Викторина по правилам дорожного движения, для учащихся младших классов коррекционной школы YIII вида



Тема: Правила дорожного движения (викторина).
Цели: Адаптация младших школьников в окружающем мире; обучение умению работать в команде. Систематизация правил дорожного движения, представлений о видах наземного транспорта. Тренировка в понимании сигналов светофора, дорожных знаков. Формирование активного внимания, долговременной памяти. Коррекция мышления. Воспитание культурного поведения в общественном транспорте.
Оборудование: дорожные знаки, фигуры Буратино, Мальвины, иллюстрации, плакаты, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор, бумажные кулоны с названием команды.
Ход урока.
1. Организационный момент: - Сядет тот, кто ездит в школу на автобусе; кто приезжает на машине; приходит пешком.
2. Коррекционное упражнение «Узнай, что это?»:
а) Угадывание доски ставятся карточки
б) Сравнение по внешнему виду автобуса, троллейбуса и трамвая – закрепить иллюстрации на доске, предложить учащимся их подписать. Затем предлагается выбрать из карточек на столе общие для всех признаки (- У всех этих машин есть колёса. Значит, выбираем карточки с колёсами и ставим под каждой машиной. У всех есть вагон – выбираем обозначения вагонов. Чего нет у автобуса, но есть у трамвая? Это рельсы…).
3. Угадывание темы урока: на доску вывешиваются фигурки Буратино и Мальвины.
Учитель:
Опаздывает вечно в школу Буратино,
Поэтому заходит всегда за ним Мальвина.
И правила движения не знает Буратино,
Поэтому за руку ведёт его Мальвина.
(- Угадайте тему урока. Верно, мы будем говорить о правилах дорожного движения. И сегодня у нас… (открывается доска) … прочтите тему: Викторина по правилам дорожного движения!)
4. Викторина по правилам дорожного движения.
1) Учитель предлагает детям разделиться на 2 команды – первая команда - команда Буратино, вторая – Мальвины; команды рассаживаются на стульях.
Учитель (показывает на фигурку Буратино):
И смеются все с тех пор,
Как он увидел светофор
И сказал: «Вот столб трёхглазый,
Я не видал его ни разу!»
Помогает с давних пор
Людям славный светофор.
И горят его глаза –
Их не слушаться нельзя!
(- Ребята, у вас на столах лежат разноцветные кружки. Нужно отгадать загадку, поднять нужный кружок)
Самый строгий этот свет,
Если он горит – стоп!
Машинам путь открыт,
Пешеходам – нет! (Красный свет.) – Дети поднимают красные кружки.
Этот свет предупреждает,
Светофор переключает. (Жёлтый свет.) - Дети поднимают жёлтые кружки.
А за ним вот этот свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: препятствий нет,
Смело в путь иди! (Зелёный.) - Дети поднимают зелёные кружки.
2) Соревнование «Собери светофор».
Учитель:
Помогает с давних пор
Всем нам славный светофор.
Соберём его скорей –
У кого же красивей?
(Учащиеся подходят к столам; им раздаются плоскостные изображения светофора и кружки (красный, жёлтый, зелёный); на доске открывается изображение светофора с контурами кружков, в которых вписаны буквы К,Ж,З. Нужно угадать названия цветов и правильно наклеить кружки. Команды размещают светофоры под иллюстрациями Буратино и Мальвины, соответственно, затем садятся на свои места.)
Учитель подводит итоги соревнования.
3) Конструирование пешеходного перехода.
Учитель:
Буратино наш не знал,
Что такое тротуар.
Получил он в школе двойку –
Вот сюда он указал (показывает на иллюстрации проезжую часть)
Помогите, помогите,
Тротуар нам покажите!
(Дети показывают с помощью указки тротуар, рассказывают о его значении; ведущий показывает своей указкой на проезжую часть, спрашивает, как называется эта часть дороги, и почему так называется.)
Учитель:
Но, ребята, очень многим
Страшной кажется дорога.
Мчат машины, нет пути,
Как её нам перейти?
(Дети рассказывают, как правильно нужно переходить дорогу)
Учитель:
Отгадайте-ка загадку:
Полосатая лошадка
Разлеглась среди дороги,
А по ней шагают ноги. (Зебра, или пешеходный переход)
Кто красиво соберёт
Пешеходный переход?
(Проходит соревнование между командами по сборке пешеходного перехода из отдельных серых и белых полосок; ведущий спрашивает, как нужно переходить пеш. переход – возле светофора, обязательно нужно посмотреть налево и направо, потому что некоторые автомобилисты не останавливаются перед переходом; просит показать, как надо переходить правильно).
Подведение итогов соревнования между командами.
4) Игра «Путаница».
Учитель:
Пешеходы осторожные
Знают знаки дорожные.
Очень знаки те важны,
Мы их тоже знать должны.
Наши знаки – вот беда,
Разбежались кто куда.
Уваженье и почёт тому,
Кто нам всех их назовёт.
(Игра «Путаница» с дорожными знаками: на доске вперемежку развешаны таблички с их обозначением, некоторые знаки и таблички вверх ногами)
Подведение итогов.
5) Загадывание загадок:
Учитель:
Есть у нас ещё загадки –
Отгадайте их, ребятки.
(Слушаем каждую загадку до конца, иначе не засчитается ответ.)
У него горят три глаза,
Не ошибся он ни разу –
Пешеходам помогает
И машины пропускает. (Светофор.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл.)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро.)
Я бываю разная – чёрная и красная,
Грузовая, легковая – угадай, кто я такая? (Машина.)
Учитель подводит итоги конкурса.