Использование интерактивных методов обучения как средство формирование метапредметных результатов на уроках географии в условиях введения

М.Е.Сергеева, учитель географии г. Волгоград
Использование интерактивных методов обучения
как средство формирование метапредметных результатов на
уроках географии в условиях введения
ФГОС ООО

Научно-технический прогресс 21 века за относительно короткий по историческим меркам срок привел человечество к глобальным изменениям во всех сферах общественного развития. И чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современности, сегодня необходимы прочные знания и умения, основы которых приобретаются в школе. От того, насколько правильно и профессионально поставлена работа в конкретной школе в целом и каждым учителем в частности зависит уровень знаний каждого выпускника образовательного учреждения. В этой работе – несколько взаимосвязанных особенностей образовательной деятельности организационного характера, от которых зависит общий успех. Одной из них и наиболее актуальной в системе образования является проблема реализации принципа преемственности между ступенями образования. Несмотря на то, что в школьную программу предмет «География» включен с 5 класса, свои базовые географические знания ученики получают уже в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Зачастую успешность усвоения географии в средней школе зависит от уровня и глубины знаний учащихся, полученных ранее. Однако не следует забывать и о значимости последовательного, логичного и плавного перехода между программами начального и среднего образования, который позволяет избежать адаптационных проблем с начала обучения в средней школе. Таким образом, обеспечение преемственности в преподавании географии так же, как и других школьных предметов, представляется важнейшей задачей, к решению которой каждый педагог должен приложить максимум усилий. С позиций современных представителей педагогики, психологии и дидактики ключевым аспектом обучения учащихся всех ступеней является формирование способов действий, реализуемых через умения- т.е. универсальных учебных действий. Какими же способами можно достичь УУД.1.Умение давать определения понятиям.Без них нельзя сформировать научное мировоззрение, развить мышление, подвести к осознанию ведущих идей каждого курса географии. Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в «море» знаний, служат опорными точками познания. Рассмотрим правила составления определения понятия: 1.Определение должно быть соразмерным, т.е ни слишком широким, ни слишком узким.2.Определение не должно быть отрицательным, т.е в нем должны указываться признаки, которыми оно обладает. Лава- это не мантия. Параллель, это линия, с помощью которой нельзя определить долготу местаПонятие нельзя определять через само понятие. Географическая широта- это широта северная и южная. Магматическая горная порода- это застывшая магма2.Умение классифицировать.Классифицируя предметы и явления, внешнего мира и обучая этому детей, следует помнить, что всякая классификация имеет цель. Поскольку целей может быть много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным признакам. Давая детям задание на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике.Развитие умения классифицировать. Проведите классификацию: Обь, Кама, Дон, Онежское, Байкал, Яблоновый, Алтай, Кавказ. Назовите « четвертый- лишний»: Верхнее, Мичиган, Виннипег, Эри, Онтарио( Виннипег не входит в систему Великих озер). Разделите слова на группы несколькими способами: Бразилия, Парагвай, туарег, вельвичия, сейба, пигмей, Оранжевая, Лимпопо.
3.Умение сравниватьВелико педагогическое значение сравнения. Нельзя успешно изучать изучать географию в школе, не пользуясь сравнением. Ушинский указывал, что « сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.
Сложность сравнения во многом зависти от того, по одному или нескольким признакам предлагается его выполнить. Наиболее просто сравнивать по одному признаку, т.к. он назван в самом задании. Учащимся остается лишь сделать вывод о сходстве или различии. Сложнее развернутые сравнения, осуществляемые по нескольким признакам. Постепенно от класса к классу мы переходим к развернутым сравнениям. Например, на основе сравнения картин предлагается выяснить, чем равнинная река отличается от горной. Признаки рек преоставляются учителем в готовом виде.
Признаки реки
горная
равнинная

Скорость течения



Характер течения



Долина



Берега



Дно



В старших классах ученики сами могут отбирать главные признаки и находить причины сходства и отличия 4.Умение наблюдать
Наблюдение можно без увеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования географической науки.Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Систематически осуществляемые упражнения по развитию у школьников умения наблюдать приучают их осмысленно усваивать учебный материал, раскрывать связи и проводить самостоятельное исследование фв форме наблюдения, записывать результаты по заданной форме. Так, уже в сентябре в 6 классе учащиеся проводят простейшие наблюдения за погодой в течение недели, делают выводы изменении погоды в течении дня. Задания. Правда ли, что при грозе скисает молоко. Может ли мороз высушить белье. Правда ли, что снег может согревать растения иземлю, ведь он холодный. Правда ли, что спасти от заморозка цветущую яблоню можно, поливая ее водой.Попробуйте предсказать погоду по приметам, связанным с живыми организмами: Ласточки и стрижи летают низко над землей--------------------------------- Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики и ноготки-------------
5.Умение делать выводы и умозаключения. Умозаключение- форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний( опыта) выводится новое знание..Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки. Пример 1. Проверьте правильность утверждений: 1.Все деревья имеют ствол и ветви. Береза имеет ствол и ветви. Следовательно, береза- дерево. 2. Если идет снег- значит зима. В данный момент времени идет снег. Следовательно, сейчас зима. 3. Говорят, что алтайские сказители-кайчи умеют вызывать град. В 2006 г в республике Алтай крупный град посыпался с неба во время выступления кайчи на межрегиональном фестивале. Следовательно, град был вызван сказителями.. ПРИМЕР 2. Определите, что общего между фактами: Все реки текут в море. Воздушный шар поднимается в небо. Крупнейшие животные нашей планеты обитают в воде. На дне океанов откладываются осадочные горные породы. В Солнечной системе движутся планеты. Ответ: все эти явления основаны на законе всемирного тяготения.6.Умение устанавливать причинно- следственные связи. Для проверки усвоения причинно-следственных связей в нормативные документы введены требования к подготовке учащихся, начинающиеся со слова « объяснять». При этом в одних случаях требуется объяснить причины того или иного явления или процесса ( образование атмосферных осадков, различия в климате отдельных территорий), в других- влияние одного объекта или явления на другой. В первом случае рассуждение движется в направлении от следствий к причинам, во втором-наоборо. При этом 2 вид деятельности оказывается сложнее первого, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснить причины. Развитие умения устанавливать причинно-следственнные связи. Покажу на нескольких примерах. Представьте ответ на вопрос « Почему Амазонка- самая многоводная река Южной Америки» в виде схемы или логической цепочки. Зкваториальный пояс -2000-3000мм осадков- равнинный рельеф- пассаты- Почему западные склоны Урала получают больше осадков, чем восточные? Почему городов на восточном побережье Южной Америки больше, чем на западном? 7. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. На уроках географии использование карт для самостоятельной работы просто необходимо. И возможность подбора заданий здесь огромна


































..Работа путем наложения 2 карт. Задание: Сравнив карту « Строение земной коры» и « Физическую карту» Африки, выявите основные закономерности размещения полезных ископаемых. Данные занесите в таблицу.Используя карты атласа, сравните набор природных зон русской и Западно- Сибирской равнин. В чем сходства и различия. Какие страны Латинской Америки получили преимущества после открытия Панамского канала, а какие его потеряли. Используя соответствующие карты атласа, дайте характеристику рельефа, климата, природной зоны, ЭГП ит.д
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.