Внеклассное мероприятие по литературному чтению По сказкам А.С.Пушкина


Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. «По сказкам А.С.Пушкина».
Цель мероприятия: создание условий для применения обобщённой системы знаний, полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина.Задачи:1. Повторить, обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, уметь узнавать его сказки по характерным особенностям.2. Расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению.3. Развивать речь, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности обучающихся.
Оборудование: портрет писателя, слайды, интерактивная доска, рыбки для рефлексии.
Ход мероприятия.
Учитель: Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Именно поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
- Послушайте, одно стихотворение. (аудиозапись)!
- А кто знает из какого это произведения? Кто написал это стихотворение? Значит, о чем пойдет речь на нашем мероприятии?
"Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.
(слайд 2)

Сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
-Где родился А.С.Пушкин? (в Москве) -Какое любимое время года поэта? (Осень)-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом. Бабушка учила маленького Сашу читать и писать, но огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятил ей немало литературных произведений. Няня рассказывала ему первые сказки. Маленький Саша заслушивался сказками и засыпал, окруженный волшебниками. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки.
Игра «Узнай героя по описанию и назови сказку»-Давайте вспомним и оценим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
(слайд3) (Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд 4)

3.Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…
(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке») (слайд 5)

4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде») (слайд 6)

5. Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».) (слайд 7)

3. Блиц-турнир по сказкам Пушкина
-Теперь предлагаю вспомнить содержание сказок Пушкина.
1. Кто в сказках А. С. Пушкина является исполнителем всех желаний? (Золотая рыбка)
2. Назовите средство передвижения князя Гвидона и его матери по морю?(Бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она постоянно злилась.(Зеркальце)
4. Какую птицу посадили на спицу для охраны границы.(Петушок)
5. Кто из персонажей сказки жил в хрустальном дворце? (Белка)
6. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Простофиля)
7. Кто расплачивался с работником щелчком по лбу? (Поп)
8. Сколько было богатырей в «Сказке о мертвой царевне»?(Семь богатырей).
9. Что появилось в море на необитаемом острове Буяне?(Княжество Гвидона)
10.Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но ее это
не портило? (Царевна - лебедь)
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»(1831г.) в этом году исполнилось 185 лет. Приключения отважного царевича Гвидона, прекрасной царевны-Лебедь и царя Салтана напоминают нам о том, что любовь, верность и сила духа всегда побеждают!
4. Предлагаю вам занимательную викторину по сказке о царе Салтане.
1. Сколько девиц сидело вечером за пряжей? (Три девицы )2. О чём девушки мечтали за работой? (Выйти замуж)
3. О чём мечтала первая девица, если станет царицей? (Устроить пир на весь крещёный мир)
4. Какую из сестер царь Салтан сделал своей царицей-женой? (Младшую сестру)
5. Почему царь Салтан вынужден был покинуть молодую жену? (В те поры война была.)
6. Что произошло во дворце в отсутствие царя? (Царица родила богатыря):
7. Кто перехватил и подменил радостную весть царю Салтану?( Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой)
8. Что сообщили завистницы царю о рождении сына? (Что царица родила «неведомую зверушку»): А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой БабарихойИзвести ее хотят,Перенять гонца велят;Сами шлют гонца другогоВот с чем от слова до слова:"Родила царица в ночьНе то сына, не то дочь;Не мышонка, не лягушку,А неведому зверюшку".9. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?( Ничего не делать, «ждать царева возвращенья для законного решенья»)10. Почему царица с маленьким сыном оказались в бочке и в море? (Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой снова подменили письмо)
11. Сколько времени проплавали царица и сын в бочке? («день прошёл, царица вопит, а дитя волну торопит…»)
12. Куда волна вынесла царицу и сына? (На необитаемый остров)
13. Кого спас от коршуна молодой царевич, когда выбрался из бочки на берег? (Лебедь)14. Кем на самом деле оказался коршун? («Ты не лебедь ведь избавил,Девицу в живых оставил;Ты не коршуна убил,Чародея подстрелил»).
15. Как отблагодарила лебедь молодого царевича за своё спасение?(Сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова)
16. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? (Трижды превращала его в комара, муху, шмеля)17. Каким образом ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой препятствовали встрече царя Салтана с князем Гвидоном? (Рассказывали о чудесах, которые намного интересней острова Буяна)
18. О каком чуде повариха рассказала царю Салтану? (О белке, которая грызёт золотые орешки и песенки поёт)
(слайд 8)

19. Сколько богатырей выходило из моря под руководством дядьки Черномора охранять чудный остров?( Тридцать три) (слайд 9)

20. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?(Царевна-лебедь)
21. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон - его сын? (Простил их)
22. Чему учит нас сказка Пушкина о царе Салтане? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым. Нужно уметь прощать, когда совершаются ошибки. В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес).5. Учитель. Ребята, перед вами картина художника «Лукоморье». Внимательно посмотрите и найдите ошибки, которые допустил художник, изобразив не только героев из сказок А.С. Пушкина, но и героев других сказочников.
Ответ. Русские народные сказки: «Колобок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка»; арабская народная сказка «Алладин»; литературные сказки: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Шарль Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; Эдуард Успенский «Трое из Простоквашено».
(слайд 10)

6. Золотой петушок
Задание. Расставьте слоги, согласно их порядку, запишите и прочитайте, что кричал петушок, когда видел опасность, в «Сказке о Золотом петушке».

Ответ. Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!
7. Рефлексия. Учитель. Ребята, сколько желаний пообещала выполнить золотая рыбка в обмен на свою свободу? Ответы. Три.Учитель. На наше мероприятие тоже заплыли рыбки. Чтобы выпустить их на простор в синее море, мы должны вдохнуть в них жизнь, вписав на рыбьи чешуйки три (можно больше/меньше) слова, которыми вы можете охарактеризовать свою деятельность на занятии. Все слова должны начинаться с той буквы, которая написана на обратной стороне золотой рыбки. Можно использовать слова различных частей речи.Учащиеся получают формы рыбок для рефлексии. Вписав слова, которыми они характеризуют свою деятельность, прикрепляют на магнитную доску рыбку к заранее подготовленному рефлексивному морю.
Примеры ответов: я работал:А – азартно, активноБ – быстро, блестяще, безыдейно, буксовалГ – группой, генерировал, группировалД – думал, догадывался, дискутировал, дирижировал З – заинтересованно, задумался, зачитался, запоминалИ – искал ответы, интересовался, игралК – качественно, конкретно, коллективно, координировал работу в группеЛ – логично, лидировалМ – много, мало, молниеносно, мгновенно давал ответыН – нормально, неохотно, наблюдалО – отгадывал, открывал, объединял, оценивалП – предлагал, писал, повторил, победил, подписывалР – решал, разгадывал, работал, реализовалсяС – спрашивал, советовался, соревновался, соображалТ – трудился, тренировался, «тупил»У – узнавал, учился, увлекся8. Закончить наш разговор об Александре Сергеевиче Пушкине я хочу стихотворением Николая Алифиренко.Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина- Руси «спасибо»
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
МБОУ «Средняя школа №9»
Внеклассное мероприятие
«По сказкам А.С.Пушкина», проведенное на предметной неделе.
Учитель начальных классов
Камзалова Татьяна Александровна
Декабрь 2016 г.