«Я и моя семья»


Занятие.

«Развитие положительного отношения к себе, своему происхождению через осознание своего уникального «Я».

Самопознание.

Тема: «Я и моя семья»

Цель: Расширять представление детей о семье и взаимоотношениях в ней; развивать заботливое отношение к себе, к близким и родным; воспитывать навыки уважительного отношения к членам семьи; дать представление об уникальности и неповторимости каждого человека.

Материалы и оборудование:
зеркальце, игруш. телефон, пирамида, обруч с лентами, ребус « 7Я », слово «семья»,
семейные «фотоальбомы», свеча, диск со спокойной музыкой, магнитофонная запись «разговора» с Солнцем, иллюстрации людей (от рождения до зрелого возраста), на доске - ромашки с фото (сюрприз от родителей), трава, солнышко, сердечки из красного картона + (украшения к ним), клей, салфетки.

Ход занятия:

Психологический тренинг «Доброе утро!» (стоя в кругу)

В: Придумано кем-то и просто, и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Д: «Здравствуйте!» - скажем солнцу и птицам,
«Здравствуйте!» - милым улыбчивым лицам.
В: «Здравствуйте, девочки!» «Здравствуйте!»
«Здравствуйте, мальчики!» «Здравствуйте!»
Д: «Здравствуйте, взрослые!» «Здравствуйте!»

«Волшебное зеркало» ( сидят на стульях)

- Ребята, Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце.
- Посмотрите, кого вы в нем увидели? (себя)
- Расскажи о себе. (рассказывают о своей внешности)
- Как вы думаете, есть на земле еще такой же человек, как вы?
- Каждый из нас – единственный, каждый из нас неповторим, у каждого свое имя,своя фамилия, своя семья. Такого как ты, больше нет на всей планете!


-Повторяйте за мной! (стоя)
Солнце, Небо и Земля!
Хорошо, что с вами Я!
Всему миру прокричу:
Очень я себя Люблю!
Я-самый хороший!
Я-самый красивый!
Я-самый умный!
Я-самый-самый-самый!
Я-очень люблю себя!




Игра «Разговор с солнышком» ( сидят на стульях)

(звонит игрушечный телефон; поднимаю трубку, разговариваю с солнцем, используя записанную на магнитофон «речь» солнца)

-Алло! Здравствуйте! Кто это?
- Это я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошки детского сада и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.
- Спасибо, Солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе, за что они себя любят. А ты, Солнышко, любишь себя?
- Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое, бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.

- Ребята, вы хотите рассказать Солнышку о себе?
(дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе)
Спасибо, дети! Мне очень приятно было слушать ваши рассказы! Я радо, что вы такие смелые, красивые, умелые, сильные, добрые. Мне очень понравилось, что вы так хорошо, тепло говорите о себе – значит, вы любите и уважаете себя!
- Да, Солнышко, наши ребята не только говорят об этом, но еще и много делают полезного, чтобы быть сильными и здоровыми.
Разминка (стоя)
Очень я себя люблю,
Очень уважаю.
Потому что я расту!
Ночью сплю,
А днем играю,
Плаваю и загораю,
Бегаю и кушаю...
Маму с папой слушаю!

- Если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек любит и уважает себя, ему хочется стать еще лучше и добрее.

Ребус <7Я> (сидят на стульях)
В: - Ребята, отгадайте, что здесь написано? (семья)
- Сегодня мы с вами поговорим о семье.

Обруч с лентами (стоят в кругу)
В: - Возьмите каждый по одной ленточке.
Что у нас получилось? Как вы думаете? (ответы).
В: - Наш круг очень похож на юрту. А над вами купол юрты, он
называется шанырак. Шанырак – это символ казахского дома. Каждый
человек, большой и маленький, любит свой дом, потому что в нём
живёт его семья. Иметь семью – большое счастье.

В: - Закончи предложение: «Моя семья самая...» (сидят на стульях)

В: - Раньше, в далёкие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он
назывался очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой
чая рассказать о своих делах или просто посидеть рядом в тишине. С
тех пор о семье и своем доме люди говорят «родной очаг».

- Давайте сядем в круг, зажжём свечу и представим, что это огонёк родного дома. Пусть он горит. Путеводный огонёк освещает путь домой, каждый человек любит свою семью и всегда спешит к себе домой. А теперь посидим в тишине и подумаем о своём доме, о своих родных (звучит музыка).
Вопросы: (сидят в кругу на ковре)
В: - О ком вы сейчас думали?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки? Для брата, для сестры?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?

В: ( сидят на стульях)
- Давайте перечислим всех членов вашей семьи (называют)
- Назовите их одним словом (родные, родственники)
- Правильно! Родственниками называют близких по родству людей.
- Что означает слово «род»? (род – одна большая семья).
- Каждый род имеет своё начало.
- Кто считается самым уважаемым членом семьи? (ответы).
- Как вы думаете почему?
(Потому, что они дольше всех прожили, много знают, к ним можно обратиться за советом, им задают вопросы: что делать? как поступить?)

В: - А ещё мы уважаем и любим своих бабушек и дедушек за то, что они дали жизнь нашим родителям. А родители дали жизнь нам. Вот так и получилась наша семья.
Каждому слово «семья» - родное,
Даже в слове том много тепла,
Оно словно солнце большое.
Полно и надежд, и добра.

Пирамида жизни (сидят на стульях)
-Сегодня мы с вами попробуем с помощью пирамидки с кольцами представить род человеческий.
- Давайте представим себе, что все ступени семейного рода можно обозначить этими колечками (вызываю помощника)
- Надень на стержень пирамидки самое большое кольцо – оно обозначает твоих прабабушку и прадедушку – родителей твоих бабушки и дедушки.
- Как мы назовем следующее по размеру кольцо? (бабушка и дедушка)
- Следующее кольцо, какое название будет носить оно? (мама, папа)
- А вот это небольшое кольцо, кого оно обозначает? (ответы)
- Верно, это - вы сами, а на этой пирамидке оно обозначает (имя помощника).
- Но посмотрите, у нас осталось еще самое маленькое колечко, а всех членов вашего рода мы уже перечислили. Кого же это кольцо обозначает? (ваших будущих детей)
- Правильно, вот какие вы молодцы – сами догадались об этом. И что же у нас получилось? (пирамида жизни)

Упражнение «Собери цепочку» (раскладывают картинки на ковре)

-Ребята, каждый человек был когда - то малышом; даже прабабушка и прадедушка были маленькие. Давайте, разложим фотографии по старшинству:

«младенец - девочка - дошкольница -школьница -студентка (девушка) –мама-бабушка»
(мальчик делает вывод)

«младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент (парень) – папа - дедушка»
(девочка делает вывод)

В: - Такой жизненный путь проходит каждый человек от малыша –
до взрослого и мудрого человека.

В: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие, но главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


В: - Давайте послушаем стихотворения о семье (3-е детей) (тихо звучит музыка)

Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

В: - Ребята, посмотрите, Солнышко согревает своим теплом цветы и все вокруг, для родителей вы – цветы жизни. Мамы и папы на лепестках ромашек написали, как сильно они вас любят и за что.
- Давайте прочитаем! (зачитываю некоторые (2 шт.))
- Как вы думаете о ком эти слова? . (Саша, иди, сорви свой цветочек)
(вызываю по одному – дети срывают свои ромашки)

В: - Приятно слышать, что вас любит ваша семья. А что бы вы подарили, чтобы выразить вашу любовь, доброту? Частичку вашего сердца.
- Давайте с помощью аппликации украсим сердечко и подарим своим близким.

























Заголовок 115