Рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы по языкознанию (для выступления в МАН «Искатель»)


Рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы
по языкознанию (для выступления в МАН «Искатель»)
Школьный курс русского языка построен таким образом, что у учащихся возникает стойкое ощущение, что язык – это большое количество трудных правил, предписывающих то или иное написание слов или постановку знаков препинания. Занятия научно-исследовательской деятельностью позволяют школьникам взглянуть на язык как на инструмент, которым можно успешно пользоваться для решения разнообразных коммуникативных задач.
Занятия научно-исследовательской деятельностью способствует формированию у учащихся интеллектуально-речевых и исследовательских умений и навыков, развитию лингвистической зоркости, языкового чутья, что благоприятно отразится на подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов и дальнейшем обучении в вузах.
Современная ситуация в регионе благоприятна для вовлечения школьников в научно-исследовательскую работу, поскольку в Ярославской области стали традиционными Филологические чтения, в которых могут участвовать школьники начиная с 5 класса. Кроме того, ежегодно проводится Всероссийская конференция «Открытие», начинающаяся городским этапом, в которой каждый школьник, создавший научное исследование, может участвовать без каких-либо отборочных туров.
Научно-исследовательская деятельность может быть организована несколькими способами.
Одним из таких способов является проведение факультативных занятий или элективных курсов по русскому языку. Вполне возможно организовать занятия лингвистического кружка для разновозрастной (9-11 классы) группы. Цель этих занятий - формирование интереса к языку как средству общения. Сами занятия могут быть посвящены рассмотрению лингвистических вопросов, на которые в школьной программе отведено недостаточное количество времени, а вместе с тем данные темы представляют интерес для школьников. К таким вопросам можно отнести морфемику, словообразование, фонетику, трудные вопросы морфологии, трудные вопросы синтаксиса, лексикологию, фразеологию, стилистику.
Очень важно при рассмотрении перечисленных тем показывать те аспекты лингвистических проблем, которые вполне могли бы стать основой самостоятельного исследования школьника. Соответственно, таким образом учитель может заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, результатом которой может стать научный доклад, самостоятельно подготовленный слушателями факультатива. По итогам работы факультатива возможно проведение научной конференции, на которой могут присутствовать учащиеся любых классов школы. Наиболее удачные доклады могут быть представлены на Филологических чтениях или городском этапе конференции «Открытие».
Второй вариант организации научно-исследовательской деятельности школьников заключается в индивидуальной работе с теми учащимися, которые заинтересованы в научной деятельности, увлекаются филологией и коммуникативистикой. В данном случае следует выстроить систему консультаций, обеспечивающих планомерную и поэтапную работу по проведению научного исследования. Итогом может стать представление результатов проведенного изыскания на научных конференциях школы, города и области.
Каким образом выстроить систему работы по проведению научного изыскания?
Шаг первый. Определение темы исследования.
При определении темы научного исследования следует принимать во внимание, насколько важно изучать ту или иную проблему для современного общества. Например, чрезвычайно интересными и значимыми получаются работы, в которых рассматривается использование тех или иных языковых средств в коммуникативном аспекте (Жаргонные слова как средство адресации в молодёжных периодических изданиях, Языковые средства выражения эмоций в речи современной молодежи, Языковая игра в рекламе как средство привлечения внимания потребителя, Эффективные заголовки в газетной публицистике и др.).
Коммуникативный аспект можно усмотреть при анализе не только непосредственного общения в разговорной речи, в публицистике, но и опосредованного общения писателя с читателем в художественном тексте. Последнее особенно интересно, так как весьма важно выявить те средства и приемы, которыми автор привлекает внимание «своего» читателя.
При определении темы будущего исследования следует избегать таких, которые предполагают лишь сбор материала, выявление частотности того или иного явления без определения причинно-следственных закономерностей. Так, например, трудно представить, какие значимые выводы можно сделать в работе на тему «Названия конфет», «Названия хлебо-булочных изделий», «Что в имени тебе моём?» и др. Подобные работы, как правило, содержат подборку значительного числа языковых единиц, классификацию по какому-либо принципу, чаще всего одному, и выводы относительно частотности употребления тех или иных наименований. Никаких значимых и серьезных выводов в подобных работах сделать невозможно. На наш взгляд, такого рода работы возможны на самых ранних этапах проведения научного исследования (в 5-6 классах, на этапе предварительной подготовки доклада и т.д.) Указанные выше темы можно было бы преобразовать в перспективные и весьма значимые, если ввести коммуникативную составляющую, например «Названия конфет, привлекающие покупателя», «Название продукта как средство воздействия на потребителя (на примере ....)» и др.
Важно отметить необходимость весьма осторожного и осмысленного использования слова «особенности» в формулировке темы работы, поскольку включение данного слова обязывает автора исследования проводить сопоставительный анализ с аналогичными явлениями. Например, если заявлена тема «Особенности употребления метафоры в творчестве А. Блока», то в работе обязательно должно быть представлено сопоставление творчества указанного поэта с творчеством других авторов того же периода или другого периода на предмет использования метафор. В противном случае трудно делать выводы относительно особенностей указанного явления.
Итак, при формулировании темы исследования следует учитывать значимость проблемы и ее актуальность.
Потенциальные темы исследования можно выявить при обращении к любым вопросам языкознания. Так, изучая фонетику, можно обратить внимание на звуковой облик слова и то, как люди воспринимают звучание этого слова. Особенно важно проанализировать таким образом названия магазинов, турагентств, кафе, салонов красоты и т.д., поскольку именно названия является первым сигналом, который привлекает или отталкивает потребителя.
При изучении состава слова и словообразования можно предложить тему исследования, связанную с выявлением наиболее продуктивных способов словообразования в молодёжном жаргоне, в детской речи. Кроме того, можно обратиться к словам, образованным с помощью оценочных суффиксов, и проанализировать их функционирование в разговорной речи, художественном тексте, а также текстах массовой коммуникации: рекламе, публицистике.
Весьма богатой для инициирования научного изыскания является раздел «Лексикология». Учащиеся могут обратиться к изучению стилистически окрашенной лексики, эмоционально окрашенной лексики, лексики, выражающей оценку, эмоции человека в разных сферах коммуникации: обиходно-бытовой, общественно-политической и т.д. Заимствованные слова также представляют интерес для начинающего исследователя, поскольку их проникновение в различные речевые продукты весьма заметно и вызывает много вопросов у носителя языка.
Особый интерес для исследователя представляют фразеологизмы, их использование в разных типах текстов, а также различные способы трансформации идиоматических выражений как средство привлечение внимания адресата текста массовой коммуникации.
Безусловно, внимание исследователя не могут не привлечь слова, употребленные в переносном значение, причем функционирование метафорических конструкций интересно не только в художественном тексте, но и в рекламном, публицистическом, политическом.
Рассмотрение грамматических вопросов также может стать импульсом к исследовательской деятельности: в данном случае интерес представляют морфологические и синтаксические средства адресации, грамматические единицы, идентифицирующие мужскую и женскую речь и т.д. в социальной и массовой коммуникации.
Комплексное изучение языковых явлений предусматривается работами по выявлению и описанию средств создания языковой игры, комического, способов и средств воздействия на адресата в текстах разных типов. Возможны исследования когнитивного характера, то есть обращение к концептам, что в настоящее время является весьма актуальным (например, «Концепты «слово», «язык», «речь» в контексте поэтической речи (на примере произведений И. Бродского и А. Тарковского)»).
При определении темы будущего исследования целесообразнее идти от интереса учащихся (увлечение рок-музыкой, компьютерными играми, ICQ перепиской и т.д.). Особенно важно показать школьникам, что явления, которые можно изучать, окружают нас повсюду, а потому необходимо быть внимательным к языковым фактам, встречающимся в ежедневной жизни.
Шаг второй. Создание аппарата исследование, который будет отражен в такой части работы, как введение.
Подробно остановимся на обязательных элементах исследовательского аппарата.
1. Определение актуальности и научной новизны будущего исследования.
Начиная работать над темой, школьник должен понимать актуальность своего исследования, то есть ему следует обосновать, почему заявленную проблему необходимо рассматривать именно сейчас.
Особое внимание необходимо уделить определению научной новизны исследования. Одной из распространенных ошибок является подмена новизны сделанных в работе научных наблюдений и выводов новизной полученной школьником информации из прочитанной литературы по проблеме исследования. Следует подсказать начинающему исследователю, что, говоря о новизне, ему важно определить, какую новую научную информацию он получил в ходе рассмотрения языковых явлений.
Новизна может заключаться не только в проблеме (это не всегда можно заявить в рамках научного доклада), но и в материале, на котором проводилось исследование (например, исследование языка публицистики на материале региональных изданий, языка рекламы на материале региональной рекламы, выявление особенностей речевого поведения школьников конкретного образовательного учреждения и т.д.), в подходах к рассмотрению проблемы (например, сопоставительный анализ языка региональной газетной публицистики и федеральных газетных изданий, сопоставительный анализ речевого поведения учащихся обычной школы и гимназии, сопоставительный анализ речевых средств выражения эмоций девочек и мальчиков) и т.д.
2. Формулирование цели и задач исследования.
При формулировании цели исследования следует использовать отглагольные существительные: выявление, определение, описание, анализ, сопоставление языковых явлений. Важно избегать использования слова показать, поскольку демонстрация явлений не может выступать в качестве цели научного изыскания.
Задачи отражают этапы проводимого учащимся исследования. Как правило, в работы выделяют от 3 до 5 задач, хотя их может быть и больше. Формулировка задач представляет собой инфинитивную конструкцию (например, собрать языковой материал; описать структурно-семантические особенности жаргонных единиц; в ходе опроса выявить наиболее эффективные приемы языковой игры в рекламном тексте и т.д.). При определении задач важно обратить внимание на те формулировки, которые связаны с переработкой первоисточников (научной литературы по теме исследования). Не рекомендуется использовать фразы типа «определить понятие адресации, выделить языковые средства адресации», «дать понятие языковой игры» и т.д., поскольку данные формулировки предполагают самостоятельное определение указанных явлений, в то время как учащиеся лишь знакомятся с определением данных понятий в научной литературе. Поэтому корректнее формулировать задачу следующим образом: в процессе изучения работ по проблеме исследования описать понятие ...
3. Определение объекта и предмета исследования.
Школьникам следует разъяснить, чем отличается объект исследования от предмета. Объект понятие более широкое, чем предмет. Предмет это те языковые явления, которые будут рассмотрены в исследовании, а объект это контекст, в котором функционируют эти языковые единицы. Например, объектом исследования может быть современная газетная публицистика, а предметом может быть эмоционально окрашенная лексика, слова с00 разговорной окраской, заимствованные слова, фразеологизмы, вопросительные предложения, экспрессивные синтаксические конструкции и т.д.
4. Определение материала, на котором будет проводиться исследование.
Специфика научных исследований по языкознанию предусматривает обязательную работу с языковым материалом. В связи с этим необходимо перед началом исследования определить, какой материал станет основой для научного наблюдения. Таким материалом могут быть отдельные языковые единицы (эмоционально окрашенные слова, жаргонные слова, заимствованные слова и т.д.), микроконтексты (заголовки, рекламные слоганы, метафорические конструкции и т.д.), тексты (СМС, рекламные тексты, газетные статьи и т.д.), речь (телеведущих, радиоведущих, старшеклассников и т.д.).
При описании материала необходимо указать количество рассмотренных единиц или текстов, если для работы использовалась письменная речь. Если материалом послужил художественный текст, то следует перечислить конкретные произведения или сборники произведений с указанием года написания. Если материалом стала публицистика, то необходимо указать, какие рассматривались издания, какие номера, какого года публикации. При работе с рекламными текстами, важно отметить количество текстов и где они были размещены. Если материалом стала устная коммуникация, то необходимо указать объем звучащей речи в часах, а также перечислить количество программ и их названия (для телевизионной и радиоречи).
5. Определение методов исследования.
Любое научное изыскание проводится посредством общепринятых научных методов, в числе которых выделяют классификацию, сопоставление, научное описание, анализ, обобщение, анкетирование, эксперимент, наблюдение и др.
Важно, чтобы учащийся представлял те методы, которые он будет использовать в работе, и мог их указать во введении.
6. Формулирование практической значимости проведенного изыскания.
Определение практической значимости исследования придаёт весомость работе, поскольку показывает возможности использования тех выводов, к которым пришёл автор, в конкретной деятельности. Например, в результате исследования эффективности воздействия рекламного текста за счет использования выразительных средств могут быть предложены конкретные рекомендации для копирайтеров, и в этом будет заключаться практическая ценность проведенного изыскания.
Материалы исследования устной речи школьников, речи героев молодежных ток-шоу, песенных текстов вполне могут стать основой внеклассных мероприятий и служить решению воспитательных задач.
Шаг третий. Работа с научной литературой.
На этом этапе начинающему исследователю необходимо познакомиться с научной литературой по теме работы. Для этого следует отобрать книги, статьи, в которых рассмотрены понятия, являющиеся ключевыми в формулировке темы. Результатом изучения научной литературы должна стать реферативная часть, которая будет содержать базовую информацию для исследовательской главы работы
Типичной ошибкой является стремление учащихся подробно изложить материал первоисточников, вследствие чего реферативная часть работы становится значительно больше, нежели собственно исследовательская. Следует помнить, что в данной части работы должна быть представлена исключительно та информация, которую начинающий исследователь будет активно использовать для описания языкового материала: рабочее определение понятий, общепринятые классификации явлений, функциональная характеристика и т.д. Важно помнить, что реферативная часть не может превышать одной третьей от всего объёма работы.
Исследователю необходимо обратить внимание на изложение материала первоисточников: информация должна быть представлена в реферативном режиме, то есть в обязательном порядке необходимо делать ссылки на ту литературы, которая была изучена и переработана. Грамотность сносок свидетельствует об исследовательской культуре учащегося. Сноски могут быть представлены как внизу страницы, так и в скобках со ссылкой на библиографический список.
Шаг четвёртый. Работа с языковым материалом.
Работа с языковым материалом проводится в несколько этапов: сбор материала, классификация, описание, обобщение.
Наиболее трудоёмким этапом является сбор языкового материала, поскольку исследователю необходимо кропотливо и внимательно выбирать языковые единицы из разных источников. Если объектом исследования является художественный текст, то сбор материала будет связан с детальным чтением произведения и выборкой единиц для исследования. Аналогичным образом будет строится работа с текстами газетной публицистики.
Сбор материала для работ по разговорной речи наиболее трудный, поскольку автору предстоит проводить незаметную для говорящих аудиозапись текстов с последующей расшифровкой записей. Аналогично проводится сбор материала для исследований телевизионной речи и радиоречи, разница состоит лишь в том, что не нужно скрывать факт записи, поскольку говорящий не видит исследователя.
Как приём сбора материала может быть использовано анкетирование, если автор проводит исследование речевого поведения конкретных групп носителей языка.
Важно после сбора материала провести письменную его фиксацию на отдельных карточках, чтобы с ним было удобно работать.
Вторым этапом работы с языковым материалом является его классификация, то есть сортировка языковых или текстовых единиц по какому-либо принципу. Основанием для классификации может стать семантика языковых единиц, их структурные особенности, грамматические свойства, функциональные особенности. Если для исследования был взят текстовый или речевой материал, то в этом случае основанием для классификации может быть выбран коммуникативный аспект: тип адресата (по возрасту, по гендерным характеристикам и т.д.), предмет речи (например, при описании рекламных текстов можно использовать классификацию по типу рекламируемого товара и т.д.). В любом случае классификация должна отвечать цели исследования и соотноситься с характером описываемого материала.
В работе могут быть использованы разные классификации, если целью работы предусмотрен многоаспектный анализ языкового материала.
Третьим этапом работы является описание языковых единиц: какие особенности есть у тех или иных слов, конструкций; как они функционируют в тексте. В ходе описания важно обратить внимание на причинно-следственные отношения между отдельными языковыми средствами, выявить закономерности их использования, определить эффективность воздействия на адресата.
В работах по проблемам массовой коммуникации отдельным этапом будет проведение анкетирования и обработка полученных данных. Во-первых, необходимо составить анкету, определить количество и статус респондентов, во-вторых, решить, как будет проводиться сбор информации в устной форме (опрос) или в письменной (анкетирование).
Следующий этап работы проведение опроса, к которому школьники могут подключить своих друзей, родственников, особенно если в качестве респондентов необходимо привлечь взрослых людей. Завершается данная часть проведения исследования описанием полученных данных: по каждому вопросу анкеты следует провести количественный и качественный анализ ответов и постараться выявить закономерности.
Описание результатов опроса необходимо представить в отдельном параграфе работы, причем можно сопроводить текст таблицами, графиками, диаграммами, что даст возможность наглядно показать выводы, к которым пришел исследователь.
Шаг пятый. Написание заключения.
Заключение очень важная часть научной работы. Именно в этой части исследователь обобщает все те наблюдения, которые были представлены в основной главе. Следует помнить, что в заключении не должно быть общих, ничего не говорящих фраз, нельзя декларировать лозунги, не рекомендуется переписывать введение или использовать большое количество цитат.
В данной части работы необходимо прописать выводы, которые возникли в ходе исследования в соответствии с поставленной целью работы. Автор может также наметить перспективу дальнейшего исследования заявленной проблемы.
Желательно, чтобы заключение было развернутым и обстоятельным, поскольку именно данная часть работы ставит точку в проведенном исследовании.
Шаг шестой. Оформление библиографии.
Обязательным компонентом научной работы является библиография. Список использованной литературы может включать не только ту литературу, которую цитировал учащийся, но и те работы, которые были им прочитаны и косвенно использовались при проведении исследования.
Источники следует указывать в алфавитном порядке. Книги оформляются следующим образом:
Шостак, М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие.- М., 1998.- 96с.
Статья может быть представлена так:
Шмелёва, Т.В. Модель речевого жанра //Русский язык за рубежом.- 1983. - № 1. - С.72-77.
Обязательно должны быть включены в список литературы словари, которые использовал исследователь в своей работе.
Шаг седьмой. Оформление приложения.
Работа может содержать приложение, в котором следует представить тексты, послужившие материалом исследования; анкеты, заполненные респондентами; фотографии наружной рекламы; CD с записью телепрограмм, телерекламы и т.д.
Результаты исследования важно представить на итоговом занятия факультатива, на научной конференции любого статуса: школьной, районной, городской, областной, российской.
При подготовке доклада самым главным является внутренняя готовность автора отказаться от части той информации, которую он представил в письменном тексте.
В докладе, на который отводится 10-15 минут, следует обязательно включить описание аппарата исследования, кратко охарактеризовать каждую часть работы и представить выводы, сделанные в ходе научного изыскания. Выводы необходимо проиллюстрировать конкретным текстовым или языковым материалом
Докладчику не следует учить текст наизусть, но вместе с тем необходимо избегать чтения текста без отрыва от листа. Оптимальным вариантом считается чтение с листа с некоторыми комментариями и обращениями к аудитории. Хорошо воспринимаются слушателями доклады, в которых автор использует диалоговые конструкции, тем самым привлекая аудиторию к соразмышлению. Можно проиллюстрировать доклад компьютерной презентацией, но не следует весь доклад строить на основе данной презентации (техника может подвести).
Готовясь к выступлению, докладчику необходимо продумать свой внешний вид, поскольку образ выступающего может как помогать, так и мешать восприятию слушателями представленной информации.
Успешным можно считать такое выступление, которое побудило слушателей задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на заявленную научную проблему.
Начинающему исследователю необходимо быть готовым отвечать на вопросы аудитории, так как они дают возможность показать тот материал, который не вошел в текст доклада, но представлен в письменном варианте работы. Кроме того, вопросы дают возможность увидеть перспективу и пути дальнейшего рассмотрения заявленной научной проблемы.
15