Мероприятие по литературному чтению на тему Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина (4 класс)


Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина с элементами подвижных игр.
Цель: использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина; развивать позитивное логическое мышление и любовь к родному языку и русской поэзии; формировать умение выразительного чтения, воспитывать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма.
До проведения турнира учащиеся прочитали сказки А. С. Пушкина и нарисовали иллюстрации к некоторым сказкам. Ими было выполнено домашнее задание : сделать инсценировку отрывка из любой сказки в пантомиме. Перед началом игры ученики делятся на две команды – «Золотой петушок» и «Золотая рыбка», выбирают капитанов. В игре используются лего, обручи с закрепленными на них коршунов, кегли, мячи.
Ход занятия
Ведущий.
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего Баяна
Спешите к нам скорее сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий
Вас снова в сказки пригласит!
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А. С. Пушкина : «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Звучит музыка из оперы Римского- Корсакова «Золотой петушок». На доске размещены рисунки «У Лукоморья дуб зеленый», «Золотая рыбка» и «Золотой петушок»
Ведущий. Наш литературный турнир мы начинаем с вопросов - разминки. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Так будет на всех этапах игры.
Вопросы команде «Золотой петушок»
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири – ку – ку, царствуй лежа на боку»)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)
- Откуда эти строки?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. («Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
Вопросы команде «Золотая рыбка»
- С чем пришел невод? ( Первый раз – с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз – с золотой рыбкой)
- О каком времени года идет речь в начале «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме)
- Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне ?(«Весть царевну в глушь леснуюИ, связав, ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам)- Чем угрожала злая царевна Чернавке? (Рогаткой)
Вопросы команде «Золотой петушок»
Царь Дадон и Шамаханская девица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Вопросы команде «Золотая рыбка»
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка) (Нет)Царь Салтан и тридцать три богатыря? (да)
Ведущий.
Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи.
А у нас здесь есть лихие,
Петухи – озорники!
Сейчас мы проведем подвижную игру «Бой петухов»
Из каждой команды приглашаются по одному участнику. Они встают в круг, образованный расставленными кеглями. Прыгая на одной ноге и держа руки за спиной сцепленнными (как петухи), участники игры пытаются «выбить» противника из круга. Побеждает команда, которая больше всех «выбила» из круга участников другой команды.
Ведущий. Пока шел «Бой петухов», к нам пришли два письма от царя Дадона, он устал царствовать лежа на боку и решил свой ум потренировать. Шлет вам свои вопросы, да не простые, а мудреные (достает лист из первого конверта и читает вопрос команде «Золотой петушок»)
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
- Кто это и из какой сказки? (Старуха из «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ведущий. Ну а теперь вопрос команде «Золотая рыбка» (достает листок из второго конверта и читает)
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь!...О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?(Яблоко.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Ведущий. Молодцы! Справились с заданием. Помните, каким метким стрелком был Гвидон. Интересно посмотреть, какие вы стрелки. Проведем конкурс «Меткий стрелок».
В конце ковра устанавливаются обручи на стульях, в обручах закреплены рисунки коршунов. Каждый участник команды должен шариком попасть в этот обруч с определенного расстояния. Побеждает команда, у которой больше попаданий.
Ведущий. Молодцы! Продолжим наш турнир, проведем игру «Вспомните стихи»
Вот попался мне листок,
А на нем – обрывки строк,
Вспомнить их мне помогите,
Вы стихи восстановите!
Листок команде «Золотой петушок».
Ветер по морю… ( гуляет )
И кораблик … ( подгоняет )
Он бежит себе … (в волнах)
На раздутых … (парусах).
Учащиеся «Сказка о царе Салтане»
Листок команде «Золотая рыбка»
Царь с царевною … (простился),
И в дорогу … (снарядился),
И царица … (у окна)
Стала ждать … его (одна).
Учащиеся. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ведущий. Молодцы! Каждая команда подготовила домашнее задание : надо показать в пантомиме отрывок из любой сказки, другая команда должна отгадать сказку.
(Команды «Золотая рыбка» и «Золотой петушок» показывают свои домашние заготовки).
Ведущий. Объявляю конкурс капитанов!
(На листах, вырезанных в виде рыбок и петушков, с обратной стороны написаны вопросы. Капитаны берут по очереди листы и отвечают на вопросы)Вопросы капитану команды «Золотой петушок»
С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? («Жил – был поп, толоконный лоб»)
Назовите верного сторожа царя Дадона? (Петушок)
Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»)
Вопросы капитану команды «Золотая рыбка»
В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Капитаны отвечают на вопросы и получают свои жетоны. Подводятся итоги и награждаются победители.
Ведущий.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, ка сны.
Сыплются слова, с лова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
И так будет бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь! На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!