молодых взрослых по их поведению в трудовой и семейной сферах, следует сказать, что на наполнение каждой из них вне одинаковой степени влияют факторы ориентации на достижение (образование, доход, положение на рынке труда, социальная страта и пр.), аскриптивные (пол, среда выхода), жизненного цикла (семейный статус, наличие детей, тип населенного пункта и пр.), а также ресурсные (характеристики активности субъекта).
Факторы жизненного цикла, такие как семейный статус, наличие детей, местожительство, оказываются значимыми только вкупе с использованием субъективных самооценок (удовлетворенность жизнью в целом и семейнойжизнью, планирование событий и пр.). Аскриптивные характеристики, прежде всего, среда выхода (образование и профессиональный статус родителей, наличие собственности в родительской семье, пол, состояние здоровья и пр.), непосредственно не влияют на тип самочувствия. Отсутствие прямой связи свидетельствует о том, что в конкретном типе социального самочувствия мы обнаруживаем влияние ролевого комплекса: непросто "все женщины попадают в группы негативного самочувствия" или "уровень образования родителей влияет на профессиональный статус"; дело здесь в сочетании, комплексе разных характеристик, которые в результате дают определенный эффект, положительный или отрицательный, в силу чего человек оказывается удовлетворенным своей жизненной карьерой или оценивает жизнь негативно. Результаты, полученные в нашем исследовании, лишь фрагмент осмысления такого сложного феномена, как "социальное самочувствие". Работа в этом направлении должна быть продолжена как в поиске адекватной методологической конструкции, такие углублении анализа эмпирических данных. [10]Глава 2. Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №2Первым утверждением в анкете было «Я считаю свою семью идеальной», и, как видите, большинство участников анкетирования считают, что их семьи идеальны.

Рис.1 Оценка своей семьи
На данном слайде вы видите итоговую диаграмму оценок на утверждение «Меня устраивает мой образ жизни».

Рис.2 Оценка своего образа жизни
По этой диаграмме видно, что большинство учащихся устраивает, но есть некоторые недостатки в их образе жизни.
На данном слайде вы видите итоговую диаграмму оценок на утверждение «Мне нравится моё окружение».

Рис.3 Оценка референтной группы
По этой диаграмме видно, что большему количеству учащихся нравится их окружение.
На этом слайде вы можете увидеть диаграмму оценок на утверждение «Я считаю атмосферу в своем классе идеальной».

Рис 4. Оценка референтной группы
Здесь видно, что большинству участников нравится атмосфера в их классе, но есть недостатки.
Здесь вы наблюдаете итоговую диаграмму оценок на утверждение «Мне хватает денег на карманные расходы».

Рис 5 Оценка материальной составляющей
Судя по этому слайду, можно сказать, что большинству участников анкетирования хватает денег на карманные расходы.
На следующем слайде вы видите диаграмму оценок на утверждение «У меня есть все необходимые вещи(техника, одежда, обувь,…)»

Рис 6 Оценка материальной составляющей
По этой диаграмме видно, что у большего количества учащихся есть все необходимые вещи.
На этом слайде показана итоговая диаграмма оценок на утверждение «У меня есть больше вещей, чем мне нужно».

Рис 7 Оценка материальной составляющей
Здесь мы видим, что мнения разделились. Большинство участников оценило это утверждение на 5 и 10 баллов.
Этот слайд содержит в себе диаграмму, в которой показаны оценки утверждения «Я верю в светлое будущее нашей страны».

Рис 8. Оценка политической ситуации в стране
Здесь видно, что большее количество учащихся верит в светлое будущее своей страны.
На данном слайде вы видите итоговую диаграмму оценок на утверждение «Пост президента занимает достойный человек».

Рис 9 Оценка политической ситуации в стране
Большинство участников считают, что пост президента занимает достойный человек.
На этом слайде мы видим диаграмму оценок на утверждение «Я считаю, что в нашей стране есть свобода слова и демократия».

Рис10 Оценка политической ситуации в стране
И опять мнения разделились! Участники в большей степени оценили это утверждение на 7, 6 и 4.
Итак, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Поскольку уровень социального самочувствия учащихся 8-10х классов МБОУ СОШ №2 оказался выше среднего, получается, что респонденты вполне довольны своей жизнью и окружающей их социальной средой.
Наши рекомендации учащимся:
Учащимся рекомендуется более реалистично оценивать ситуацию во всех сферах жизни общества;
Быть открытыми к достоверной информации
Ежедневно обращаться к СМИ
Читать больше книг;
Стараться меньше времени проводить в соц. сетях, и больше времени проводить на свежем воздухе.
ЗаключениеТаким образом, индекс социального самочувствия россиян схож с показателями индекса учащихся 8-10 классов. Важно отметить, что подобное исследование эффективнее проводить в рамках мониторинга – то есть раз в год, что будет показывать динамику индекса социального самочувствия и поможет в решении выявленных в результате исследования проблем
Список использованной литературыСм.,например: ГрушинБ.А.Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.,1987;Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания.М.,1959; Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1970 и др.
Бехтерев В.М. Объективная психология.М.,1991;ВикторовП.П.Учение о личности и настроениях.М.,1904.Вып. 2;Войтоловский Л.Текущий момент и текущая литература. (К психологии современных общественных настроений).СПб.,1908;ПетражицкийЛ.И.Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологи. СПб., 1908идр.
Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966;атакже: Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.М.,1971.
См.:БарскаяО.Л.Социальноесамочувствие:методологическиеиметодическиепроблемыисследования:Автореф.дис.канд.филос.наук.М,1989ЛевыкинИ.Т.Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни//Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни. М., 1988.Вып. 1;ЛуневаО.В.Самочувствие личности в производственном коллективе//Эмоциональные потенциалы коллектива: Межвуз. сб. науч.тр. Ярославль, 1977.Вып. 50идр.
См.,например:Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи.М.,1992; Дубин Б.В. Социальное самочувствие/Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1993.No5;ДубченкоО.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности//Социол. исслед. 1995.No6;Социальное самочувствие молодежи(Опыт регионального социологического мониторинга).Тула, 1995.
Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей //Социол. исслед. 1996.No6.
Andrews F.M., Inglehart R.F. The Structure of Subjective Well-being in Nine Western Societies // Social Indications Research. 1979. Vol. 6;Andrews F.M., Withey S.B. Social Indicators of Well-Being: America's Perception of Life Quality. N.Y., 1976;Diener E. Subjective Well-Being // Psychological Bulletin. 1984.No95;Heady B. An Economic Model of Subjective Well-Being: Integrating Economic and Psychological Theories // Social Indicators Research. 1993.No28.
Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996.
См. также: Тощенко Ж.Т. Новые грани теоретической социологии: социальное настроение как объект социологического анализа //Проблемы теоретической социологии. Сб. статей под ред. А.О. Бороноева. СПб.,1996.Вып.2.
Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997.
Л.Е. Петрова «Социальное самочувствие молодежи»//Социол. исслед. Москва, 2000г.
http://5-ege.ru/slovar-terminov-po-obshhestvoznaniyu/ - словарь терминов по обществознанию
http://новыйспособ.рф/диагностика-социального-самочувствия-населения
http://www.levada.ru/11-12-2013/sotsialnoe-samochuvstvie-rossiyan - Левада-центр
http://www.socium.info/dict.html - социологический словарь
http://wciom.ru/ - сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения
ПриложенияПриложение 1
Рис.1 Оценка своей семьи

Рис.2 Оценка своего образа жизни

Рис.3 Оценка референтной группы

Рис 4. Оценка референтной группы

Рис 5 Оценка материальной составляющей

Рис 6 Оценка материальной составляющей

Рис 7 Оценка материальной составляющей

Рис 8. Оценка политической ситуации в стране

Рис 9 Оценка политической ситуации в стране

Рис 10 Оценка политической ситуации в стране
Приложение 2Здравствуй, уважаемый ученик!
Мы, учащиеся 9го класса, проводим социологический опрос в рамках конкурса проектов по обществознанию. Просим Вас искренне ответить на следующие вопросы:
Пол:
а) Женский;
б) Мужской.
Возраст:
а) 13-14 лет;
б) 15 лет;
в) 16-17 лет.
3. Я считаю свою семью идеальной
4. Меня устраивает мой образ жизни
5. Мне нравится мое окружение
6. Я считаю атмосферу в своем классе идеальной
7. Мне хватает денег на карманные расходы
8. У меня есть все необходимые мне вещи ( техника, одежда, обувь, …)9. У меня есть больше вещей, чем мне нужно
10.Я верю в светлое будущее нашей страны
11.Пост президента занимает достойный человек
12.Я считаю, что в нашей стране есть свобода слова и демократия
Рецензияна учебно-исследовательскую работу по обществознанию
«Анализ социального самочувствия россиян на примере учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №2»
учащихся 9 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Юбилейный Московской области Агеевой Эльвиры и Кулешовой Ирины, Маркина Егора, представленную на городской конкурс проектов.
Участники проекта серьезно и заинтересованно подошли к выбору темы проекта. Тема проекта особенно актуальна в современном информационном обществе. Данный проект имеет как теоретическое, так и практическое значение:
Материалы проекта могут быть использованы на классных часах во всех параллелях старшей и средней школы
Материалы проекта могут быть использованы на общешкольных родительских собраниях
Для практического применения в жизни сейчас и в дальнейшем.
Целью проектной работы является выяснить уровень социального самочувствия россиян на примере учеников 8-10 классов с помощью метода анкетирования
Во время работы с проектом ребята узнали много нового из области новых технологий, познакомились с информацией о том, что такое индекс социального самочувствия, научились применять на практике метод анкетирования и анализ данных. При этом смогли применить знания по обществознанию.
Возникли и определенные трудности – ранее ребята не сталкивались с обработкой таких больших массивов данных. Но они справились с поставленной задачей, и видят продолжение своей работы в следующем году.
Цель проекта достигнута, выполнены все требования, предъявленные к проекту.
Считаю, что проект заслуживает высокой оценки в связи с актуальностью выбранной темы и практической значимостью полученных результатов.
Руководитель проекта: Дураченко А.А. учитель обществознания